Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»
презентация по логопедии по теме

Никитина Ирина Олеговна

Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитанников и планируемой логопедической работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3» Раздел рабочей программы учителя-логопеда: «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей» Выполнила: учитель-логопед Никитина И.О. с.Хомутово, 2017

Слайд 2

Формы работы Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитанников и планируемой логопедической работы. В данном разделе учитель-логопед указывает основные организационные формы логопедической работы: – индивидуальная логопедическая; – подгрупповая логопедическая работа ; – фронтальная логопедическая работа ; – проектная деятельность (по желанию)

Слайд 3

Выбор организационной формы осуществляется в зависимости от условий, имеющихся в дошкольном образовательном учреждении. При работе в условиях дошкольного образовательного учреждения, в котором отсутствуют специальные (коррекционные) группы для детей с нарушениями речи, учитель-логопед реализует индивидуальные и подгрупповые формы логопедической работы с преобладанием индивидуальных форм (логопедический пункт). В условиях же специальной (коррекционной) группы или дошкольного образовательного учреждения компенсирующего или комбинированного вида в рабочей программе учителя-логопеда будут зафиксированы все организационные формы логопедической работы.

Слайд 4

В соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 продолжительность подгрупповых занятий 6-го года жизни 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни до 30 минут. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. (детей о 3 до 7 лет!) Логопедические занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 3-5 человек. Продолжительность занятий с детьми: ФН – до 6 месяцев; ФФНР – 1 год; ОНР ( III ур) – 2 года. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. * Индивидуальные занятия с детьми, имеющими ОНР II ур. проводятся не менее 3 раз в неделю. (расхожденя с программой) Подгрупповые занятия: ФН – 1-2 раза в неделю; ФФНР – 2-3 раза в неделю; ОНР ( III ур) – 3 раза в неделю. Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.

Слайд 5

Проектная деятельность Метод создания педагогических проектов нашёл успешное применение в работе с детьми, имеющими нарушение речи. Такая форма работы позволяет: Интегрировать усилия всех участников педагогического процесса. Одновременно решать несколько задач. Развивать творческие способности детей. Максимально способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков у детей. Синтезировать полученные на занятиях знания, умения, навыки. Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности. по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации ; такие разные проекты

Слайд 6

Под интеграцией мы понимаем форму взаимодействия, взаимопроникновения различных образовательных областей, обеспечивающую целостность образовательного процесса. К одному из приоритетных направлений оптимизации образовательного процесса в соответствии с ФГОС относится создание условий, обеспечивающих личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми при помощи применения современных образовательных технологий. Интегрированный подход, гибкое применение здоровьесберегающих, игровых и инновационных психолого-педагогических технологий обеспечивают высокие результаты в коррекции речи. В работе учителя-логопеда для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как "Познавательное развитие", " Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие" и «Художественно-эстетическое развитие». Только такая организация учебного процесса позволит обеспечить всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Организация интегративных форм работы учителем – логопедом способствует наиболее успешному преодолению речевых нарушений у детей. Интеграция образовательных областей в деятельности по коррекции нарушений в речевом развитии

Слайд 7

«Физическое развитие» Дети с системным недоразвитием речи часто отстают в развитии физических качеств и двигательных навыков. На занятиях в физкультурном зале используются: - эстафеты по содержанию тем ознакомления с окружающим («Соберём урожай», «Одень Машу и Мишу», «В море и в реке», «Маму ждут малыши»), по обучению грамоте («Соберём слово», «Слоги встаньте в ряд»), дифференциацию гласных, согласных твёрдых и мягких звуков («По разным дорожкам», «Добежал - слово назвал», «С кочки на кочку»); - игры на внимание с движением и статичными позами на дифференциацию звуков в начале или в конце слова («Заяц, сова, цапля ( звуки З - С – Ц)», «Жук жужжит, комар звенит ( звуки Ж – З)»); - игры на внимание с мячом на развитие грамматической компетенции, расширение словаря («Летает - не летает», «Живое – неживое», «Съедобное – несъедобное»); - командные игры на дифференциацию гласных, согласных твёрдых и мягких звуков («К домику – беги», «Отбей мяч – назови слово», «Звуковой боулинг», «Ловишки с хвостиками»); - традиционные подвижные игры, дополненные лексико-грамматическим содержанием («У медведя во бору», «Заяц без логова»); - логоритмические упражнения, направленные на обогащение словаря и развитие лексико-грамматической компетенции; - элементы дыхательной гимнастики.

