математический проект
методическая разработка по математике (старшая группа)

Якимова Тамара Владимировна.

математический проект для старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл старшая группа72.92 КБ

Предварительный просмотр:

         Департамент образования мэрии  города  Новосибирска

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) начальная школа № 60 «Сибирский лучик»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ   ПРОЕКТ

                                                               

«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В УСЛОВИЯХ  РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Воспитатель: Якимова Т.В.

                                             

Новосибирск. 2019г.

                                                         

Постановка проблемы

   Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.

     Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.

   Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Актуальность темы проекта 

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.

Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.

Многие современные родители считают, что если ребенок умеет читать и считать, то он готов к школе, но это заблуждение. Для того, чтобы дошкольник соответствовал социальной роли ученика, он должен обладать такими качествами, как умение слушать работать в коллективе и самостоятельно, у него должно быть желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.

Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли. (Л. С. Выготский).

По мнению известных психологов и педагогов (П. Я. Гальперина, Т. В. Тарунтаевой), формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих понятиях. Поэтому основным принципом ознакомления детей с математикой является наглядность.

Учитывая это, формирование ЭМП у воспитанников проводится не только путем целенаправленного обучения в ходе НОД, но и в игровой форме, в повседневной жизни детей: на прогулке, во время дежурств, в играх (дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых). При этом задача педагога состоит в том, чтобы воспитанники понимали, что математические знания, которые они приобрели в ходе НОД, нужны им в повседневной жизни, чтобы они научились ими пользоваться. Это способствует дальнейшему развитию интереса дошкольников к математике и расширению полученных знаний.

Одним из главных направлений деятельности МКОУ С(К)НШ «Сибирский лучик» является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению

Рабочая программа по развитию детей в группе «Ежевичка» разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МКОУ С(К) НШ №60 «Сибирский лучик», в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на индивидуальные особенности ребенка, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Ведущими целями Программы являются создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности (пункт 2.7. ФГОС ДО). В процессе реализации проекта, через игру и занятия, будут развиваться все пять образовательных областей.  

Использование игры и в формировании представлений, умений и навык позволяет достичь социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО) (Приложение 1).

Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности проекта.                                                                                                 

Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей удается при умелом сочетании игровых методов и методов прямого обучения. Хотя понятно, что игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически. Мы с нашими детьми стараемся постепенно переходить от интереса детей к игре, к учению совершенно естественно. Игра-творчество, игра-труд. Мною отмечено, что в процессе дидактических игр у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Наблюдая, обратила внимание, что во время игры увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.

В своей профессиональной деятельности, наблюдая за детьми в группе, отметила, что зачастую дети не умеют играть либо их игра, остается на более низком уровне, несоответствующим их возрасту. Тогда как мы помним, что игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. И именно в игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

                                                                                           

Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включение дидактических игр и игровых моментов делает процесс развития интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному процессу. Игра должна рассматриваться, как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Дидактическая игра – не самоцель, а средство обучения и воспитания.

Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть, как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы                                                   Взаимодействие с семьёй

Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.

Прежде всего, ознакомила родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, а также методикой руководства соответствующей детской деятельностью. В ходе практических занятий, показала на практике педагогическое положение о развивающем воздействии игр с занимательным математическим материалом.

Работу с родителями и детьми вела одновременно, что обеспечивает разностороннее воздействие, направленное на воспитание интереса к играм, занимательным задачам, обучение их способам поиска ответа, решения

Формы и методы работы с родителями по данной проблеме могут быть разнообразными: тематические родительские собрания: “Путешествие по островам”, “Что мы узнали о математическом мышлении и чтобы хотели узнать”; беседы и консультации: “Учить, но как?”, “Современные дети, современные игры”; просмотр занятий и игр детей: “В гостях у сказки”, “От 1 до 5 с чудесами по пути”; оформление уголков для родителей по соответствующей тематике: “Значение пальчиковых игр”, “Зрительная гимнастика”; пропаганда знаний о роли занимательного материала, в дошкольном возрасте: “Играем вместе в детском саду и дома”, круглый стол: “Дидактические игры и упражнения как средство формирования математических представлений у детей”; занятия-практикумы.

