Особенности проведения речевых игр с детьми с ОНР. Общие окказиональные формы при нормальном и нарушенном речевом развитии.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Блохина Светлана Вячеславовна

Консультации для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_vospitateley.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности проведения речевых игр с детьми с ОНР.

     Известно, что игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми.

     При организации речевых игр и упражнений можно руководствоваться следующими рекомендациями:

    - игры не должны быть длительными по времени (5-10-15 минут);

    -они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а руководитель – помочь ему;

     - игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;

     - игра может быть частью занятия или проводиться в один из режимных моментов;

     - в игре необходимо добиваться активного речевого участия каждого ребенка, при этом по возможности использовать и двигательную активность;

     - в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;

     - в процессе игры руководитель принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры), по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение обязательно поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает в следующий раз новую игру или новый вариант этой.

Общие окказиональные формы при нормальном и нарушенном речевом развитии.

       В процессе овладения практической грамматикой у детей наблюдаются разнообразные аграмматизмы, так называемые окказиональные формы.

        Можно выделить следующие виды окказионализмов при формообразовании (по С.Н.Цейтлин).

  1. Унификация места ударного слога, т.е. закрепление ударения за определенным слогом в слове.  Так в различных формах сущ. сохраняется ударение исходного слова (стола нет, много поездов).
  2. Устранение беглости гласных, т.е. чередования гласного с нулем звука (левы, молотоком, кусоки, много сестр).
  3. Игнорирование чередований конечных согласных (ухи, текет, бегет, соседы).
  4. Устранение наращения или изменения суффиксов (друг-други, ком-комы, котенок-котенки, дерево-деревы).
  5. Отсутствие супплетивизма при формообразовании (человек – человеки, ребенок – ребенки, лошадь - лошаденки).

      Наряду с окказиональными формами, характерными как для нормального, так и для нарушенного  онтогенеза у детей с ОНР, выявляются и специфические аграмматизмы.

      Если в норме происходит смешение формально-знакомых средств преимущественно внутри одного аграмматического значения, внутри одной функции, то у детей с ОНР наблюдаются смешения флексий  различных значений.

      В процессе словоизменения у детей с ОНР недостаточно функционируют процессы «генерализации», т.е. выявление правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение в процессе порождения речи. Для процессов формообразования дошкольников с ОНР характерна языковая ассиметрия, т.е. отступление от регулярнояти в строении и функционирования языковых знаков.

        Среди форм словоизмениния у дошкольников с ОНР наибольшие затруднения вызывают предложно-падежные конструкции сущ., падежные окончания сущ. мн. Числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже.

         Специфической особенностью речи детей с ОНР является большая зависимость от лексической семантики, степени знакомства слова, от звукослоговой структуры слова, от типа предложения.

         Характерной особенностью речи детей с ОНР является одновременно существования двух стратегий усвоения грамматического строя речи:

 - усвоение слов в их нерасчлененном, целостном виде (на основе механизмов имитации);

 - овладение процессом расчленения слов на составляющие их морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза), которое осуществляется у детей с ОНР более замедленными темпами.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.

Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Об необходимости зрительной гимнастики для детей с нарушением зрения. Предлагается примерный комплекс зрительной гимнастики....

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Обоснована значимость зрительных гимнастик, приведены пирмеры комплексов зрительных ги...

Выступление на педсовете Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии

Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии...

Показатели нормального и нарушенного речевого развития дошкольников

В краткой удобной таблице представлены основные критерии нормального и нарушенного развития речи у детей от 1 до 7 лет...

Особенности проведения воспитательских занятий с детьми в речевой группе

Особенности проведения воспитательских занятий с детьми в речевой группе Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а также процессов, тесно связанных с...