Слайд 8

«Познавательное развитие» Познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка. Развитое восприятие, наличие познавательных интересов являются базой для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) связаны с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связной речи. Формирование элементарных математических представлений и математического словаря у детей с системным недоразвитием речи является насущной задачей для учителя-логопеда. Работать в этом направлении следует начинать с самых первых занятий, ведь зрительное и пространственное восприятие, как и зрительная и слухоречевая память тесно связаны с возможностью установления связей и закономерностей.

Слайд 9

«Художественно-эстетическое развитие» Музыка обладает огромным эмоциональным потенциалом, активизирует детей, организует коллектив. На своих занятиях учитель-логопед обучает детей различению звучания музыкальных инструментов, звукоимитации животных и предметов, высоких и низких звуков, развитию темпоритмических навыков и умений. «Социально-коммуникативное развитие» Вхождение ребёнка в современный мир невозможно без освоения первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений. Для этого, используются игры, в которых отражается окружающая действительность, мир людей, природы и общественной жизни. Интеграция образовательных областей в деятельности по коррекции нарушений в речевом развитии

Слайд 10

Интеграция образовательных областей в деятельности по коррекции нарушений в речевом развитии Интегрированные занятия в практике логопедической работы возможны двух типов: 1. Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед – психолог, логопед – музыкальный руководитель, логопед – воспитатель, логопед – физкультурный работник). 2. Использование логопедом методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музыкального руководителя и др.). В рабочей программе указываются планируемые проекты, планы взаимодействия с узкими специалистами. Пример: Календарно-тематическое планирование Учитель-логопед Музыкальный руководитель Инструктор по ФИЗО Воспитатель «Путь хлеба» Развитие длительного плавного выдоха (упр. «В поле колосок»). Составление короткого описательного рассказа (по алгоритму). Пальчиковая гимнастика «Хлеб» И т.д. Слушание музыки «Пшеничное поле» Шведская песенка «Отличные пшеничные» Подвижные игры. Игры на ориентировку в пространстве с использованием лексического материала Пальчиковая гимнастика «Хлеб» Заучивание стихотворения «Рос в поле колосок». Беседы о пословицах и поговорках про хлеб.

Слайд 11

В настоящее время перед ДОУ поставлена задача — разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегрированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию. Наиболее адекватные условия для осуществления процессов интеграции дошкольников с ОВЗ могут быть созданы в ДОУ комбинированного вида, в которых предусмотрены функционирование компенсирующих групп, кадровое, программно-методическое и материально-техническое обеспечение. Интеграция образовательных областей в деятельности по коррекции нарушений в речевом развитии



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3»

Выступление на методическом объединении Иркутского района

Тема: Написание раздела рабочей программы учителя-логопеда: «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»

                                                        Выполнила: учитель-логопед Никитина И.О.

Заведующий МДОУ:                                             Леонтьева Л.Н.

с.Хомутово, 2017

 «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»

Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитанников и планируемой логопедической работы.

В данном разделе учитель-логопед указывает основные организационные формы логопедической работы:

 – индивидуальная логопедическая;

 – подгрупповая логопедическая работа, которая проводится в рамках непосредственно образовательной деятельности, непосредственно организованной деятельности, совместной деятельности педагога и детей;

 – фронтальная логопедическая работа, которая также проводится в непосредственно образовательной деятельности, непосредственно организованной деятельности, совместной деятельности педагога и детей;

проектная деятельность.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность  экспериментировать, синтезировать полученные знания,  развивать  речевые  способности, познавательный интерес, логическое мышление, творчество,  коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, помогает более эффективно  взаимодействовать с родителями воспитанников. Метод проектов  всегда предполагает постановку        решение  проблемы       получение результата.

Выбор организационной формы осуществляется в зависимости от условий, имеющихся в дошкольном образовательном учреждении.

При работе в условиях дошкольного образовательного учреждения, в котором отсутствуют специальные (коррекционные) группы для детей с нарушениями речи, учитель-логопед реализует индивидуальные и подгрупповые формы логопедической работы с преобладанием индивидуальных форм (логопедический пункт).