С целью решения данной проблемы был разработан педагогический проект целью, которого является создание системы дидактических игр по развитию математических знаний.

 Проект является одним из звеньев планомерной и систематической работы в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста в МКОУ С(К)НШ № 60 «Сибирский лучик».

Цель проекта:

формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи для детей:

Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.

Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.

Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

                     

Для педагога:

Формирование приемов логических операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.

Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Для родителей:

Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений в образовании детей.

Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале

Обеспечение реализации проекта

Нормативно-правовую основу для разработки проекта составили:

        Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года

        Конвенция о правах ребенка.  Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

        Приказ МОИН РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования.

        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

        Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования  

        Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй. Письмо Минобразования России от 31.01.2001 г. №90/30-16.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Устав МКОУ С(К) НШ №60 «Сибирский лучик».

Основная общеобразовательная программа МКОУ С(К) НШ №60 «Сибирский лучик», составленная в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования.

В образовательном пространстве МКОУ С(К)НШ №60 есть необходимые условия для реализации данного проекта. Оно включает в себя:

        групповая комната для проведения непосредственной образовательной деятельности (пространство в группе разделено на определенные зоны или центры: художественно-творческий уголок, театрализованный уголок, уголок ряженья, уголок безопасности, уголок природы, конструкторский, познавательно-речевой);

        ноутбук и колонки, для воспроизведения звуков, мелодий, презентаций и пр.,

         музыкальный зал, где есть проектор (дающий возможность полноэкранного просмотра презентаций и фильмов) и   бутафория;

        комната, оснащенная песочным столом, бассейном с мячиками, различными игровыми панно, мягкими креслами;

        спортивный зал, в котором, по мимо мячей и пр. спортивной атрибутики, есть мягкие модули-кубики, большие мягкие кубики машинки.

        в библиотеке учреждения и в группе в достаточном объеме представлена литература (психолого-педагогическая, развивающая, занимательная);

        наличие дидактических пособий, расходных материалов (бумага, краски, карандаши и т.д.).

В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Детям достаточно места для самостоятельной активности внутри группы и передвижения. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним

В работе с детьми используются современные технологии, такие, как социоигровой подход (использование преимущественно игровых, сюжетных и интегрированных форм образовательной деятельности, игры на прогулке, музыкальные, хороводные, подвижные игры имитационного характера, сюжетно-ролевые); здоровьесберегающие и экологические технологии. Образовательная деятельность проводится с использованием аудиосистемы и видеосистемы, дидактического материала, различных игрушек, пособий и др.

Успешной реализации заявленного проекта способствует уровень моей профессиональной квалификации:

Якимова Тамара Владимировна:

1974-1977гг. Новосибирское педагогическое

училище №1 им. А.С. Макаренко по специальности воспитатель детского сада. (Приложение №1)

         

Процесс реализации проекта

Характеристики детей группы Ежевичка МКОУ С(К)НШ №60 «Сибирский лучик»

Группу посещают 28 детей. Из них 14 мальчиков и 14 девочек. В группе с I группой здоровья – 14 детей, со II группой здоровья 12 детей, с III группой здоровья – 2-ое детей. У четырех детей отклонения в поведении (Пешков Иван и Медведев Данил часто дерутся, Медведев Даниил и Лидовский Дмитрий дефицит внимания). Недостаточное развитие речи у 6 детей (Таисия, Светлана, Митя, Ярослав, Хофиз, Леша Б.). Двое из них с диагностированной дизартрией и ЗРР. Заметное отставание в развитии у 3 детей (Хофиз, Ярик, Леша Б.)

Диагностика математических знаний у детей в группе

 В сентябре 2018 года мною была проведена диагностика детей в группе «Ежевичка» с использованием задания для оценки математических знаний дошкольника. Наблюдения за детьми, в процессе диагностики, показали, что в основном дети заинтересованы заданием, но интерес неустойчив. В основном, дети охотно начинают производить предложенные действия, но очень быстро переключаются на что-либо другое. Уровень сформированных знаний по математике в группе на среднем уровне. Из 28 детей только у 9 высокий уровень знаний.

