Речевая карта ребенка с ОНР (по методике Н.В. Нищевой)
учебно-методический материал по логопедии

Речевая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon recheva_karta_po_metodiki_n.v.nishchevy.doc266.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая карта

Фамилия, имя…..............................................................…………………………………………….........….

Дата рождения .……………………………..возраст (на момент поступления в группу) ………….

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Состояние слухового внимания

Дифференциация звучащих игрушек (дифференцирует, выполняет с ошибками, не дифференцирует)

Определить направление звучания игрушки (определяет, выполняет с ошибками, не может определить направление звучания)

Восприятие и воспроизведение ритма

4 года

5 лет

6 лет

IIi

iiI

i I i I

I I i i

I i i I

i i I I

I I i i

I I i i I

I i i I I

I I i i i

i i i I I

Воспроизводит

Воспроизводит с ошибками

Не воспроизводит

Воспроизводит

Воспроизводит с ошибками

Не воспроизводит

Воспроизводит

Воспроизводит с ошибками

Не воспроизводит

Исследование зрительного восприятия

Цвет

Умение соотносить цвета (подбор картинок к данному цветовому фону)

Показ цветов

5 лет

красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, черный

 Соотносит, не соотносит, выполняет с ошибками

Показывает, не показывает, допускает ошибки

6 лет

красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный

 Соотносит, не соотносит, выполняет с ошибками

Показывает, не показывает, допускает ошибки

      Восприятие формы

5 лет

Круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник

Воспринимает, не воспринимает, допускает ошибки

6 лет

Круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник

Воспринимает, не воспринимает, допускает ошибки

Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

4 года

5 лет

6 лет

П и Л руку              

П и Л ногу                              

П и Л глаз      

П и Л ухо                                        

П рукой Л глаз

Л рукой П ухо

Показывает, не показывает,

допускает ошибки

Показывает, не показывает,

допускает ошибки

Показывает, не показывает,

допускает ошибки

Ориентировка в пространстве

4 года

5 лет

6 лет

Вверху, внизу, впереди, сзади

Вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа

Вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу

Ориентируется, не ориентируется, допускает ошибки,  отказывается от выполнения

Ориентируется, не ориентируется, допускает ошибки,  отказывается от выполнения

Ориентируется, не ориентируется, допускает ошибки,  отказывается от выполнения

4 года

5 лет

6 лет

Складывание разрезных картинок

2-4 части

3 – 5 частей

4 - 8 частей

складывает, не складывает, допускает ошибки  

складывает, не складывает, допускает ошибки  

складывает, не складывает, допускает ошибки  

Складывание фигур из палочек по образцу

Стульчик, кроватка из 4 палочек, лесенка из 5 палочек

Домик, елочка из 6 палочек, лесенка из 7 палочек

Елочка, дерево из 6 палочек

Лодочка, лесенка из 7 палочек

складывает, не складывает, допускает ошибки  

складывает, не складывает, допускает ошибки  

складывает, не складывает, допускает ошибки  

Характер выполнения

Самостоятельно,

по образцу,

использует подсказку,

метод проб и ошибок

Самостоятельно,

по образцу,

использует подсказку,

метод проб и ошибок

Самостоятельно,

по образцу,

использует подсказку,

метод проб и ошибок

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ

Состояние общей моторики

4 года

5 лет

6 лет

Объем выполнения движений (полный, неполный), темп (нормальный, быстрый, замедленный),  координация движений (достаточная, не достаточная)

Объем выполнения движений (полный, неполный), темп (нормальный, быстрый, замедленный),  координация движений (достаточная, не достаточная)

Объем выполнения движений (полный, неполный), темп (нормальный, быстрый, замедленный),  координация движений (достаточная, не достаточная)

Состояние ручной моторики

4 года

5 лет

6 лет

Навыки работы с карандашом

Умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги

Умение рисовать прямые, ломанные, замкнутые линии, человека

Умение рисовать прямые, ломанные, замкнутые, волнистые линии, человека

Умеет, не умеет,

допускает ошибки  

Умеет, не умеет,

допускает ошибки  

Умеет, не умеет,

допускает ошибки  

Манипуляции с предметами

Умение застегивать/расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую

Умение застегивать/расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки

Умение застегивать/расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, работать ножницами

Умеет, не умеет,

допускает ошибки  

Умеет, не умеет,

допускает ошибки  

Умеет, не умеет,

допускает ошибки  

Кинестетическая основа движений

сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала
на правой руке, потом — на левой руке

одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук

одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой
руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец
на средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

 Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Кинетическая основа движений

Поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой, изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот

игра на рояле,   кулак – ребро – ладонь

(ведущей рукой)

игра на рояле,   кулак – ребро – ладонь

(правой и левой рукой)

