Особенности проведения речевых игр с детьми с ОНР. Общие окказиональные формы при нормальном и нарушенном речевом развитии.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Особенности проведения речевых игр с детьми с ОНР.
Известно, что игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми.
При организации речевых игр и упражнений можно руководствоваться следующими рекомендациями:
- игры не должны быть длительными по времени (5-10-15 минут);
-они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а руководитель – помочь ему;
- игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;
- игра может быть частью занятия или проводиться в один из режимных моментов;
- в игре необходимо добиваться активного речевого участия каждого ребенка, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
- в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
- в процессе игры руководитель принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры), по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение обязательно поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает в следующий раз новую игру или новый вариант этой.
Общие окказиональные формы при нормальном и нарушенном речевом развитии.
В процессе овладения практической грамматикой у детей наблюдаются разнообразные аграмматизмы, так называемые окказиональные формы.
Можно выделить следующие виды окказионализмов при формообразовании (по С.Н.Цейтлин).
- Унификация места ударного слога, т.е. закрепление ударения за определенным слогом в слове. Так в различных формах сущ. сохраняется ударение исходного слова (стола нет, много поездов).
- Устранение беглости гласных, т.е. чередования гласного с нулем звука (левы, молотоком, кусоки, много сестр).
- Игнорирование чередований конечных согласных (ухи, текет, бегет, соседы).
- Устранение наращения или изменения суффиксов (друг-други, ком-комы, котенок-котенки, дерево-деревы).
- Отсутствие супплетивизма при формообразовании (человек – человеки, ребенок – ребенки, лошадь - лошаденки).
Наряду с окказиональными формами, характерными как для нормального, так и для нарушенного онтогенеза у детей с ОНР, выявляются и специфические аграмматизмы.
Если в норме происходит смешение формально-знакомых средств преимущественно внутри одного аграмматического значения, внутри одной функции, то у детей с ОНР наблюдаются смешения флексий различных значений.
В процессе словоизменения у детей с ОНР недостаточно функционируют процессы «генерализации», т.е. выявление правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение в процессе порождения речи. Для процессов формообразования дошкольников с ОНР характерна языковая ассиметрия, т.е. отступление от регулярнояти в строении и функционирования языковых знаков.
Среди форм словоизмениния у дошкольников с ОНР наибольшие затруднения вызывают предложно-падежные конструкции сущ., падежные окончания сущ. мн. Числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже.
Специфической особенностью речи детей с ОНР является большая зависимость от лексической семантики, степени знакомства слова, от звукослоговой структуры слова, от типа предложения.
Характерной особенностью речи детей с ОНР является одновременно существования двух стратегий усвоения грамматического строя речи:
- усвоение слов в их нерасчлененном, целостном виде (на основе механизмов имитации);
- овладение процессом расчленения слов на составляющие их морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза), которое осуществляется у детей с ОНР более замедленными темпами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.
Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Об необходимости зрительной гимнастики для детей с нарушением зрения. Предлагается примерный комплекс зрительной гимнастики....

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)
Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Выступление на педсовете Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии
Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной речевой группе «Теремок» (для детей с общим недоразвитием речи) художественно-эстетического и познавательно-речевого развития. "Экскурсия по Санкт-Петербургу".
Обобщить знания детей о достопримечательностях Санкт-петербурга....

Показатели нормального и нарушенного речевого развития дошкольников
В краткой удобной таблице представлены основные критерии нормального и нарушенного развития речи у детей от 1 до 7 лет...

Особенности проведения воспитательских занятий с детьми в речевой группе
Особенности проведения воспитательских занятий с детьми в речевой группе Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а также процессов, тесно связанных с...