Наблюдения и результаты диагностики подвели меня к выводу о необходимости создания проекта, реализация которого позволит повысить мотивацию детей к изучению основ математики.

Т.к. основным видом деятельности дошкольников является игра, то по средствам игровой деятельности легко развить интерес к математическим знаниям, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.

Педагогическая диагностика проводится в форме итоговых занятий. Результаты фиксируются в сводных таблицах, служат для определения уровня развития познавательной деятельности/активности. На основании результатов планируется дальнейшая работа.

Диагностика проводится два раза в год: в начале и конце учебного года (сентябрь, май) и организована в следующих формах:

беседа;

     специально организованное наблюдение.

Начало работы по проекту – 2018.    (Приложение 4 )

Содержательная часть.

 

Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В ходе занятий используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.

   Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления.

  Учебный материал организован по следующим разделам:

Количество и счет.

Величина.

Ориентирование в пространстве.

Ориентирование во времени

Геометрические фигуры.

Логические задачи.

Педагогические действия:

– создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебно-воспитательного процесса;

– новые знания постигаются детьми путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков;

 – необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом;

– большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка;

– у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.

Подготовительный этап:

Определение темы проекта.

Постановка цели и задач проекта.

Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.

Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.

Изготовление развивающих игр, занимательного материала по математике.

Составление плана основного этапа проекта.

Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.

Привлечение родителей к совместной работе над проектом:

творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно -оформить этот материал;

- помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.

Проведение анкетирования родителей.

Оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников».

Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

Основной этап:

   Дидактическая игра и игровые упражнения с использованием наглядного материала (с помощью схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям запомнить сложный материал.

   Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Включение занимательного материала в НОД по ФЭМП позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений.

Работа ведётся согласно разработанному перспективному планированию по ФЭМП. Разрабатываются конспекты НОД согласно календарно-тематическому планированию, в рабочей программе, которые реализуются в практической деятельности.

В качестве итоговых мероприятий в течении года планируется проводить:

Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.

Беседа «Чем мне интересны математические игры».

Выставка книжек – малышек с математическими заданиями.

Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.

Использование дидактических игр по ФЭМП на НОД.

Итоговое мероприятие – викторина «Умники и умницы».

Обработка и оформление материалов проекта.

Формы и методы работы:

 организованная образовательная деятельность (индивидуальные занятия учебно-развивающего характера);

 выполнение разнообразных практических действий.        

 

самостоятельная деятельность детей;

 совместные математические игры воспитателя с ребенком, детей друг с другом;

 математические развлечения;

  отгадывание загадок, занимательных вопросов, головоломок, шуточных задач;

  чтение математических сказок.

Проект позволяет педагогу использовать словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы обучения.

– экспериментирование;

– моделирование;

– воссоздание;

– преобразование;

– конструирование;

 – практические (игровые).

Материал математической зоны постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой.

    Работа с родителями.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Поэтому не последнюю роль, в данном проекте, отвожу взаимодействию с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. (Приложение №2)

                                              Ход проекта.

   Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал, компьютерные презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры», дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры математического содержания.

   К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними было проведено анкетирование, для них была оформлена папка – передвижка «Математика для дошкольников». Также родители оказали помощь в изготовлении развивающих игр по математике. Родителям было дано задание: подобрать занимательный математический материал (задачки, загадки, головоломки, ребусы) и красочно его оформить.

             На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы мы с детьми:

- читали математические рассказы и сказки с математическим содержанием: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;

- заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки.

               На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с помощью геометрических фигур, делали «волшебные» цифры из гороха и пластилина.

        

   На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с математическими прописями – раскрасками, делали постройки из конструктора, мозаики, блоков Дьеныша. Также дети работали со счетными палочками: собирали фигуры по образцу и по замыслу. Ребятам очень понравилось рисовать геометрические фигуры на манке.