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

 Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Объем движений

Полный, неполный

Полный, неполный

Полный, неполный

Переключаемость

движений

Своевременная, замедленная, отсутствует

Своевременная, замедленная, отсутствует

Своевременная, замедленная, отсутствует

Сопутствующие движения

Имеют место, нет

Имеют место, нет

Имеют место, нет

Строение и подвижность артикуляторного аппарата

Параметры изучения

Возраст ребенка

4 года

5 лет

6 лет

Мимические

движения

(под счет 3 раза в 4 года и

5 раз в 5 – 6 лет)

Нахмурить брови (рассердиться)

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Поднять брови вверх (удивиться)

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Прищурить глаза

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Надуть щеки (толстячок)

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

втянуть щеки (худышка)

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Сглаженность носогубных складок

Сглажены, четко выражены

Губы

Толстые, тонкие, неполное смыкание,

короткая верхняя губа, толстая отвислая нижняя губа, наличие  рубцов, расщелин

Улыбка-трубочка

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Оскал

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Вибрация – «тпру»

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Движения выполняются под счет 3 раза в 4 года и 5 раз в 5 – 6 лет

Зубы

отсутствие, мелкие, редкие, неровные, неправильной формы, расположены вне  челюстной дуги, двойной ряд, диастема

Язык

макроглоссия, микроглоссия, короткая подъязычная складка, географический,

девиация кончика влево/вправо

тонус

повышен, понижен

справа, слева,

полностью

широкий язык удержание

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

узкий язык удержание

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Узкий:

вправо - влево

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

широкий язык наверх и вниз

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Кончиком языка обвести губы

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Лошадка

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  

Выполняет, не выполняет, допускает ошибки  


Объем движений

Полный, неполный

Полный, неполный

Полный, неполный

Точность движений

Сохранна,

нарушена

Сохранна,

нарушена

Сохранна,

нарушена

Темп движений

Нормальный, быстрый, медленный

Нормальный, быстрый, медленный

Нормальный, быстрый, медленный

Переключаемость движений

Нормальная,

замедление темпа, персеверации,

замены движений

Нормальная,

замедление темпа, персеверации,

замены движений

Нормальная,

замедление темпа, персеверации,

замены движений

Тремор

Усиление при повторных движениях и удержании позы, синкинезии,

 саливация

Усиление при повторных движениях и удержании позы, синкинезии,

саливация

Усиление при повторных движениях и удержании позы, синкинезии,

саливация

Прикус  

передний открытый, боковой открытый, перекрестный, прямой, глубокий, прогения (нижняя челюсть), прогнатия (верхняя челюсть)

Твердого  неба

готическое, низкое, уплощенное, наличие расщелин

Мягкого  неба

укороченное, наличие раздвоения, расщепление маленького язычка  или его отсутствие, девиации вправо/влево

Общее звучание речи

4 года

5 лет

6 лет

Дыхание

диафрагмальное,

верхне-ключичное, брюшное, смешанное

диафрагмальное,

верхне-ключичное, брюшное, смешанное

диафрагмальное,

верхне-ключичное, брюшное, смешанное

Речевой выдох

Достаточный, укороченный, речь на вдох

Достаточный, укороченный, речь на вдох

Достаточный, укороченный, речь на вдох

Голос

сила (тихий, громкий, глухой, затухающий)

высота (высокий, низкий, соответствует возрасту)

тембр (хриплый, сиплый, резкий, наличие/ отсутствие носового оттенка)

выразительность (N, маловыразительный, монотонный)

сила (тихий, громкий, глухой, затухающий)

высота (высокий, низкий, соответствует возрасту)

тембр (хриплый, сиплый, резкий, наличие/ отсутствие носового оттенка)

выразительность (N, маловыразительный, монотонный)

сила (тихий, громкий, глухой, затухающий)

высота (высокий, низкий, соответствует возрасту)

тембр (хриплый, сиплый, резкий, наличие/ отсутствие носового оттенка)

выразительность (N, маловыразительный, монотонный)

Просодика

Норма, замедленный темп, ускоренный темп, дисритмия

Норма, замедленный темп, ускоренный темп, дисритмия

Норма, замедленный темп, ускоренный темп, дисритмия

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

состояние биологического слуха (из мед. карты) (норма, нарушение)

состояние восприятия речи (в процессе беседы) (воспринимает адекватно, не воспринимает, воспринимает частично)

Состояние звукопроизношения

Звуки

4 года

5 лет

6 лет

а, о, у, ы, и, э

б-п-м

в-ф

д-т-н

г-к-х

й

с

с'

з

з'

ц

ш

ж

щ

ч

л

л'

р

р'

