Главные вкладки

    Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)
    учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) на тему

    Арнаутова Людмила Викторовна

    Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rech_karta_arnautova.docx27.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Речевая карта  ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)

       Ф.И.О._____________________________________________________________________________

    Дата рождения _________________Дом.адрес _________________________Телефон__________________

    Дата  поступления в группу __________ ____Откуда поступил____________________________________

    Решение ПМПК от_________________ протокол №___________________ принят на_________ года

    Заключение ПМПК ________________________________________________________________________

    Решение ПМПК от _______ протокол №_________  выпускается с диагнозом:_______________________

    ____________________________  в______________________ (вид школы)

                                                                             Анамнез

    Мать:_____________________________________________________________________________________

    Отец:_____________________________________________________________________________________

    От какой беременности по счёту _______ как протекала беременность:_____________________________

    Роды____ (срочные, досрочные, быстрые, стремительные), послеродовый период__________________

    Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя, умеренная) ___Вес, рост  при рождении: _________________

    Какие заболевания перенёс__________________________________________________________________

                                                    Речевое развитие ребёнка

    Гуление (2-3 мес.)___, лепет ___ (4 – 8 мес.), первые слова ___ (1 – 1.5 года), фразы (2 года) ______

    Не прерывалось ли речевое развитие (причины, как долго длилось)________________________________

    Использование жестов ________Речевые нарушения у родителей, родственников ____________

    Общая моторика (норма, нарушения моторики: моторная напряжённость, скованность движений, нескоординированность движений, моторная неловкость и др.)__________________________________

    Мелкая моторика___________________Зрение___________ Слух_________________

    Дыхание (затруднённое, поверхностное, неглубокое, неровное, ротовой выдох, норма)_________________

    Отклонение тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый,     дрожащий, монотонный)________________

    Состояние артикуляционного аппарата

    Лицевая мускулатура: (гипомимия, сглаженность носогубных складок, оральные синкенезии, тремор подбородка, ассиметрия, гиперкинезы)__________________ Губы (толстые, тонкие, подвижные, малоподвижные) __________________________

    Тонус (гипертонус, гипотония, дистония, норма) _________________________________________

    Зубы: (норма, крупные, мелкие, редкие,  нарушение зубного ряда, наличие стемы,)________________

    Прикус: (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, норма) __________________

    Твёрдое нёбо: (готическое, низкое, наличие расщелин, норма)__________________________________

    Мягкое нёбо: (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина,норма)_____________________

    Язык: (толстый, тонкий, раздвоенный, укороченная связка, норма)______________________________

    Мышечный тонус (спастичность, гипотомия, дистрофия, девиации, норма)_______________________

    Объём движений(ограничен, неполный, язык не выводится из полости рта,норма)__________________

    Верхний подъём, боковые отведения (повороты вправо-влево)_________________________________

    Гиперсаливация ________________________________________________________________________

    Обследование речевого развития  проводится  3 раза в учебном году с использованием альбома:

    ____________________________________________________________________________________

    Параметры обследования

    1-й год

    2-й год

    сентябрь

    январь

    май

    сентябрь

    январь

    май

    1. Предварительная беседа для установления доверительных отношений с ребёнком:

    Как тебя зовут?

    Сколько тебе лет?

    Где ты живешь?

    Как зовут маму?

    Есть у тебя друзья?

    2.Общее развитие.

    -Счет до 10(прямой, обратный):

    -назови геометрические фигуры:

    - цвета… (основные + оттенки);

    -скажи, где… (– справа, слева, вверху, внизу)

    -когда это было?(части суток, время года)

    3. Составление рассказа по картинке 

    «У меня есть замечательная картинка. Вот она. Давай вместе посмотрим и подумаем, что здесь произошло»

    4.Составление рассказа по серии сюжетных картинок

    3 картинки «Кошка и мышка»

    4 картинки «Заяц и морковка»

    5. Пересказ

    1-ый год

      «Кот» (сентябрь)
    В бутылке было молоко. Кот толкнул бутылку. Бутылка упала, молоко потекло. Кот лакал молоко.

     «Ежик» (январь)

    Живет в лесу ёжик. Летом ежик сыт. Он ест мышей, лягушек, жуков. Зимой нет еды для ёжика. Ёжик всю зиму спит.

     « Умная галка» (май)

    Хотела галка пить. В саду на столе стоял кувшин с водой. В кувшине воды было мало, и галка не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки. Много накидала. Вода в кувшине поднялась, и галка стала пить.

    2-ой год

    Творческий рассказ (вместо пересказа). Придумать конец истории.
    Весна.