 

          Мы много играли в самодельные дидактические игры математического содержания: (Приложение №3)

          Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические загадки. В этой работе мы использовали книжки-малышки, сделанные родителями. Вместе с детьми мы разучили и освоили новые подвижные игры, физкультминутки и пальчиковые гимнастики математического содержания.

         На заключительном этапе проекта с детьми и родителями оформили уголок занимательной математики, выставку совместных творческих работ родителей и детей. Также провели математическую викторину «Умники и умницы». Были обработаны и оформлены материалы проекта, создана презентация.

           

Достигнутые результаты:

− положительная динамика мониторинга по ФЭМП у детей подготовительной группы;

− сформировались операции логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

− детьми применяются математические знания и умения в самостоятельной деятельности, проявление творческой инициативы;

− родители увидели важность формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширились знания родителей о занимательном материале;

− у детей повысился интерес к математике, стремления к преодолению трудностей.

Заключение:

Данный проект будет представлять интерес для воспитателей образовательных организаций, неравнодушных родителей

у родителей появился интерес к жизни детского сада, также у них повысилась активность и интерес к развитию у детей математических способностей;

у детей повысился интерес к элементарной математической деятельности;

у детей появилась потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми;

у детей отмечается стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности;

дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.

В дальнейшем, в течение года, по мере освоения детьми игр, следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

Преобразовывая центр занимательной математики, педагог с родителями получили массу удовольствий от совместной творческой деятельности.

Литература

1. Абашин Э.А. Весёлые задачки: Арифметика для малышей /Ч.1-3. - М.: Дрофа, Наталис, 1998.

2. Всё для дошколят /Сост. Н.Л. Вадченко, Н.В. Хаткина. - М.: ЗАО "БАОПРЕСС", 2001.

3. Генко Ж.Ю. О содержании и структуре дидактической игры. - В сб.: Умственное воспитание детей в детском саду. Л., 1981.

4. Гришин В.Г., Ильин. Е.И. Шахматная азбука. М., 1980.

5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/Под ред. Л.А. Венгера. 2-е изд. М., 1978.

6. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. М., 1975.

7. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Математическая азбука. М., 1980.

8. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М., 1984.

9. Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. М., 1969.

10. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М., 1984.

11. Минский Е.М. От игры к знаниям. М.. 1982.

12. Моро М.И., Вапняр Н.Ф., Степанова С.В. Математика в картинках. М., 1980.

13. Никитин Б.П. Развивающие игры. М., 1981.

14. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. Минск, 1977.

15. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. М., 1980.

Статьи из журнала "Дошкольное воспитание"

16. Грачева 3.А. Значение математической игры "Танграм" для умственного развития дошкольников, 1971, № 1.

17. Михайлова 3.А. Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности, 1984, № 8.

18. Исследование уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста Галеева А.Р., Мамедова Л.В. – Международный журнал экспериментального образования №12, 2015г.

19.  Маханева М.Д, Ширяева Г.И. Математическое развитие детей 5 -  7 лет. М., 2012

                                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

1987 – 1988 г. Удостоверение о повышении квалификации.  НОИУУ.

Реферат: «Организация ручного труда у детей»

2004 г. Свидетельство о повышении квалификации. НИПК и ПРО по теме: «Предупреждения вторичных отклонений в познавательной и эмоциональной сферах школьников, воспитывающихся в условиях социальной депривации».

Итоговая работа: «развитие личности в условиях социальной депривации»

28.04.2004 г. – Аттестация. (вторая категория) УОМГН

2009 г. Удостоверение о повышении квалификации. Краткосрочное обучение в НИПК и ПРО по программе педагогика тема: «Формирование межличностных отношений в детских и подростковых коллективах»

13.04.2009 г. – Аттестация. (первая категория) УОМГН.

2014 г. Удостоверение о повышении классификации.  Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» в региональном центре «Семья и дети» по дополнительной профессиональной программе «организация и содержание профессиональной деятельности педагогов в учреждениях социального профиля»

2014г. Защита проекта: «Современные технологии воспитания и обучения детей с ОВЗ».

Семинар «Психология и психопатология социального сиротства» от Некоммерческого Партнерства Негосударственная служба медико-психологической поддержки семьи и детства «Родительский дом»

25.12. 2014г – Аттестация. (первая категория - подтверждение) ГАУСО НСО РЦ.

