Показатели речевого развития дошкольников
методическая разработка по развитию речи на тему

Мацерук Татьяна Анатольевна

Показатели речевого развития детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrastnye_normativy_rechevogo_razvitiya_detey.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМАТИВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6 -7 лет

Различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли -ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель

Употребляют существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозн. трудовые действия; опред. и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризуют состояние и настроение людей; используют существительные обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наречия; предлоги

Употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно.

Расширяется

запас слов,

обозначающих

названия

предметов,

действий,

признаков.

Используют в

речи синонимы,

антонимы,

существительные

с

обобщающим

значением.

Употребляют

разные части

речи точно по

смыслу.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Односложно

отвечают на

вопросы при

рассматривании

предметов,

картин,

иллюстраций;

повторяют за

взрослым

рассказ из 3 —4х

предложений,

составленный об

игрушке или по

содержанию

картины;

участвуют в

драматизации

отрывков из

знакомых

сказок.

Пересказывают

небольшие

рассказы и сказки.

знакомые и вновь

прочитанные,

составляют

небольшие

рассказы о

предмете по

содержанию

сюжетной картины,

совершенствуется

диалогическая

речь.

Поддерживают

беседу: правильно

по форме и

содержанию

задают вопросы,

отвечают на

поставленные

вопросы.

Совершенствуется

диалогическая и

монологическая речь.

Поддерживают

непринужденную беседу,

задают вопросы, правильно

отвечают на них.

Развивается умение связно,

последовательно

пересказывать небольшие

литературные произведения

без помощи взрослого,

самостоятельно составлять

небольшие рассказы о

предмете, по картине, по

набору картинок, по плану,

образцу, из личного и

коллективного опыта,

передавая хорошо знакомые

события; небольшие

рассказы творческого

характера.

Совершенствуется

диалогическая и

монологическая речь.

Закрепляется умение отвечать

на вопросы и задавать их,

формируется культура

речевого общения. Ребенок

самостоятельно, выразительно,

без повторов передает

содержание литературных

текстов, используя различные

средства выразительности.

Развивается умение составлять

рассказы о предмете (по плану,

составленному коллективно и

предложенному взрослым), по

картине, серии сюжетных

картинок, умение составлять

небольшие рассказы из

личного опыта, рассказы

творческого характера и

небольшие сказки.

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Раздел грамматики

Возраст       детей

3—4 года

4—5 лет

5—6 лет

6—7 лет

Морфология

Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют   существительные    с предлогами: в, на, под, за.

Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать

Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые

существительные

Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными и местоимения с существительными

Словообразование

Употребляют существительные в форме ед. и мн. ч., обозначающие животных и их детенышей; употребляют форму мн. числа существительных в род. падеже (ленточек, яблок, рук)

Образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употребляют их в им., род. падежах (котята — котят), правильно используют форму мн. ч. род. п. существительных

Образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу)

Образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова

Синтаксис

Употребляют предложения с однородными существительными, учатся правильно согласовывать слова в предложении

Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений

Продолжают учиться составлять простые, сложные предложения, учатся пользоваться прямой и косвенной речью

Используют в речи разнообразные синтаксические конструкции и

виды предложений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Показатели речевого развитияВремя появления в нормеУпотребляет местоимение «Я»2 года 3 мес.Адекватно использует названия цветов2 года 6 мес.Согласует имена прилагательные с существительными в ро...

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Показатели речевого развитияВремя появления в нормеУпотребляет в активной речи слова - названия частей предметов3 года 6 мес.Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксамиС 3 летИспользует в ...

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

Показатели речевого развитияВремя появления в нормеИспользует родовые названия предметовС 4 лет 6 мес.Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии4 года 6 мес.Может подбирать к сло...

Показатели речевого развития детей седьмого года жизни

Показатели речевого развития детей седьмого года жизниЗвуковая сторона речиК шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно п...

Консультация для родителей "Возрастные показатели речевого развития детей"

нормы речевого развития детей дошкольного возраста...

Показатели речевого развития детей 6-7 лет

Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для ребенка новые слова или фразы, насыщенные сочетаниями звук...

Показатели нормального и нарушенного речевого развития дошкольников

В краткой удобной таблице представлены основные критерии нормального и нарушенного развития речи у детей от 1 до 7 лет...