Сборник дидактических игр как средство формирования элементарных математических представлений старших дошкольников
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.              

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

 

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. 

В Концепции развития математического образования в Российской Федерации отмечается, что без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики [1]. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Государство поставило задачу в дошкольном образовании обеспечить условия для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

Задачи Концепции тесно переплетаются с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [2], примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которые предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, а именно к их математическому развитию [3]. На умственное развитие детей существенное влияние оказывает получение ими математических представлений, определяющих формирование умственных действий, необходимых в познании окружающего мира. Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у ребенка интереса к математике, начиная с дошкольного возраста. Приобщение к математике в занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету.

А.С. Макаренко говорил, что игровая деятельность ребенка является «нулевым циклом» его будущей личности. Он писал: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в
развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…» [4] Личность человека формируется в деятельности, чем разнообразнее она, тем более разносторонен человек.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Выпускная квалификационная работа

Сборник дидактических игр как средство формирования элементарных математических представлений старших дошкольников

44.02.01. Дошкольное образование

Исполнитель:

Бобрина Е.А,

студентка 4до группы

Руководитель:

Прожерина Н.И.,

преподаватель

Камышлов, 2021


ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка        3

Теоретико-методологическое обоснование особенностей формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр        3

Обоснование структуры и содержания сборника дидактических игр как средства формирование элементарных математических представлений старших дошкольников        11

Анализ ресурсов и условий реализации сборника дидактических игр как средства формирования элементарных математических представлений старших дошкольников в МАДОУ «Детский сад №44» СЛГО        17

Педагогические условия реализации сборника дидактических игр как средства формирования элементарных математических представлений старших дошкольников в МАДОУ «Детский сад №44» СЛГО        24

Оценка результативности разработанного сборника дидактических игр как средства формирования элементарных математических представлений старших дошкольников        29

Сборник дидактических игр как средство формирования элементарных математических представлений старших дошкольников        30

Список литературы

Приложения

Пояснительная записка

Теоретико-методологическое обоснование особенностей формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.               Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса.  

В Концепции развития математического образования в Российской Федерации отмечается, что без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики [1]. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Государство поставило задачу в дошкольном образовании обеспечить условия для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

Задачи Концепции тесно переплетаются с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [2], примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которые предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, а именно к их математическому развитию [3]. На умственное развитие детей существенное влияние оказывает получение ими математических представлений, определяющих формирование умственных действий, необходимых в познании окружающего мира. Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у ребенка интереса к математике, начиная с дошкольного возраста. Приобщение к математике в занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету.

А.С. Макаренко говорил, что игровая деятельность ребенка является
«нулевым циклом» его будущей личности. Он писал: «Каков ребенок в игре,
таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание
будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история
отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в
развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…» [4] Личность
человека формируется в деятельности, чем разнообразнее она, тем более
разносторонен человек.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по
себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память,
мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые
знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об
этом [5]. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети
действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на
пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень
активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Исследования психологов и педагогов (А. Венгер [6], В.В. Данилова
[7], Г.А. Корнеева [8], А.М. Леушина [9] и др.) показывают, что в
дошкольном возрасте математические дидактические игры имеют уникальный развивающий эффект. Развитию у ребенка математических представлений способствует игровая деятельность, в частности дидактические игры. Дидактическая игра требует от ребенка усидчивости, серьезного настроя на результат, использование активного мыслительного процесса. Дидактические игры способствуют восприятию материала, поэтому дети активно участвуют в познавательном процессе. [10] В результате применения игр на занятиях математики дети становятся более инициативными, дают полные ответы на вопросы педагога, в их высказываниях прослеживаются доказательства, дети становятся более самостоятельными, решая различные проблемные ситуации. Образовательная область «Познавательное развитие», и, в частности, раздел формирование элементарных математических представлений, имеет уникальный развивающий эффект. А обучение математике детей без использования дидактических игр немыслимо, так как именно в игре (как ведущем виде деятельности) у них развивается память, воображение, эмоции, наблюдательность, фантазия, дети учатся анализировать, размышлять, справляться с трудностями, формируется терпение, настойчивость, творческий потенциал человека.

В процессе дидактических игр ребенок с помощью тактильного и зрительного ознакомления с предметами выделяет различные их признаки (то есть осваивают такие свойства как размер, форма, количество), а затем по этим признакам классифицирует предметы в различные группы (классы), находят сходства и различия. При этом дети дошкольного возраста учатся выделять конкретные свойства предмета, необходимые для решения той или иной задачи и отбрасывают другие не нужные свойства, тем самым формируя важную способность к абстрагированию. Е.А. Носова и Р.Л. Непомнящая по этому поводу пишут: «Это дает возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе и другим). Ребенок убеждается в том, что  одни и те же свойства в разных объектах могут иметь как одинаковую, так и
разную степень выраженности (равные или разные по толщине и т. д.)» [11].

В работах Л.В. Ворониной и Е.А. Утюмовой подчеркивается, что в формировании у детей математических представлений широко
используются занимательные по форме и содержанию разнообразные
дидактические игры.

Дидактические игры делятся на:

1. Дидактические игры с предметами;

2. Настольно–печатные игры;

3. Словесные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.

Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...

« Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников»

« Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников»...

Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений старших дошкольников

Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память...

Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – спосо...

Сборник дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Сборник содержит дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей дошкольного возраста. Данный сборник имеет большую педагогическую значимость ...

СБОРНИК ПОДВИЖНЫХ ИГР, направленных на формирование элементарных математических представлений у дошкольников

СБОРНИК ПОДВИЖНЫХ ИГР, направленных на формирование элементарных математических представлений у дошкольниковПовышение двигательной и интеллектуальной активности детей во время занятий по формированию ...

план по самообразованию "Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»

план  по самообразованию " Дидактические игры  как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)  детей старшего дошкольного возраста»...