         

2018г. Удостоверение о повышении квалификации. ПОУЦ «АТОН». «Оказание первой помощи в дошкольных учреждениях».

Стаж работы в должности 34,5 лет

Самообразование:

Чтение тематической литературы (см. библиографический список)

«Мониторинг индивидуального развития детей в рамках реализации ФГОС в ДО" часть 1.

«Мониторинг индивидуального развития детей в рамках реализации ФГОС в ДО" часть 2.

Повышению уровня самообразования способствовало мое участие в методических объединениях и педагогических советах в рамках МКОУ СК НШ №60 «Сибирский лучик».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

СЕНТЯБРЬ.

Проведение экспресс – опроса с целью выявить интересы, потребности, запросы родителей.

Индивидуальные беседы.

ОКТЯБРЬ.

Мастер – класс: «Изготовление дидактических игр по ФЭМП».

1. «Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.

2. «Математические домики». Цель: формирование знаний о составе числа из двух меньших.

3. «Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры из разного подручного материала, развитие мелкой моторики

Оформления уголка «Занимательная математика». Выставка совместных творческих работ родителей и детей.  

НОЯБРЬ.

Педагогическая гостиная для родителей:

«Образовательные и воспитательные задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

ДЕКАБРЬ.

Оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников»

ЯНВАРЬ.

Рекомендации для родителей и педагогов по развитию математических способностей детей с использованием практических материалов «Домашняя математика: мы вместе».

Цель: Повышать уровень знаний у родителей по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей

ФЕВРАЛЬ.

Совместное с родителями мероприятие «В стране Математики»

В ходе занятий:

создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,

новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка.

необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом.

при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

МАРТ.

Оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников».

АПРЕЛЬ.

Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

МАЙ.

Викторина «Умники и умницы».

Проведение анкетирования родителей.

ИЮНЬ – АВГУСТ. Консультации:

- «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»,

- «Использование игровых шуток в свободное время»,

- «Математика - это интересно»

                                                                                                         Приложение 3. 

«Крестики – нолики».   Задачи: способствовать развитию внимания, памяти, умения сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».

«Математическое лото».        Задачи: способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до 9; закреплению знаний о геометрических фигурах.

«Божьи коровки и ромашки».     Задачи: формирование умения сравнивать, сопоставлять числа и цифры, расставлять их в прямом и обратном порядке.

«Лабиринты».     Задачи: умения достигать развития логического и пространственного мышления, содействовать развитию упорства и терпения.

«Какие цифры потерялись?».   Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.

«Математические домики»    Цель: формирование знаний о составе числа из двух меньших.

Головоломка «Танграм».    Цель: формирование умения детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый предмет на части, и наоборот – составлять из элементов заданную модель.

 «Математический планшет Геометрик».       Цель: формирование умения Тренажер «Божьи коровки».   Цель: умения ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении, определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа - налево», «слева - направо».создавать образы, развитие образного мышления, концентрации,

«Волшебные круги».    Цель: развитие навыка счета и закрепление состава числа.

 «Веселые цифры».   Цель: формирование мелкой моторики.умения выкладывать цифры из разного подручного материала, развитие

   

Приложение 4

Диагностика

Диагностические задания по выявлению элементарных математических представлений у детей старшей группы

  Цель диагностики: выявить у группы детей старшего дошкольного возраста уровень соответствия сформирования математических представлений программным требованиям.

 «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» старшая группа

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

1. Умение счи-тать (отсчиты-вать) в пределах 10, пользоваться количественными порядковыми числительными

1.        Дидактическое упражнение
«Скажи сколько».

Материал:  предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки, солдатики, овощи, цветы и т.п. Количество каждой группы предметов разное (например, 6 матрешек, 7 цветов, 9 солдатиков, 10 бабочек).

2.        Дидактическое упражнение
«Скажи, который по счету
предмет».

Материал: можно использовать материал первого задания, только расставить (разложить) картинки по одному (бабочка, солдатик, цветок и т. п.)

