Диагностический материал по познавательному развитию (математика) по программе Детство
методическая разработка по математике (старшая группа)

Сыроватская Наталия Владимировна

В данной статье представленн материал для молодого педагога, работающего в старшей группе, по проведению диагностики математического развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первичная диагностика математического развития  детей старшего возраста по программе «Детство»

Цель диагностики – отслеживание  достижений  в овладении детьми средствами и способами познания.

Предмет диагностики  - поведение ребенка в ситуации познания, степень проявления самостоятельности и конкретные умения оперировать числами, простыми схематическими изображениями и моделями, комбинировать и декодировать.

Форма организации диагностического обследования – проблемно – игровые ситуации, в которые включены познавательные задачи

Инструментарий: материалы «Диагностики математического развития детей 5-6 лет» авт. З.А. Михайловой и И.Н. Чеплашкиной

Диагностика в начале года

1. «Кто нарисован на картине?»

Цель : выявление умений сравнивать и обобщать по признакам с целью самостоятельного установления правил построения логических задач, доказывать, обнаруживать ошибки

Материал: два логических квадрата с изображением животных (ослик, медвежонок и поросенок),  один квадрат полный другой  с пропусками.

Инструктаж:

Ребенку предлагается логическая задача с неполным набором картинок. Вместо одной недостающей картинки, как это обычно бывает в подобных задачах, их три. Образцом служит второй ряд, где нарисовано то, о чем говорится в ситуации: Кристофер Робин нарисовал своих друзей, ослика Иа-Иа, Винни-Пуха и Пятачка, по-разному: веселыми — с глазами-щелочками, удивленными — с круглыми глазами, испуганными — с квадратными глазами. Друзья посмотрели на рисунки художника и взяли самые лучшие.

«Посмотри на картинку и скажи, кто взял рисунки и какие? (Дети пользуются вариантами ответов.) Сможешь ли ты доказать, кто именно эти рисунки уже взял?»

В ходе решения важно понять и запомнить: кто нарисован (ослик, медвежонок и поросенок), как (с глазами-щелочками, круглыми и квадратными). Неизвестно сочетание признаков: название животного, присущая ему форма глаз, расположение (три признака). Для практического поиска ответов необходимо разрезать вторую (нарисованную справа) картинку, расположив полученные квадраты в том же порядке.

Для поиска портретов, которые уже взяли, и тех, кто их взял, следует «раскрыть» закономерность, состоящую в том, что в каждом ряду и столбце есть все три признака: разные животные, с тремя рисунками глаз, с разным расположением в пространстве.

Решая эту задачу, ребенок практически выбирает портреты, которые уже взяли. В верхнем ряду это портрет медвежонка, но с квадратными глазами; в третьем (нижнем) ряду слева — медвежонка с глазами-щелочками и справа — ослика с круглыми глазами.

Критерии уровней:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно, на основе анализа и сравнения,  находит недостающие изображения, обосновывает свой выбор

Средний уровень – в  ходе  поиска недостающих изображений поочередно выбирает их из вариантов ответов

Низкий уровень – называет случайные фигуры из вариантов ответов

2. Диагностическая ситуация «Войди в избушку»

Цель :  предполагает выявление практических умений детей 5— 6 лет в составлении чисел из двух меньших и в осуществлении поисковых действий.

Материал: картинка с изображением  трех избушек с цифрами 6, 9, 7.  К избушкам ведут следы

Инструктаж:

На трех избушках, расположенных в ряд, цифрами (6, 9, 7 соответственно) обозначено количество золотых монет. К избушкам ведут следы. Забрать монеты сможет только тот, кто откроет дверь. Для этого надо наступить на левые и правые следы вместе столько раз, сколько показывает цифра. (Отмечать карандашом.)

Педагог: «Какую избушку ты выбрал? Закрась возле нее столько следов, сколько раз ты нажмешь сначала на одну педаль, а затем на правую?  Проверь, откроется ли дверь? Если хочешь, то войди в другие избушки».

Критерии уровней:

Высокий уровень – ребенок правильно устанавливает числа, осуществляет целенаправленный поиск, предлагает другие варианты

Средний уровень – правильно составляет два числа из трех

Низкий уровень – воспроизводит число на основе пересчета, составом числа не владеет.

3. Диагностическая ситуация «Восстановим лесенку»

Цель: выявление умений обнаруживать нарушения (ошибки) в порядке следования предметов по высоте, восстанавливать ряды, объяснять ошибки на основе установления соответствия предметов по высоте и порядковому номеру. 

Материал: Лесенка из счетных палочек Кюизенера составлена с пропуском палочки «6» на подъеме и палочек «5», «4», «2» — на спуске. Для проведения диагностики можно воспользоваться рисунком, но желательно составить лесенку на плоскости и положить недостающие палочки, среди которых должны быть «лишние».

Инструкция. Голодные любопытные мышата учуяли запах сыра, но подняться по ступенькам, чтобы взять его, не смогли. Назови номера ступенек, по которым собирается подняться худой мышонок. Какой по порядку ступеньки не хватает в его лесенке? Ты можешь исправить лесенку? Исправь!

Назови номера ступенек, по которым собирается подняться полный мышонок. Каких по порядку ступенек не хватает в его лесенке? Назови. Помоги и ему! Теперь он сможет полакомиться сыром? Удобно ли теперь шагать по лесенке

Критерии уровней:

Высокий уровень – ребенок устанавливает соотношения всех предметов по высоте, восстанавливает ряды, объясняет порядок расположения ступенек

Средний уровень – замечает ошибки в построении лестницы, исправляет их, оба раза двигаясь снизу вверх

Низкий уровень – соотносит дополнительные палочки с нарисованными ступеньками, пропущенные не находит

Первичная диагностика математического развития  детей старшего возраста

Ф.И. ребенка

«Кто нарисован на картине?»

«Войди в избушку»

«Восстановим лесенку»

ИТОГО

Ваня Ш.

2

3

2

2,3

Ваня Ш. Ребенок активен в разных видах познавательной деятельности, с интересом участвует в поисковой деятельности, но требуется сопровождение воспитателя.  Слушает и понимает  поставленную задачу, умеет сравнивать, выделяет признаки предметов, называет  все геометрические фигуры, хорошо соотносит число и цифру, владеет порядковым и количественным счетом. При составе числа из двух меньших допускает ошибки, но при повторном выполнении задания может их самостоятельно найти и исправить.

Рекомендации воспитателям: в дальнейшей работе с ребенком необходимо включать в работу игры на развитие внимания, памяти, на познание закономерностей и отношений «Логические цепочки», «логический домик»,  игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша,  игры на освоение умения преобразовывать «Игровой квадрат», игры – головоломки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс диагностических средств, для проведения педагогического мониторинга по программе "Детство"

Таблица. Комплекс диагностических средств для проведения педагогического мониторинга по программе "Детство"...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" (математика)

Цель программы по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения вни­мания детей к количественным отношениям пред...

Диагностический инструментарий по познавательному развитию

Подборка дидактических игр и упражнений для проведения педагогической диагностики детей дошкольного возраста по познавательному развитию....

Диагностический материал обследования речевого развития

Диагностический материал обследования речевого развития ребенка 6-7 лет (методика Н.В.Нищевой)...

Диагностический материал по экологическому развитию для старших дошкольников.

Диагностический материал по экологическому развитиюдля старших дошкольников....

"Диагностический материал по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста"

Диагностический материал содержит в себе дидактические игры на выявление разных сторон речевых нарушений....