В условиях же специальной (коррекционной) группы или дошкольного образовательного учреждения компенсирующего или комбинированного вида в рабочей программе учителя-логопеда будут зафиксированы все организационные формы логопедической работы.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20 минут.

Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по регламенту ООД, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией ДОУ  и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий.

В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопункта является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Регламент логопедической деятельности составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях: часть логопедической работы вынесена во вторую половину дня (как правило, занятия с логопедом во вторую половину дня проводятся в четверг).

В соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13 продолжительность подгрупповых занятий 6-го года жизни 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни 25-30 минут.

Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября.  Логопедические занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 3-5 человек.

Продолжительность занятий с детьми:    ФН – до 6 месяцев; ФФНР – 1 год;  ОНР (III ур) – 2 года.                                                    

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.

  •    ФН – 2  раза в неделю;
  •    ФФНР  – 2   раза в неделю;
  •    ОНР (III ур) – 2-3 раза в неделю.

Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.

Интеграция образовательных областей в деятельности по коррекции нарушений в речевом развитии

Под интеграцией мы понимаем форму взаимодействия, взаимопроникновения различных образовательных областей, обеспечивающую целостность образовательного процесса.

 К одному из приоритетных направлений оптимизации образовательного процесса в соответствии с ФГОС относится создание условий, обеспечивающих личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми при помощи применения современных образовательных технологий. Интегрированный подход, гибкое применение здоровьесберегающих, игровых и инновационных психолого-педагогических технологий обеспечивают высокие результаты в коррекции речи.

 Реализация принципа интеграции образовательных областей - это обязательное  условие  при выполнении основной общеобразовательной Программы дошкольного образования. В работе учителя-логопеда для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как  "Познавательное развитие",  " Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие" и «Художественно-эстетическое развитие». Только такая организация учебного процесса позволит обеспечить всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

«Физическое развитие»

Дети с системным недоразвитием речи часто отстают в развитии физических качеств и двигательных навыков.  Общая неловкость и раскоординированность логопатов  тесно связаны с нарушениями  тонкой моторики рук. Незрелая зрительно-двигательная координация вызывает нарушение  темпоритмических характеристик речи. Всё это ведёт к затруднениям  формирования оптико-пространственного  гнозиса и практиса.

На занятиях в физкультурном зале используются:

- эстафеты по содержанию тем ознакомления с окружающим («Соберём урожай», «Одень Машу и Мишу», «В море и в реке», «Маму ждут малыши»), по обучению грамоте («Соберём слово», «Слоги встаньте в ряд»),  дифференциацию гласных, согласных твёрдых и мягких звуков («По разным дорожкам», «Добежал - слово назвал», «С кочки на кочку»);

- игры на внимание с движением и статичными позами на дифференциацию звуков в начале или  в конце слова («Заяц, сова, цапля ( звуки З - С – Ц)», «Жук жужжит, комар звенит ( звуки Ж – З)»);

-  игры на внимание с мячом на развитие грамматической компетенции, расширение словаря («Летает - не летает», «Живое – неживое», «Съедобное – несъедобное»);

-  командные игры на дифференциацию гласных, согласных твёрдых и мягких звуков («К  домику – беги», «Отбей мяч – назови слово», «Звуковой боулинг», «Ловишки с хвостиками»);

 -  традиционные подвижные игры, дополненные лексико-грамматическим содержанием («У медведя во бору», «Заяц без логова»);

- логоритмические упражнения, направленные на обогащение словаря и развитие лексико-грамматической компетенции;

- элементы дыхательной гимнастики.

С включением движений легче проходят заключительные  этапы автоматизации и дифференциации звуков. Игры с предметами («Кольцеброс», «Дартс», «Лабиринт») позволяют ребёнку отвлечься от основной задачи, повышают интерес к занятию и снижают утомляемость.

«Познавательное развитие»

Познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка. Развитое восприятие, наличие познавательных интересов являются базой для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) связаны с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связной речи.