1. Ребенок считает количество предметов в любой группе.

Вопросы:

- Посчитай солдатиков. Сколько их всего?

 - Посчитай бабочек. Сколько их? И т. д.

2. Ребенок рассматривает предметные картинки (предметы) и определяет, каким по счету стоит солдатик, какая по счету бабочка? И т. п.

3 балла - ребенок правильно считает                        (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными. Понимает и правильно отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

2 балла - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными числительными. Понимает вопрос «Сколько?» и правильно отвечает на него. Допускает ошибки при ответе на вопрос «Который по счету?».

1 балл — ребенок допускает ошибки при счете (отсчитывании) предметов

2. Умение срав-нивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов

Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну». Материал: мелкий счетный материал

Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной их было меньше на один. Например: 6 солдатиков и 7 матрешек. Задание: посчитай группы предметов.

- Сколько всего солдатиков?

- Сколько матрешек?

  • Кого больше (меньше)?
  • На сколько?
  • Сделай так, чтобы их стало поровну.
  • Как еще можно это сделать?

3 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы).

2 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого. Затрудняется сразу уравнять группы предметов (делает это после дополнительных инструкций) или уравнивает их, но только одним способом.

1 балл – ребенок считает правильно, но затрудняется установить, какое число меньше (больше) другого. Уравнять предметы не может

3.Умение устанавливать зависимость между целым множеством и его частями

Диагностическая игра «Часть и целое».

Материал: три вида игрушек разного количества (куклы, мишки, машины) или круги синего, желтого и красного цветов

Ребенок рассматривает группы игрушек (куклы, мишки и машины), объединяет их в одну группу и называет. Вопросы и задания:

  • Сосчитай количество частей «Группы игрушек».
  • Сколько их? (Три.)

- Какие это части? (Первая часть — куклы, вторая часть — мишки, третья — машины.)

  • Посчитай количество игрушек каждой части.
  • Чего больше?
  • Значит, какая часть больше?

- В какой части игрушек меньше?

-        Что можно сказать об этой части игрушек?
(Она самая маленькая.)

Примечание. Можно считать части и количество частей, сравнивая выделенные множества и на примере кругов разного цвета или других геометрических форм

3 балла - ребенок выделяет составные части группы предметов, сравнивает части на основе счета, понимает, что целая группа предметов больше каждой части (часть меньше целого).

2 балла - ребенок затрудняется назвать все игрушки (фигуры) одной группой. Недостаточно сформированы знания о целом множестве и его частях.

После дополнительных инструкций взрослого ребенок понимает, что такое части целого, определяет количество частей группы предметов, сравнивает их. Называет самую большую, самую маленькую часть.                                                                  

1 балл - ребенок не понимает значения множества и его частей. После дополнительных разъяснений взрослого не справляется с заданиями

Умение сравнивать предметы различной величины

1. Дидактическая игра «Построй солдат».

Материал: плоскостные солдатики (7-10 штук) разные по высоте.

2. Дидактическое упражнение. «Сравни ленточки».

Материал:   ленточки   разной длины и ширины, 7-10 штук

Вопросы:

-        Что ты видишь на столе?

-Посмотри, все ли солдатики одинаковы?

-        Чем они отличаются?
Задание:

Построй солдатиков в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самый высокий», «поменьше», «еще ниже», «самый низкий».

3 балла - ребенок самостоятельно справился с заданием, не сделав ни одной ошибки. Правильно размещает предметы в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты).

2 балла — правильно размещает предметы в порядке возрастания размера, высоты, допускает ошибки при расположении ленточек. Пользуется приемом наложения и приложения при выполнении задания.

1 балл - ребенок требует дополнительных инструкций и помощи взрослого при выполнении упражнений. Допускает большое количество ошибок

Знания о форме предметов

Дидактическая игра «Что где лежит?».

Материал: набор геометрических фигур - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Предметные картинки -мячик, шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, чупа-чупс, дыня, дорожный знак (треугольной формы), квадратные часы, квадратная коробка, конверт, флажок, книга, овальный поднос

Задания:

- Рассмотри все геометрические фигуры и картинки.