Исследование звуко-слоговой структуры слов

4 года

5 лет

6 лет

Дом, мяч, лук

Снег, хлеб, текст

Столб, трап

Рога, весна, гнездо

Крыша, мостик, кошка

Сквозняк, свисток

Капуста, молоко, лошадка

Сенокос, картофель, звездочки

Тротуар, градусник, лекарство

помидоры

Пирамидка, сковородка

Простокваша, экскаватор, аквариум

Милиционер, велосипедист, температура

Фотоаппарат, виолончелист, регулировщик, экскаваторщик

Воспроизводит

Воспроизводит с ошибками

Не воспроизводит

Воспроизводит

Воспроизводит с ошибками

Не воспроизводит

Воспроизводит

Воспроизводит с ошибками

Не воспроизводит

5 лет

Милиционер едет на мотоцикле.

Волосы подстригают в парикмахерской

6 лет

Водопроводчик чинит водопровод.

Регулировщик регулирует движение на перекрестке.

Звуко-слоговая структура не нарушена;

нарушена в ……….сложных словах,  предложениях, в речи;

грубо нарушена в …………сложных словах, предложениях, в речи.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Повторить серию слогов

5 лет

ка – га

га – да

ба–па-ба

та-да-та

га-ка-га

ба-бя-ба

за-са-за

6 лет

са-за-са

са-ша-са

жа-за-жа

ча-ща-ча

ща-ся-ща

ла-ля-ла

ча-тя-ча

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении

5 лет

Трава - дрова

Почка - бочка

Корка – горка

Сова - софа

6 лет

Пашня - башня

Катушка - кадушка

Мышка - мошка

Крот - грот

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении

5 лет

Суп - зуб

Челка – щелка                        

Сайка - чайка

Галка - галька

6 лет

Собор -  забор

Касса - каша

Сук - жук

Вечер – ветер

Фонематический анализ и синте

с 5 лет

выделение ударного гласного в начале слова

Аня

аист

осы

утка

Ира

Оля

улица

Инна

с 6 лет

определение первого согласного звука в слове

мак

дым

трава

кошка

ворона

булка

чашка

щука

определение последнего звука в слове

дом

мак

ключ

муха

камыш

танк

труба

баран

определение последовательности  звуков в слове

мак

суп

лук

каша

Рама

определение и количества звуков в слове

дом

рак

луна

совы

банан

Начальные навыки чтения и письма

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Пассивный словарь

Объем словаря (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы)

4 года

5 лет

6 лет

Покажи где кукла, стол, шар. Посади куклу, поставь пирамидку

Понимает, понимает не точно, не понимает

Понимает, понимает не точно, не понимает

Понимает, понимает не точно, не понимает

                

Понимание различных грамматических форм словоизменения

5 лет

Различие предложно-падежных конструкций

в стол - из стола, на стол - со стола

под стол - из-под стола

Понимает, понимает не точно, не понимает

Понимание различных грамматических форм словообразования

 5 лет

Дифференциация уменьшительно-ласкательных суффиксов

Стол-столик, флаг-флажок, вишня-вишенка, книжка-книжечка, ключ-ключик, подушка-подушечка

Понимает, понимает не точно, не понимает

Дифференциация существительных с  суффиксом ИНК

Виноград-виноградинка, бусы-бусинка, роса-росинка

Понимает, понимает не точно, не понимает

Дифференциация глаголов с  различными приставками

Ходит, переходит, уходит, входит, выходит

Понимает, понимает не точно, не понимает

Понимание словосочетаний

Покажи ручкой карандаш. Покажи карандашом ручку. Дочка мамы. Мама дочки. Хозяин собаки. Собака хозяина.

Понимает, понимает не точно, не понимает

Понимание простых предложений

Мальчик делает зарядку. Девочка поливает цветы. Девочка ловит бабочку.

Понимает, понимает не точно, не понимает

Понимание вопросительных предложений

Кого ловит девочка?  Чем девочка ловит бабочку? Кто ловит бабочку?

Понимает, понимает не точно, не понимает

С 6 лет

Понимание связной речи

 Понимает, понимает не точно, не понимает

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Общая характеристика речи - отсутствует, лепетная речь, отдельными словами, фразовая речь

Исследование активного словаря

Номинативный словарь (назвать слова по темам)

5 лет

Фрукты

овощи

мебель

птицы

+ более 5 существ

- менее 3

существ

6 лет

ягоды

Дикие животные

Домашние животные

Профессии

+ более 5 существ

- менее 3

существ

Назвать одним словом (обобщить)

5 лет

Стул, стол, шкаф

Огурец, помидор, морковь

Яблоко, банан,

апельсин

Автобус, самолет, теплоход

6 лет

Клубника, смородина, черника

Волк, лиса, заяц

Кошка, собака, свинья

Повар, учитель, врач

Показ частей тела, предметов

части

  5 лет

6 лет

тела

Голова, шея

Руки, ноги

Нос, рот

живот

локоть

грудь

колено

пальцы, ноготь

одежды

Рукав

воротник

пуговица

манжета

петля

машины

Дверца

колесо

руль

кабина

кузов

кабина

фары

мотор

окна

рама

подоконник

стекло

Глагольный словарь

5 лет

кто какие звуки издает?

