Показатели нормального и нарушенного речевого развития дошкольников
консультация по логопедии

Коник Евгения Игоревна

В краткой удобной таблице представлены основные критерии нормального и нарушенного развития речи у детей от 1 до 7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Показатели нормального и https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3431141/pub_5eeb499550e1200bb9c2266b_5eeb49f4cb9e7467a8b47e41/scale_1200нарушенного речевого развития дошкольников»

Учитель-логопед:

 Коник Евгения Игоревна

 

Каждый родитель с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ждёт первых слов. Но порой они долго не появляются, либо речь ребенка наполнена отдельными звуками. Некоторые родители замечают, что дети неправильно выговаривают слова или искажают их, но не знают, когда ребёнку нужен логопед и что является нормой, а что нет.

Ниже представлены четкие показатели речевого развития детей по возрастам (от 1 до 7 лет) в норме. Для удобства рядом  выделены моменты нарушенного развития речи детей, ориентируясь на которые родитель сможет понять, что ему необходимо получить консультацию детского невролога или логопеда уже сейчас, чтобы избежать проблем в будущем.


Возраст

Нормальное речевое развитие

Отклонения в речевом развитии

2 г. жизни

(1 г. 2 мес.-2 года)

Ребенок понимает до 30 лепетных слов («мам», «баба», «ам» и пр.). Четко произносит первые слова (10-15 слов): папа, мама, деда, Катя… Усваивает и воспроизводит интонацию, ритм, мелодику речи.

Фраза состоит из слов-корней: «ма! да»- «мама, дай»; «качу пи»- «хочу пить». Расширение объема пассивного словаря (то, что ребенок уже понимает, но пока не говорит). Активизация словарного запаса до 40-100 слов. Развитие интонации, ритма, мелодики речи. Формирование фонематического слуха (показывает предметы, названия которых отличаются лишь одним звуком (мишка-миска, чашка- чайка). Оречевление манипуляций с предметами (начинает сопровождать речью свои игры   с предметами).

Произносит отдельные звуки, слоги, слова. Не связывает слова в предложение. При произношении звуков кончик языка виден между зубов. Может использовать для контакта со взрослым, сверстниками жесты, мимику, интонацию. Не оречевляет действия с предметами. Не внимателен к речи взрослых.

3 год жизни

Предложения без соответствующего грамматического оформления. Формирование словоизменения (Маши нет куки – У Маши нет куклы). Активный словарь состоит из 200-400 слов. Правильно произносит гласные, некоторые согласные.

Для коммуникации пользуется отдельными звуками, лепетными словами,  предложениями с грубыми аграмматизмами (перестановки слогов, отсутствие словоизменения), жестами, мимикой, интонацией. Голос с носовым оттенком, язык просовывается между зубами при произнесении звуков, слов.

4 год жизни

Словарь расширяется: названия бытовых предметов, действий, размеры, цвета, формы, некоторые качества. Используют обобщающие слова (игрушки, посуда, одежда и пр.).  начинают ориентироваться во времени и пространстве. Пользуются сложными предложениями (ошибки: пропуск, перестановка слов, пропуск или замена союзов).

Начинают составлять небольшие рассказы- описания. В активном словаре 500-600 слов. Понимает и пользуется обобщающими словами. Усваивает нормативное употребление грамматических конструкций. Активное формирование произносительной стороны речи (смягчение согласных, заменяет свистящие и шипящие звуками Т, ТЬ, Д, ДЬ, могут отсутствовать звуки Р, РЬ, Л,ЛЬ)

Стойкие грамматические ошибки. Использует только простые предложения. Не формируется словоизменение и словообразование. Искажение слоговой структуры слова (пропуск, перестановка слогов). Носовй оттенок голоса, язык просовывается между зубами при произнесении слов, искажение произношения звуков Р - «горловое», Ц.Ч., надувание щек при произнесении С,З,Ш,Щ., дефект озвончения-оглушения (взаимозамена звуков С-З, Б-П, Г-К, В-Ф)

5 год жизни

Увеличивается количество сложных предложений. Расширение предметного, глагольного словаря, словаря признаков предметов. Овладение грамматическим строем языка. Словотворчество (придумает новые слова, подчиняя их грамматическим правилам словообразования).  Исчезает смягченное произношение звуков, появляется дифференциация звуков ЛЬ-Й, формируются свистящие звуки  (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц). появляются шипящие звуки (Ш, Ж, Ч, Щ).овладение основными типами монологической речи: рассказом, пересказом.

Затруднения в назывании предметов обихода, действий. Не образует синонимов (близких по смыслу слов «веселый - радостный»), антонимов (противоположных по смыслу слов «горячий - холодный»). Многочисленные ошибки в согласовании слов в предложении. Предложения простые, с пропуском или заменой предлогов. Использование мимики и жестов вместо речи. Носовой оттенок голоса, язык просовывается между зубами при произнесении слов, искажение произношения звуков Р – «горловое», Ц и Ч, надувание щек при произнесении С,З,Ш,Щ., дефект озвончения-оглушения (т.е. в речи взаимозаменяет звуки С-З, Б-П, Г-К, В-Ф) .

6 год жизни

Дальнейшее расширение словаря. Закрепление навыков словообразования разными способами (дом-домик, завязывать-развязывать). Правильное произношение свистящих (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ), звуков Р, РЬ, Л.ЛЬ, их дифференциация . Свободно   составляют различные вида рассказов с элементами творчества. Объем сложных предложений увеличивается до 12-15 слов. Адекватное использование предлогов и союзов.

Словарь состоит из слов чисто бытового характера. Не пользуется обобщающими словами (посуда, мебель, одежда и пр.). Не использует синонимы (близких по смыслу слов «веселый - радостный») и антонимы(противоположных по смыслу слов «горячий - холодный»). Слоговая структура слов нарушена (пропуски или перестановки слогов). Носовой оттенок голоса, язык просовывается между зубами при произнесении слов, искажение произношения слов, звуков Р – «горловое», Ц и Ч, надувание щек при произнесении С.З.Ш.Щ., дефект озвончения-оглушения (т.е. в речи взаимозаменяет звуки С-З, Б-П, Г-К, В-Ф) .

7 год жизни

Активный словарь состоит примерно из 4000 слов. Правильно произносятся и различаются все слова русского языка. Усваиваются многозначные слова. Самостоятельно образует сложные слова, подбирает родственные. Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

Бедный словарь, грамматические ошибки, нарушение слоговой структуры слов (перестановки, пропуски). Трудности в составлении рассказа. Неправильное произношение отдельных звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Какими качествами должны обладать родители для нормального психического и речевого развития ребенка?"

Качества,которыми  должны обладать родители  для нормального психического и речевого развития ребенка...

конспект НОД для детей 6 -7 лет с нормальным и нарушенным двигательным развитием

Конспект образовательной детятельности учителя-дефектолога с детьми 6 -7 лет с нормальным и нарушенным двигательным развитием на тему: "Как приручали лошадь?"...

Показатели речевого развития дошкольников

Показатели речевого развития детей дошкольного возраста...

Выступление на педсовете Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии

Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии...

Значение семейного чтения в речевом развитии дошкольников с речевыми нарушениями

В статье рассматриваются актуальные вопросы речевого развития ребенка в семье....

Принципы логопедической диагностики нарушений речевого развития дошкольников

Под принципами понимаются исходные теоретические положения, которыми педагог руководствуется в своей диагностической и коррекционной деятельности. Правильно разработанные принципы являются основой эфф...