- Какие геометрические фигуры ты видишь?
Назови их.

-Чем отличаются круг и овал от других фигур?

- Соотнеси картинку с геометрической фигурой.

-Разложи фигуры в ряд, под каждой из них
положи картинку похожей формы

3 балла - ребенок самостоятельно соотносит предметы по форме, называет геометрические фигуры и раскладывает их по соответствующему признаку.

2 балла - ребенок знает все геометрические фигуры. Допускает 1—2 ошибки при соотнесении с предметами.

1 балл - ребенок не знает всех геометрических фигур, затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой предметных картинок

Умение определять местонахождение предмета по отношению к себе, к другим людям

Игра «Встань там, где я скажу»

Ребенок двигается в заданном направлении. Например: два шага вперед, один шаг влево, три шага назад, два шага вправо. Вопросы:

  • Что ты видишь справа (слева) от себя?
    -Что ты видишь впереди (сзади) от себя?
  • Возьми куклу (собачку) и посади перед собой, сзади от себя; справа от Кати; справа
    от себя и т. п.

3 балла - ребенок правильно выполнил все задания воспитателя.

2 балла - ребенок допускает ошибки в случае определения право и лево по отношению к другим людям.

1 балл - ребенок знает только направление вперед и назад. Все другие задания выполняет с ошибками, неуверенно

Знания о днях недели, последовательности частей суток

1.        Дидактическая   игра  «Наш день».

Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.

2.        Дидактическое упражнение
«Назови соседей»

1.        Ребенок рассматривает картинки,

изображающие разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня:
уборка постели, гимнастика, умывание, зав
трак, занятие и т. д.

Задание:  разложи картинки по порядку,

начиная с утра.

Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.)

2.        Вопросы:

  • Если вчера было воскресенье, какой день
    недели сегодня?
  • А какой день недели следует за четвергом?  И т. п.

3 балла - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки, безошибочно ответил на все вопросы воспитателя.                                              2 балла - ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется. Допускает  1-2 ошибки при ответе на вопросы о днях недели.

1 балл - ребенок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов

Высокий уровень – 18-21 балл;       средний уровень- 11-17 баллов;        низкий уровень- 7-10 баллов.                    

Организация диагностики предполагает решение следующих задач:

 выбор критериев и показателей уровня сформирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

выбор диагностических методик для выявления уровня сформирования математических представлений у детей старшей группы;

 обработка полученных результатов работ детей старшей группы и распределение их по уровням.

Критерием уровня сформирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста может служить сама «Программа воспитания и обучения в детском саду».

№ п/п

ФИ ребенка

Умение счи-тать (отсчиты-вать) в пределах 10,

Умение срав-нивать рядом стоящие числа в пределах 10,

Умение устанавливать зависимость между целым множеством и его частями

Умение сравнивать предметы различной величины

Знания о форме предметов

Умение определять местонахождение предмета по отношению к себе, к другим людям

Знания о днях недели, последовательности частей суток

среднее

низкий

средний

высщкий

1

А Хофиз

2

2

1

2

2

2

1

12

 

1

 

2

А Дарина

3

2

2

2

3

2

2

16

 

1

 

3

Д Даниил

2

2

2

2

2

2

2

14

 

1

 

4

Б Варвара

2

2

2

2

2

1

1

12

 

1

 

5

К Даниэла

3

2

2

2

2

1

1

13

 

1

 

6

Б Алексей

2

1

1

1

1

1

1

8

1

 

 

7

Габ П

3

2

2

2

2

2

2

15

 

1

 

8

Г Богдан

2

1

1

1

1

1

1

8

1

 

 

9

Г Полина

2

1

1

1

1

1

1

8

1

 

 

10

Н Владимир

2

2

1

1

1

1

1

9

1

 

 

11

Д Милана

3

2

1

1

2

1

2

12

 

1

 

12

И Ярослав

2

1

1

1

2

1

2

10

1

 

 

13

К Дарья

3

2

2

2

2

2

2

15

 

1

 

14

Л Марк

2

1

1

2

2

2

2

12

 

