Диагностический материал обследования речевого развития ребенка 6-7 лет (по методике Н.В. Нищевой)
учебно-методический материал по логопедии

Диагностическая карта (по методики Н.В. Нищевой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_material_obsledovaniya.docx40.3 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический материал обследования

речевого развития ребенка 6-7  лет

(по методике Н.В. Нищевой)

Содержание диагностики

Критерии оценки

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Состояние слухового внимания:

  1. Дифференциация звучащих игрушек;
  2. Определение направления звука;
  3. Восприятие и воспроизведение ритма.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Исследование зрительного восприятия:

(показ по просьбе логопеда)

Круг,  квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Исследование   зрительно-пространственного   гнозиса   и праксиса:

Показать предметы, которые находятся:

вверху ______, внизу _____, впереди ______, сзади _____, слева _____, справа _____, слева внизу ______,

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Ориентировка в схеме тела:

Показать правой рукой левый глаз  _______,

левой рукой — правое ухо _____.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Складывание картинок из частей:

из 4 частей__________5 частей__________

6 частей__________ 7 частей___________ 8 частей____________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Складывание фигур из палочек по образцу:

«елочка» и «дерево» из шести палочек_______________________

«лодочка» и «лесенка» из семи палочек______________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ

Состояние общей моторики:

Выполняемые упражнения:

  1. попрыгать на двух ногах;
  2. попрыгать на левой ноге;
  3. попрыгать на правой ноге;
  4. прыгнуть в длину с места;
  5. потопать ногами и похлопать руками одновременно;
  6. забросить мяч от груди;
  7. забросить мяч из-за головы;
  8. подбросить и поймать мяч.

Оценивается: объем выполнения движений, темп, активность, координация движений.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Состояние ручной моторики:

Кинестетическая основа движений:

  1. одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
  2. одновременно вытянуть указательный палец и мизинец левой руки;
  3. одновременно вытянуть указательный палец и мизинец обеих рук;
  4. поместить указательный палец на средний и наоборот на правой руке;
  5. поместить указательный палец на средний и наоборот на левой руке.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Кинетическая основа движений:

  1. упражнение «Игра на рояле»;
  2. проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой;
  3. проба «кулак-ребро-ладонь» левой рукой;

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Навыки работы с карандашом:

  1. умение рисовать прямые линии;
  2. умение рисовать ломаные линии;
  3. умение рисовать замкнутые линии умение рисовать волнистые линии;
  4. умение рисовать человека.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Оценивается: объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости.

Манипуляции с предметами:

  1. умение застегивать и расстегивать пуговицы;
  2. умение завязывать и развязывать шнурки.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Оценивается: объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Выполнить  упражнения:

  1. закрыть правый глаз;
  2. закрыть левый глаз;
  3. прищурить глаза;
  4. нахмурить брови;
  5. поднять брови;
  6. надуть правую щеку;
  7. надуть левую щеку;
  8. втянуть правую щеку;
  9. втянуть левую щеку;

Оценивается: наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Движения нижней челюсти:

  1. Открыть и закрыть рот;
  2. подвигать нижней челюстью вправо-влево.

Движения губ:

Выполнить вместе с логопедом:

«улыбка», «трубочка», «улыбка — трубочка».

Движения языка:

Выполнить вместе с логопедом:

«лопата», «жало», «лопата — жало», «качели», «маятник», «чашечка», «вкусное варенье».

Движения мягкого неба:

Широко открыть рот и зевнуть.

Оцениваются: наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ АНАТОМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

  1. Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
  2. Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов);
  3. Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);
  4. Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель);
  5. Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
  6. Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной вязкой)

Оцениваются: норма и патология в строении органов артикуляционного аппарата.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

 (изолированно, в словах, во фразах)

Назвать картинки:

с: санки, коса, нос, стакан, стол

с': сети, семь, Вася

з: завод, зубы, коза, звезда

з': зима, бузина, газета

ц: цапля, солнце, палец, цветок

ш: шишка, пышка, шуба, шкаф

ж: жук, кожа, ножи

ч: чайник, качели, печка, ночь

щ: щетка, щепки, плащ, клещи

л: лампа, волк, стол

л': малина, лебедь, полено

р: рак, корова, трактор         

рь: ремень, пряники, фонарь

и: лейка, яблоко, еж, крылья        

к: куртка, скрипка, шкаф        

г: грядка, виноград         

х: хлеб, сухарь.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Повторить предложения:

У Зины зонт.        

