Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
статья по математике

Матвеева Светлана Анатольевна

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                       Матвеева С.А., воспитатель

                                                ГБДОУ детский сад №26 компенсирующего вида            

                                                                                        Пушкинского района СПб

Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Психологи называют игру ведущей деятельностью, подчёркивая при этом, что именно играя, ребёнок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать, что нужно в данный момент. Силой воображения, игровых действий, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру.    

Окружающий мир воспринимается ребёнком по- иному, чем взрослым. Дети не ставят в игре каких- то иных целей, чем цель играть. Но было - бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры для детей. Выдающийся педагог Н.К.Крупская, подчёркивая особенности детских игр писала: «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива». Именно в игре у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания. В игре детям предоставляется полная свобода, малыши приобретают способность контролировать свои действия, а также способность к целенаправленному произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Игра является средством воспитания, когда она включается в педагогический процесс. Сопровождая игру ребёнка, оказывая влияние на её содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, взрослый воздействует на все стороны личности ребёнка. Ценность игры заключается и в том, что оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки и нормы поведения детей в разных условиях и вне игры.

 В дошкольном возрасте ребёнок уже в состоянии освоить такие психологические качества, как чёткое и ясное представление образов предметов, способность мысленно сопоставлять два предмета и более – сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей, способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Задачей педагогов является использование разнообразных методов обучения, в том числе и игровых. Нужны игры, моделирующие творческий процесс и создающие такой микроклимат, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими играми являются дидактические игры, которые динамичны, разнообразны по содержанию, способны удовлетворить потребности ребёнка в моторной активности, движении, помогают использовать счёт, контролировать правильность выполнения действий.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Дидактическая игра занимает особое место в обучении и воспитании дошкольников, потому что является самой доступной для них формой деятельности.

Сочетание элементов обучения с игрой является характерной особенностью процесса обучения детей дошкольного возраста. Своеобразие дидактической игры как средства обучения и её отличие от других средств в том, что она даёт возможность осуществлять обучение, развитие умственных способностей, формирование ценных черт личности и взаимоотношений детей в доступной и привлекательной для детей форме деятельности.

Основная особенность дидактических игр, по мнению ряда авторов, определена их названием: это игры, предназначенные для обучения. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. В игре ребёнок наблюдает, запоминает, развивает фантазию, знакомится с формами и свойствами предметов, выстраивает системы взаимосвязей. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Основой дидактической игры является игровой замысел, игровое действие, правила и познавательное содержание.

Одним из основных элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличии от прямой постановки дидактической задачи в непосредственной образовательной деятельности в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка, возбуждает потребность решить её, активизирует игровые действия.

Дидактические игры позволяют формировать у детей принципиально новые знания, которые нельзя получить из окружающей действительности, т. к. их содержание абстрактные понятия математики. Основной их целью является подготовка мышления дошкольника к восприятию фундаментальных математических понятий: «алгоритм», «множества и операции над множествами», и т. д. В этих играх используется специфический дидактический материал, подобранный по определённым признакам. Моделируя математические понятия, он позволяет выполнять логические операции: разбиение множества на классы, отыскание объектов по необходимым критериям и т.д. Дидактические игры создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений у дошкольников. Дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению, связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитие умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребёнка формируется умение последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических заданий. Дидактические игры выполняют обучающие функции успешнее, если они применяются в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение и по содержанию и по структуре, связь с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений.

Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений условно разделены на группы:

~   игры с цифрами и числами

~   игры путешествия во времени

~   игры на ориентировку в пространстве

~   игры с геометрическими фигурами

~   игры на логическое мышление

       Дидактические игры представляют большую ценность в развитии математических представлений у дошкольников. Математические действия формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе ведущей, определяет его интересы.

Используемая литература:

  1. Выготский Л.С.   Воображение и развитие в детском возрасте.- М.: 1991г.            
  2. Сорокина А.И.  Дидактические игры в детском саду  -М Просвещение1982г
  3. Метлина Л.С.  Занятия по математике в детском саду : пособие для вос-ля  детс. сада – М.: Просвещение 1985г
  4. Смоленцева А.А  Сюжетно-дидактические игры с математичеcким содержанием – М.: Просвещение 1987г.
  5. Финогенова Н.В., Рыбина М.Ю., Ремизенко Е.В. Математика в движении : планирование, подвижно-дидакт. игры.- Волгоград изд. « Учитель» 2013г.  
  6. Петерсон Л.Г. Кочемасова Е.Е  Игралочка для детей 4-5 лет Часть 2,издание четвёртое дополненное и переработанное – М.: изд. «Ювента» 2011г
  7. Интернет ресурсы:www.nsportal.ru, https://dohcolonoc.ru.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.

Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, ...

ВКР: "Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений о величине предметов у детей II-ой младшей группы".

Цель: установить влияние дидактических игр математического содержания на повышение познавательной активности детей младшего дошкольного возраста и прочности усвоения ими математических знаний....

"Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений"

Планирование работы по самообразованию для воспитателей детского сада...

Сборник дидактических игр как средство формирования элементарных математических представлений старших дошкольников

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.              Игра – это огромное светлое окно, через ...

Статья "Дидактическая игра,как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

quot;Что такое дидактическая игра?"Данная статья раскрывает нетолько понятие дидактической игры, но и ее ценность в образовательной деятельности....

Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников.

Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактическая игра содержит в себе большие возмож...