     Солнце сверкает на небе. Марина спешит во двор. Там ее ждут подруги. Она бежит по лестнице. Вдруг Марина услышала жалобное мяуканье…

    6.Фонематический слух

    Повторение :   1 год

    Да-та-да Ба-па-ба

    Ка-га-ка     Ка-ха-ка

    2 год

    Та-да-та        Та-да-та

     Ма-на-ма   Ма-на-ма  

    Ка-га-ка      Ка-ка-га 

    Дифференциация:  2год

    С-З; Ш-С; К-Г; С-Ц; Л-Р; К-Х; Ш-Ж

    Кот-год, том-дом-ком

    Звукопроизношение

    С- санки, суп, осы, весы, нос, пёс

    Сь - синий, сено, гусь, письмо

    З- зубы, замок, ваза, коза

    Зь зима, Зина, газета, обезьяна

    Ц- цепь, яйцо, кольцо,  индеец

    Ш- шуба, мешок, машина,душ

    Ж- жук, живот, нож, ёж, кожа, сажа

    Щ- щука, щетка, плащ, ящик

    Ч- чайник, чайка, мяч, ключ, очки

    Л- лук, лавка, дятел, молоток, пила

    Ль- лимон, лев, соль, улитка

    Р -рыба, топор, корова, ведро

    Рь- репка, ремень, веревка, фонарь

    К- кот, куча, кукла, мак, лоток

    Г- губы, нога, телега, сапог

    Х- ходит,сухой,пух

    Й- йогурт,ёжик, яблоко,юла

    7. Анализ звукового состава слова

    Назови 1-ый звук в слове:

    Аня, Оля,ухо,Ира

    Назови все звуки в слове: МАК

    Сколько звуков в слове: СУП

    Назови последний звук в слове:

    мукА, рукИ, доМ, паР, шарЫ

    8. Словарный запас

    Предметный словарь      Картинки:

    Объясни название слов:

    Холодильник___________________

    Пылесос______________________

    Обобщение

    Свитер, юбка, брюки-это…………

    Сапоги, туфли, тапки-это………..

    Яблоко, апельсин, груша-это…….

    Шкаф, стол, стул-это……………..

    9. Грамматический строй речи

    Словоизменение и словообразование:

    Образование настоящей формы глагола (что делал-сейчас делаешь)

    Рисовал…… Играл…… Одевался…

    Преобразование ед.числа во множ.

    Рука- руки…………………………

    Ухо-уши…………………………..

    Дом-дома………………………….

    Карандаш- карандаши….…………

    Употребление формы родит. падежа мн. числа существительных

    (Один предмет -много чего?)

    Стол-столов    дом-домов

    Утенок-утят      окно-окон

    Карандаш-карандашей  сок-соков

    Согласование сущест.+числит

    «Посчитай» :     1-2-5 предметов

    Образование уменьш.-ласкат .сущ.

    «Назови ласково»

    Подбор прилаг. к существительным

    Лимон какой?.................................

    Мяч………………………………..

    Яблоко……………………………..

    Машина……………………………

    Образование притяжательных прил.

    «Чей? Чья? Чьи? Чьё?»

    (Хвост у  лисы чей?)-лисий

    Образование относительных прил.

    Какой? Какая?

    Стул из дерева- деревянный……..

    Банка из стекла- стеклянная……..

    Сок из яблок- яблочный…………

    Образование притяжательн.сущест- вительных от местоимений:

    Мой- моя- мои-моё

    Словарь глаголов- «Что делает?»

    Продавец…………………………..

    Кошка……………………………..

    Врач………………………………

    Птица……………………………….

    «Кто как голос подаёт?»

    Кошка…………………………..

    Утка……………………………..

    Петух…………………………….

    Корова…………………………….

    Подбор антонимов

     «Скажи наоборот»

    Заходить-………………………….

    Весёлый-…………………………..

    Далеко-……………………………..

    Высоко-…………………………….

    Употребление предлогов

    В   НА   ПОД   НАД   ЗА   ОКОЛО

    Названия детенышей животных

    У кошки?...............У свиньи……

    У коровы………… У оленя……..

    10. Слоговая структура речи

    Изолированные слова

    Снеговик………………………….

    Велосипед………………………

    Температура………………….....

    Инструменты…………………..

    Скворечник…………………….

    Аквариум………………………..

    Предложения

    Всеволод едет на велосипеде…..

    Мальчики слепили снеговика….

    На сковородке тушатся голубцы.

    Волосы подстригают в парикмахерской…………………

    11. Описательный рассказ

    Предъявляется предмет , картинка.

    Игрушка, (муляж) яблоко…………..

    Мягкая игрушка –медвежонок….

    Сюжетная  картинка

    Пособие Г.Каше

    ( при замене- указать картинку)

    1 год- «Испугались»

    2 год «Соня и собачка»

    12.Психические процессы

    Указать альбом для обследования:…………………..

    ……………………………………

    Восприятие……………………….

    Память…………………………..

    Внимание………………………

    Мышление……………………

    Воображение……………………

    Результаты обследования и рекомендации для воспитателей, специалистов ДОО и родителей

    1 год обучения_____________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________

    2 год обучения______________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________

                                                                   Учитель-логопед:_________________ Арнаутова Л. В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

    Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

    Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»

    Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО – РЕЧЕВЫХ ИГР В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ 4 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНАЯ КАРУСЕЛЬ» (авторская разработка практического материала)

    Данный материал предназначен для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. Основное внимание направлено на создание условий для стимулирования речевой активности детей с ОНР через...

    Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

    Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

    Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

    Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

    Речевая карта для обследования ребёнка с нарушениями речевого развития

    Речевая карта для обследования ребёнка с нарушениями речевого развития...