«РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
занимательные факты по математике

Афанасьева Ирина Алексеевна

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_matematike.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Афанасьева Ирина Алексеевна, воспитатель

СП»Детский сад» ГБОУ СОШ п.г.т.Балашейка

 Сызранский район, Самарская область

E-mail: rodnik.66@mail.ru

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.

Опираясь на собственный опыт, я пришла к выводу, что в системе обучения не в полной мере реализуется увеличение объема внимания и памяти, слабо формируются у детей элементарные математические представления. Я поставила перед собой задачу: сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое, воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике. Понимать  математику и верить в свои силы - моя главная цель в обучении детей.

В своей работе я стремилась найти такую форму обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации), имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям. Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.

Обучение детей происходит через: непосредственно образовательную деятельность; задачи-шутки; развивающие игры и упражнения; игры-головоломки;  загадки. Непосредственно образовательная деятельность детей начинается с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность. Так же использую различные презентации («Забавные фигурки», «Конфетное вычитание» и др.).

На занятия по ФЭМП использую развивающие игры:  «Геоконт Малыш», «Квадрат В. Воскобовича», «Чудо-цветик», «Логические блоки Дьенеша», «Счётные палочки Кюизенера», а так же - комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия. Это мне дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.

Знакомя детей с цифрами, мы используем дидактические игры, направленные на знакомство с цифрами: «Выложи цифру из палочек», «Собери цифру правильно», «Слепи из пластилина», «На что похожа цифра?», «Назови предметы, напоминающие цифру», «Мир цифр».

Решаем задачи: (старшая, подготовительная к школе группы)

Вот зашла Маринка,  

А за ней - Аринка,  

А потом пришел Игнат,  

Сколько стало всех ребят?

На плетень взлетел петух,

Повстречал там еще двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов?

Отгадываем загадки с математическим содержанием, например:

1.Треугольная доска

А на ней три волоска,

Волос тонкий, голос звонкий (балалайка).

2. Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу? (Очки)

3.Возле леса на опушке,

Трое их живет в избушке,

Там три стула и три кружки,

Угадайте без подсказки.

Кто герои этой сказки? (три медведя).

Заучиваем стихи о цифрах, например :

1.Единица, будто спица.

 Вот какая единица.

2. Шея, хвост и голова,

Словно лебедь цифра 2

3. Две подковки - посмотри –

Превратились в цифру 3.

Знакомим со сказками в которых присутствуют цифры, например:

«Три поросенка», «Три медведя», «Теремок».

Знакомим с пословицами, поговорками и скороговорками где присутствует цифра, например

  • Один в поле не воин.
  • За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
  • Семеро одного не ждут.
  • Семь раз отмерь один раз отрежь
  • Четыре черненьких чумазеньких чертенка.

Чертили черными чернилами чертеж

  •  В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.

Используем физкультминутки:

Малыши, малыши – дружные ребятки

Малыши, малыши – вышли на зарядку.

Раз. Два, три! Раз, два, три!

Ноги поднимайте!

Раз, два, три! Раз, два, три!

Весело шагайте.

Дидактические игры направленные на изучение геометрических фигур:

«Назови лишнюю фигуру», «Подбери заплатку», «Найди крышку каждой коробочке», «Геометрическое лото», «Назови фигуры».

        Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.

Работая по разделу «Измерение величины» используем игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины, а так же игры с условными мерками: «Измерь шагами, пальцами», «Помоги найти ответ?»,

«Количество и счет», здесь используем следующие дидактические игры:

«Сколько нас без одного?»,  «Какое число я задумала?», «Назови число на единицу больше - меньше», «Кто знает, пусть дальше считает», «Какие числа пропущены?», «Назови соседей»

Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми:  комплекс развивающих игр;  путешествие; экспериментирование; подгрупповая работа; игра-путешествие; математический КВН;  познавательные игры; математический ринг;  индивидуальная работа.

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. 

«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.

Литература

  1. Веракса, М. А. Васильева, Гербова  «От рождения до школы» Москва Мозаика-Синтез 2011г.
  2. «Программа «МОЗАИКА»

2. Л. Ю. Козина «Игры для дошкольников по математике» Москва 2008г.

3. В. П. Новикова «Развивающие игры и занятия» Москва Мозаика- Синтез 2008г.

4. Е. А. Алябьева «Игры по развитию логического мышления» Москва-Синтез 2010г.

5.  В. А. Кутецкий «Психология математических способностей дошкольников» Москва-Кноус, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний учащихся.Игра как способ познания дощкольниками окружающего мира, как средство ...

Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В статье отражены вопросы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам игры....

План работы методобъеденеия «Познание» (ФЭМП) Тема : «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: формирование у ребенка умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жи...

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно,...

Опыт работы по теме «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

В материале описан опыт работы воспитателя по теме "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"....