У сома усы.        

Кузнец кует цепь.        

Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.

У ежа ежата.        

Дятел долбит ель.         

К нам во двор забрался крот.         

Майя и Юра поют.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ

  1. Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное).
  2. Объем дыхания (достаточный, недостаточный).
  3. Громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрез мерно тихий, с носовым оттенком, глухой, монотонный).

Оцениваются: норма и нарушение состояния дыхательной и голосовой функции.

ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

  1. Темп (нормальный, ускоренный, замедленный);
  2. Ритм (нормальный, дисритмия);
  3. Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке);
  4. Употребление основных видов интонации.

Оцениваются: особенности динамической стороны речи.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО - СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Изолированные слова:

(назвать по картинкам, повторить за логопедом)

Тротуар___________________  Экскаватор_____________________

Градусник_________________  Виолончелист__________________

Фотоаппарат ______________  Регулировщик___________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Предложения:

  1. Виолончелист укладывает инструмент в футляр;
  2. Регулировщик руководит движением на перекрестке;
  3. У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

са-ша-са_________   ша-са-ша_____________

са-ца-са_________    ца-са-ца_______________

ча-тя-ча_________    тя-ча-тя_______________

Ща-ча-ща______     _ча-ща-ча_______________

Ща-ся-ща________ _ся-ща-ся____________

ля-ла-ля ___________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать картинки):

Пашня-башня________ Катушка-кадушка_______

Крот-грот____________ Мышка-мошка_________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении 

(показать картинки):

Собор-забор________ Касса-каша_______

Сук-жук___________  Лук-люк__________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Выделение конечного согласного из слов:

Кот__________________ Сук______________

Сом____________________ Малыш______________

Лимон___________________Грач_________________

Сироп____________________ Лещ________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

2. Выделение начального согласного из слов:

Мост_____________________ Банка_______________

Пол______________________Тапки________________

Вода_____________________Чайник_______________

Дом______________________Щетка________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

3. Определение последовательности звуков в слове:

Кот_______________________Вата_________________

Дом_______________________Лапа________________

Нос_______________________Рыба________________

Суп_______________________Шина________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

4. Определение количества звуков в словах:

Нос________________________Ваза________________

Бык________________________Батон_______________

Кит________________________Банка_______________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

  1. Пассивный словарь (объем словаря, соответствие возрастной норме).
  2. Понимание различных форм словоизменения

A. Дифференциация единственного и множественного числа

существительных (показать по картинкам)

Пень — пни_________________Ворона — вороны_________________

Перо — перья________________Гнездо — гнезда__________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Б. Дифференциация предложно-падежных конструкций (показать по картинкам):

Собака спит под крыльцом_____Собака вылезает из-под крыльца___

Кошка прячется за домом____ Кошка выходит из-за дома____

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

B. Дифференциация   существительных   с   уменьшительно-ласкательными суффиксами (показать по картинкам):

Мяч-мячик_______________________

Ваза-вазочка______________________

Одеяло-одеяльце __________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Г. Дифференциация  глаголов  с  различными  приставками (показать по картинкам):

Машина выезжает из гаража___ Машина отъезжает от гаража___

Машина объезжает гараж______ Машина въезжает в тоннель_____

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Д. Понимание предложений (показать по картинкам):

Бабочка сидит на цветке, который уже распустился___________

Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился_________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

  1. Номинативный словарь:

а) назвать существительные по темам:

«Ягоды»______________________

«Дикие животные»_______________

«Домашние животные»_____________

«Птицы»_____________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

б) назвать одним словом (обобщить):

Клубника, смородина, черника_____________________

Волк, лиса, заяц___________________________

Кошка, собака, свинья_____________________

Аист, кукушка, ласточка___________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

в) назвать части тела и части предметов (по картинкам):

Локоть_______ Ладонь______ Затылок__________

Висок________Манжета_____ Петля для пуговицы__________

Фары_________Мотор__________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

4. Предикативный словарь (ответить на вопросы):

Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)_____________________

А как подает голос волк? (Воет)____________________

А как подает голос лошадь? (Ржет)_________________

А как подает голос овца? (Блеет)______________________

Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)______________

А что делает продавец? (Продает)__________________

А что делает маляр? (Красит)___________________

А что делает швея? (Шьет)___________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

5. Атрибутивный словарь:

а) назвать предъявленные цвета:

Красный_________Оранжевый________Желтый________

Зеленый________Голубой____________Синий_________

Фиолетовый______Розовый_________Белый__________

Черный_______ Коричневый________ Серый__________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

б) назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):

Руль какой? (Круглый)________________

Окно какое? (Квадратное)______________

Флажок какой? (Треугольный)_________

Слива какая? (Овальная)____________

Одеяло какое? (Прямоугольное)__________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

6. Подбор антонимов:

Друг____________Добро___________Горе______________

Горячий_________Легкий__________Длинный_________

Давать__________Поднимать_______Продавать________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

7. Состояние словоизменения:

а)Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):

Глаз — глаза

Лист —_________________Стул —___________________

Лень —_________________Воробей —________________

Книга —_________________Дерево –__________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

б)Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):

Карандашей___________Листьев_____________

Книг_________________Вилок_______________

Ведер______________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

в) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):

Фиолетовый колокольчик_______________

Серая ворона____________________

Розовое платье____________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

г) Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):

Где спит собака? (Под крыльцом)___________________

Откуда вылезает собака? (Из-под крыльца)____________

Где прячется кошка? (За домом)______________

Откуда выходит кошка? (Из-за дома)__________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

д) Употребление числительных 2 и 5 с существительными (назвать по картинкам):

Два пня____________Пять пней_________

Два воробья________Пять воробьев_______

Две книги__________Пять книг__________

Два ведра___________ Пять ведер________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

8. Состояние словообразования:

а)Употребление    существительных    с    уменьшительно-ласкательными суффиксами (назвать по картинкам):

Лист — листок______Трамвай — трамвайчик________

Изба — избушка_____Крыльцо — крылечко_________

Кресло ______ креслице_______

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

б)Образование названий детенышей животных:

У коровы —______У лошади —_____

У собаки —______У овцы —_____

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

в)Образование относительных прилагательных:

Стол из дерева (какой?) — деревянный

Аквариум из стекла (какой?) —_________________________

Крыша из соломы (какая?) —___________________________

Стена из кирпича (какая?) —____________________________

Шапка из меха (какая?) —______________________________

Носки из шерсти (какие?) —____________________________

Сапоги из резины (какие?) —___________________________

Крепость из снега (какая?) —___________________________

Лопатка из металла (какая?) —__________________________

Сок из яблок (какой?) —_______________________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

г) Образование притяжательных прилагательных:

Очки бабушки (чьи?) — бабушкины

Туфли мамы (чьи?) —______Усы кошки (чьи?) —_________

Хвост лисы (чей?) —______Берлога медведя (чья?) _______

Гребень петуха (чей?)_________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

д) Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает мальчик?» по картинкам):

Мальчик выходит из дома____________________________

Мальчик отходит от дома____________________________

Мальчик подходит к магазину________________________

Мальчик переходит улицу___________________________

Мальчик обходит лужу_____________________________

Мальчик входит в дом_______________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

е)Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам):

Девочка строит домик__________________________

Девочка построила домик_______________________

Мальчик красит вертолет_______________________

Мальчик покрасил вертолет_____________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Составление рассказа по серии картинок.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Пересказ прослушанного текста.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Максимальное количество  баллов: 50.

40- 50 баллов: высокий уровень речевого развития;

25-40 баллов: средний уровень речевого развития;

0-25 баллов: низкий уровень речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал по развитию речи. Мониторинговые исследования речи дошкольников.

Мониторинговые исследования речи дошкольников. Диагностический материал, задания. Использованы материалы программ "Детсво" и "От рождения до школы", в соответствии с Федеральными государственными треб...

Диагностический материал по развитию речи

Материал содержит  вопросы для  диагностики детей младшего среднего  и старшего дошкольного возраста , а также результаты собственной диагностики....

Диагностический материал "Карта развития ребенка"

Карта развития ведется с 3 лет до выпуска из детского сада...

Диагностический материал по развитию речи

Диагностическое обследование ребенка с 3–4 лет по развитию речи...