В стране умных игр
проект по математике (средняя группа)

Брекало Татьяна Юрьевна

Одной из составляющих Познавательной деятельности является формирование элементарных математических представлений.

Что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения.

Мы считаем, что среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальным являются развивающие игры, так как они наиболее соответствуют ведущей деятельности дошкольного возраста.В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления и формированию элементарных математических представлений у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Черлакский детский сад комбинированного вида № 7»

Педагогический проект

Средняя группа

«В стране умных игр»

Автор: Брекало Т.Ю.

Воспитатель.

Черлак 2018

Актуальность проекта.

Одной из составляющих Познавательной деятельности является формирование элементарных математических представлений.

Что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения.

Мы считаем, что среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальным являются развивающие игры, так как они наиболее соответствуют ведущей деятельности дошкольного возраста.В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления и формированию элементарных математических представлений у детей.

Цель проекта:

Развитие  логического мышления и формирование элементарных математических представлений у детей среднего возраста.

Задачи проекта:

Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.

Учить способам практической деятельности в области математики.

Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение;

Развивать творческие способности детей.

Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.

За основу была принята программа образовательной организации, раздел «Первые шаги в математику». Содержание этого раздела определяет те знания, умения и навыки, которые мы планируем сформировать на основе развивающих игр. В дополнение к этой программе мы отобрали следующие технологии:

- Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»,  

- Михайлова З.А. «Математика от трех до семи»,

-Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»,

-Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»,

-Фидлер М. «Математика уже в детском саду» и др.

Классификация проекта по следующим основаниям:

Образовательная область:

ФЭМП, познавательное развитие,  игровая деятельность. Включена работа с родителями.

Участники проекта

дети, педагоги, родители одной группы.

Количество участников проекта:

коллективный.

Продолжительность проекта:

1 год.

Направления деятельности по реализации проекта.

-Оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.

-Осуществлять грамотное педагогическое руководство развивающими играми в соответствии с этапами их освоения.

-Использовать различные виды развивающих игр (авторские, настольно-печатные, с использованием предметов, пособий, словесные).

-Обеспечить         взаимосвязь        образовательной, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста.

-В процессе совместной игровой деятельности формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.

Пополнение и модернизация развивающей среды.

Чтобы воплотить идеи проекта, необходимо было организовать игровое пространство таким образом, чтобы дети имели возможность играть с материалом не только на специальных занятиях, но и в свободной деятельности. Кроме того, мы посчитали полезным обеспечить возможность воспитателям использовать игры для усвоения знаний по другим видам деятельности:  

Для реализации этих идей:

            -  обеспечено включение развивающих игр в предметно-пространственную среду. Многофункциональность игрового материала позволяет использовать его практически в любых тематических центрах. Например, блоки Дьенеша становятся замечательным подспорьем при игре в «Чаепитие», палочки Кюизенера органично вписываются в уголок экспериментирования для измерений и фиксации результатов опытов и т.д.;

Основные принципы реализации проекта

  • Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
  • Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
  • Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
  • Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
  • Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);

Средства обучения.

В качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей, используются следующие развивающие игры с математическим содержанием:

-Сказочный человечек Геометрик знакомит детей с логическими блоками Дьенеша, играми Никитина «Сложи квадрат»,

 «Сложи        узор», «Уникуб», «Хамелеон», «Собери бусы», «Волшебный коврик» и др.

Веселый человечек Палочкин–Считалочкин знакомит детей:

С цветными палочками Кюизенера;

Со счетными палочками; головоломки с палочками;

С математическим планшетом.

В Лесу Загадок детей встречает Мудрая Сова, которая научит детей решать загадки, задачи – шутки, ребусы, которые предложены в волшебных тетрадях по математике.

   Тематический подбор загадок, считалок, скороговорок, математических сказок, и др. дает возможность сформировать у детей начальные логические понятия.

На острове заколдованных камней:Игры – головоломки: «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Составь картинку» и др.

Игры на развитие воображения «Дорисуй и назови предмет», «Собери разбитые камни»

В городе Цифрограде живет принцесса Циферка, которая

познакомит детей с цифрами и числами,

научит сравнивать, уравнивать группы предметов по количеству:

моделировать состав числа (из цветных палочек Кюизенера);

научит составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

В Реке Времени плавает рыба Кит, которая познакомит детейс

представлениями о времени:

времена года, месяцы, дни недели,

утро – день – вечер – ночь.

раньше – позже; сейчас (теперь) – потом.

Данные игры помогают развитию познавательных способностей у детей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами, решению конкретных задач индивидуальной работы с детьми, совершенствованию математических представлений. В ходе воспитательного процесса я проводила четкую и последовательную работу по   формированию игровых навыков. В результате в выборе игр  дети часто проявляют  самостоятельность, исходя из развивающихся у них потребностей, интересов. В ходе игры они приобщаются к сложному интеллектуальному труду.  Дети играют  индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. От усвоения правил и игровых действий в заданном в игре виде дети переходят к придумыванию новых вариантов игр, проявлению творчества.

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:

Словесные

Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение.

Наглядные

Демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца

Практические

Игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

Всю работу мы  ведем в тесной взаимосвязи с родителями.