Невозможно освоить звуковой анализ слова, не овладев навыками количественного и порядкового счёта, не усвоив соотношение части и целого. На логопедических занятиях дети должны научиться подсчитывать звуки и слоги в словах и слова в предложениях, определять их последовательность, сравнивать количество букв и звуков в слове. Неразвитые пространственные представления, проблемы со структурированием  элементов в ряду, неточность зрительного восприятия, сложности самоконтроля  заметно тормозят процесс овладения навыками чтения и письма. Знакомство с предлогами и введение их в речь требует осознания положения предметов в пространстве. Развитие лексико-грамматических компетенций при использовании, например, уменьшительных и увеличительных суффиксов опирается на сформированные представления о размере и т. д.

Таким образом, формирование элементарных математических представлений и математического словаря у детей с системным недоразвитием речи является  насущной задачей для учителя-логопеда. Работать в этом направлении следует начинать с  самых первых занятий, ведь зрительное и пространственное восприятие, как и зрительная и слухоречевая память тесно  связаны с возможностью установления связей и закономерностей.  

Формирование навыков и умений происходит в процессе различных игр и упражнений:

- для  формирования линейных представлений проводятся дидактические игры с однотипными игрушками, предметами, муляжами («Первый, последний», «Что изменилось?», «Следующий, предыдущий»);

 - дети учатся ориентироваться:

            на листе бумаги («Поймай фигуру» – назвать геометрическую фигуру, цвет размер, «Слева, справа, в середине», «Графический диктант»),

              на теле («Сделай так», «Закрой глаза и повтори»),

              в пространстве  («Холодно – горячо», «Найди по схеме», «Самый, самый», «Ближе – дальше»),

              времени («Делу время», «Весёлая неделька»);

- сравнивают графическую структуру букв и цифр («Четвёртый лишний», «Буквы, цифры за вуалью», «Допиши»);

- отрабатывают порядковый и количественный счёт одновременно с  согласованием имён существительных с  именами числительными  и именами прилагательными («Числовой куб», «Самый любимый пятый»). На первых этапах хорошо помогают стихи – «запоминалки»;

- учитель-логопед подбирает логоритмические упражнения с учётом  решаемых задач. Дети любят считалки (как современные, так и фольклорные), загадки – «вопрошалки», включающие логические отношения направления, величины, последовательности.

«Художественно-эстетическое развитие»

Музыка обладает огромным эмоциональным потенциалом, активизирует детей, организует коллектив. На своих занятиях учитель-логопед обучает детей различению звучания музыкальных инструментов, звукоимитации животных и предметов, высоких и низких звуков, развитию темпоритмических навыков и умений.

«Социально-коммуникативное развитие»

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно без освоения первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений. Для этого, я использую игры, в которых отражается окружающая действительность, мир людей, природы и общественной жизни. Например, при изучении темы «Семья», я использую игру «Возрастная линия», цель которой уточнить знания о возрастном развитии человека от рождения до старости, развивать речь, обогащая её новыми понятиями (младенец, дошкольник, юноша, девушка, старость).

При изучении темы «Профессии» использую игры«Кому что нужно для работы»«Разложи по порядку», цель которых формировать первоначальные представления о социальной значимости труда взрослых, активизировать словарь по теме.

Интегрированные занятия в практике логопедической работы возможны двух типов:
1. Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед – психолог, логопед – музыкальный руководитель, логопед – воспитатель, логопед – физкультурный работник).

2. Использование логопедом методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музыкального руководителя и др.).

В настоящее время перед ДОУ поставлена задача — разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегрированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция нарушений произношения отдельных звуков, фонетических нарушений речи у детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)»

    Рабочая  программа предназначена для детей  дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная группа), имеющих   недоразвитие фонетического строя речи...

Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, включённых в коррекционную работу по решению ЦПМПК

Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, включённых в коррекционную работу по решению ЦПМПК...

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)...

«Рабочая программа учителя – логопеда Пушкаревой Надежды Сергеевны по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2018 - 2019 учебный год

Рабочая  программа  учителя – логопеда  по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) интересна будет начинающим логопедам...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей 3-8 лет в условиях логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопедакоррекционно-развивающей работы по преодолениюречевых нарушений у детей 3-8 летв условиях логопедического пункта...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ в условиях логопункта (в соответствии с ФАОП ДО и ФОП ДО)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО и ФОП...