кошка

собака

ворона

свинья

корова

овечка

кто как передвигается

кошка

заяц

ворона

Змея

рыба

6 лет

Что делает?

повар

учитель

врач

водитель

пекарь

Летчик

Прилагательные

5 лет

красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, черный

Называет, не называет, называет с ошибками

6 лет

красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный

Называет, не называет, называет с ошибками

5 лет

Круглый, квадратный, овальный , треугольный, прямоугольный

Называет, не называет, называет с ошибками

6 лет

Круглый, квадратный, овальный , треугольный, прямоугольный, многоугольный

Называет, не называет, называет с ошибками

         

              Подбор антонимов (с 6 лет)

добро        

большой      

давать

горе      

высокий      

покупать

друг                  

легкий

поднимать

хороший

широкий

горячий

Словоизменение

С 5 лет

употребление форм Р.п. мн.ч.         Много чего?

Дом  

Мяч      

Шар                          

Стол

         

Береза                

ключ

Чашка                    

Книга

Дерево              

Карандаш

Лист                  

Стул

употребление предложно-падежных конструкций

в

на

под

над

за

перед

около

Употребляет, не употребляет, употребляет с ошибками

согласование прилагательных с существительными в единственном числе

мячик

ведро

платье

машина

ботинок

бабочка

 употребление словосочетаний с числительными 2 и 5 с существительными                                                                

5 лет

 6 лет

1

2

5

1

2

5

Дом

Ключ

Кукла

Лев

Шар

Озеро

Жук

Дверь

Словообразование

 употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

 5 лет

Стол

Нос

Ложка  

Мяч

Машина              

Забор

Дом

Кровать

Береза

Шкаф

Миска

Кукла

6 лет

Гриб    

Лист

Одеяло

Лиса

Воробей

кресло

         

 образование названий детенышей животных

 4 лет

 5 лет

 6 лет

Кошка

Заяц

Корова

Слон

Белка

Лошадь

Утка

Медведь

Собака

Лиса

Волк

Свинья

коза

еж

овца

С 6 лет

 образование относительных прилагательных от существительных (из чего сделано?)            

Дерево

Пух

Снег

Бумага

Кирпич

Брусника

Солома

Резина

Черника

Мех

Металл

Шерсть

 образование притяжательных прилагательных (чей? Чья? Чье?)

Сумка мамы

Кофта бабушки

Газета папы

Нора лисы

Хвост зайца

Лапа медведя

  образование приставочных глаголов

Мальчик  (вышел) из дома.

Мальчик (обходит) лужу

Мальчик (подходит) к магазину

Мальчик (входит) в дом

Мальчик (переходит) улицу

образование глаголов совершенного вида

Девочка рисовала цветы.

Мальчик делал уроки.

Папа пишет письмо

                                 

СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Пересказ

5 лет

Все меньше стало теплых дней. В садах и парках цветут последние цветы. Красив сейчас наряд леса. Березы стоят в золотом уборе. Птицы тронулись в дальний путь. (отсутствует, на начальном уровне, соответствует возрасту, с помощью взрослого, по наводящим вопросам, воспроизводит все (не все) смысловые элементы.)

Рассказ

6 лет (отсутствует, на начальном уровне, соответствует возрасту, с помощью взрослого, по наводящим вопросам, воспроизводит все (не все) смысловые элементы, не/нарушает последовательность событий.)

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начало года: ___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Дата .....................................................        Учитель-логопед ................................ /И.В. Таран/

Конец года: ___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Дата .....................................................        Учитель-логопед ................................. /И.В. Таран/

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начало года: ___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Дата .....................................................        Учитель-логопед ................................... /И.В. Таран/

Конец года: ____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Дата .....................................................        Учитель-логопед .................................... /И.В. Таран/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста (с 3-до 5 лет) (для логопункта МДОУ)

Речевая карта  ребенка младшего дошкольного возраста (с 3-до 5 лет) (для логопункта МДОУ)...

Речевая карта ребенка старшего дошкольного возраста (с 5-до 7 лет) (для логопункта МДОУ)

Речевая карта  ребенка старшего дошкольного возраста (с 5-до 7 лет) (для логопункта МДОУ)...

Речевая карта ребенка с ограниченным возможностями здоровья (ЗПР). (старший возраст)

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....

Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)

Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....

«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).

  Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...