Взаимодействие с ними строим  на основе:

  • установления доверительных отношений с родителями; открытия перед ними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке;

В ходе работы мы используем следующие формы работы с семьей:

  • индивидуальные  (беседа, консультирование);
  • групповые (групповые консультации, создание группы взаимопомощи);
  • наглядно-информационные (выставка творческих работ детей, фоторепортаж.)

Изучив запросы родителей путем устного опроса,  провели  консультации: «Дидактическая игра в жизни ребенка», «Яркие и интересные игры». Нами была также организована беседа с родителями: «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка». Регулярно выкладываю наглядную  информацию в виде методической литературы с различными примерами дидактических игр, с рекомендациями как правильно играть с ребенком.

Родители часто обращались   за советом и рекомендациями. В ходе бесед, консультаций родителям даю конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр: головоломок с палочками, логических упражнений.

Возможные последствия реализации проекта:

Формирование математических представлений и развитие логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. Работы известных представителей дошкольной педагогики, использование современной научной литературы помогают осуществить данный проект.

        Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество, сформировать у детей стойкий интерес к математической деятельности. Закрепить знания о математических понятиях, применяя которые в разных видах деятельности, ребёнок может создать что-то новое.

Проявляя инициативу, интерес к играм, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения,   учатся логически мыслить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В стране умных игр. Средняя группа.

Слайд 2

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий . Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости любознательности.” В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Цель проекта Развитие логического мышления и формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Слайд 4

Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП. Дать представления о способах практической деятельности в области математики. Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение; Совершенствовать творческие способности детей; Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности. Задачи проекта:

Слайд 5

Программа образовательной организации, раздел «Первые шаги в математику». Содержание этого раздела определяет те знания, умения и навыки, которые мы планируем сформировать на основе развивающих игр. В дополнение к этой программе мы отобрали следующие технологии: - Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры», - Михайлова З.А. «Математика от трех до семи», -Михайлов З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников», -Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», - Фидлер М. «Математика уже в детском саду» и др Методическая основа проекта:

Слайд 6

Вид проекта: Групповой Познавательно- игровой Долгосрочный Рассчитан на 1 год Включает ребенка и его семью

Слайд 7

Направление деятельности по реализации проекта.

Слайд 8

Использование развивающей игры по другим областям: Социализация; Коммуникация; Художественное творчество; и др. Пополнение и модернизация развивающей среды.

Слайд 10

Принципы реализации проекта . Доступность; Повторяемость; Актуальность; Коллективность; Соревновательность .

Слайд 11

Реализация проекта. В стране умных игр. Город геометрических фигур Лес загадок Цифрограф Остров заколдованных камней Город веселых мастеров

Слайд 12

Сказочный человечек Геометрик Блоки Дьенеша Игры Никитина: «Сложи квадрат», «Сложи узор», « Уникуб » «Собери бусы». « Вошебный коврик» и др.

Слайд 16

Палочкин-Считалочкин Веселый человечек Цветные палочки Кьюзенера ; Счетные палочки; Головоломки с палочками; Математический планшет

Слайд 18

Мудрая сова Загадки Задачки-шутки Ребусы Математические сказки считалки

Слайд 21

Остров заколдованных камней . Игры- головоломки « Танграм «Монгольская игра» « Колумбово яйцо» «Составь картинку» Дорисуй и назови предмет «Собери разбитые камни »

Слайд 24

Принцесса Циферька Познакомит детей с цифрами и числами; Научит сравнивать, уравнивать группы предметов по количеству; Моделировать состав числа (из цветных палочек Кюизенера ); Решать задачи на сложение и вычитание .

Слайд 25

Методы и приемы Словесные Наглядные Практические

Слайд 26

Взаимодействие с родителями Установления доверительных отношений с родителями; открытия перед ними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке; Индивидуальные (беседа, консультирование) Групповые (групповые консультации, взаимопомощь); Наглядно-информационные (фоторепортаж, выставка творческих работ детей)

Слайд 29

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну Умных игр"

Цель: закреплять знания детей по лексической теме «Домашние животные»,расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений,продолжать учить разгадывать загадки,развивать логич...

Конспект открытого мероприятия "Путишествие в страну умных игр"

Дети осваивают родной язык, имитируя разговорную речь окружающих. Жаль, что постоянно загруженные родители в этот период часто забывают об этом и бросают процесс формирования речи ребенка на самотек....

Конспект игрового досуга "Путешествие в страну Умных игр".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4159863","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4159865","at...

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну умных игр»

Цель: закреплять знания детей по лексической теме «Домашние животные»,расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений,продолжать учить разгадывать загадки,развивать логич...

"Путешествие в страну умных игр" НОД по развитию речи

"Путешествие в страну умных игр"  НОД по развитию речи...

"Путешествие в страну Умных игр"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе...

Конспект занятия для детей старшей группы (образовательная область «Коммуникация») Тема: «Путешествие в страну умных игр» (по лексической теме «Домашние животные»)

Конспект занятия для детей старшей группы(образовательная область «Коммуникация»)   Тема: «Путешествие в страну умных игр»(по лексической теме «Домашние животные»)...