1

 

15

Л Дмитрий

3

2

2

2

3

2

2

16

 

1

 

16

Л Алексей

2

2

1

1

2

1

2

11

 

1

 

17

М Даниил

2

2

1

2

2

1

2

12

 

1

 

18

М Дарья

3

2

2

2

3

2

2

16

 

1

 

19

М Полина

2

1

1

1

2

1

2

10

1

 

 

20

М Рамзан

2

1

1

1

2

1

1

9

1

 

 

21

О Анфиса

2

1

1

1

3

1

1

10

1

 

 

22

П Иван

2

2

1

1

2

1

1

10

1

 

 

23

П София

3

2

2

2

2

1

2

14

 

1

 

24

П Даниил

2

1

1

1

2

1

1

9

1

 

 

25

Р Сергей

2

1

1

1

1

1

1

8

1

 

 

26

С Кира

2

1

1

1

2

1

1

9

1

 

 

27

С Таисия

2

1

1

1

1

1

1

8

1

 

 

28

Т Светлана

3

2

1

1

2

1

1

11

 

1

 

среднее

2

2

1

1

2

1

1

11

13

15

0

%

46

54

0

№ п/п

ФИ ребенка

Умение счи-тать (отсчиты-вать) в пределах 10,

Умение срав-нивать рядом стоящие числа в пределах 10,

Умение устанавливать зависимость между целым множеством и его частями

Умение сравнивать предметы различной величины

Знания о форме предметов

Умение определять местонахождение предмета по отношению к себе, к другим людям

Знания о днях недели, последовательности частей суток

итого

низкий

средний

высщкий

1

Абдуллаев Хофиз

3

2

2

2

3

2

2

16

 

1

 

2

Абдусалямова Дарина

3

2

2

3

3

3

3

19

 

 

1

3

Дагаринов Даниил

3

2

2

2

3

2

2

16

 

1

 

4

Балдук Варвара

3

2

3

3

3

2

2

18

 

 

1

5

Курченко Даниэла

3

2

2

3

3

2

2

17

 

1

 

6

Буслаев Алексей

2

2

2

2

3

2

2

15

 

1

 

7

Габидулина Полина

3

2

2

3

3

2

3

18

 

 

1

8

Граблев Богдан

2

2

2

2

2

2

2

14

 

1

 

9

Гущина Полина

2

2

2

2

2

2

2

14

 

1

 

10

Неверов Владимир

3

2

2

2

2

2

2

15

 

1

 

11

Джураева Милана

3

2

2

2

3

2

2

16

 

1

 

12

Ильченко Ярослав

3

3

2

2

3

2

2

17

 

1

 

13

Капустина Дарья

3

2

2

3

3

2

3

18

 

 

1

14

Леонтьев Марк

3

2

2

2

2

2

2

15

 

1

 

15

Лидовский Дмитрий

3

3

3

3

3

3

3

21

 

 

1

16

Лупин Алексей

2

3

2

2

2

2

2

15

 

1

 

17

Медведев Даниил

2

3

2

2

2

2

2

15

 

1

 

18

Миллер Дарья

3

2

2

2

3

3

3

18

 

 

1

19

Мамаева Полина

3

2

3

2

3

2

3

18

 

 

1

20

Мукумбаев Рамзан

2

2

2

2

2

2

2

14

 

1

 

21

Огнева Анфиса

2

2

2

2

2

2

2

14

 

1

 

22

Пешков Иван

3

2

2

2

2

2

2

15

 

1

 

23

Пинчукова София

3

3

3

3

3

2

3

20

 

 

1

24

Потехин Даниил

2

2

2

2

2

2

2

14

 

1

 

25

Ромащенко Сергей

2

2

2

2

2

2

2

14

 

1

 

26

Стефаненко Кира

2

2

2

2

2

2

2

14

 

1

 

27

Севрюгова Таисия

2

2

2

2

2

2

2

14

 

1

 

28

Толкачева Светлана

3

2

2

2

2

2

3

16

 

1

 

среднее

3

2

2

2

3

2

2

16

0

20

8

%

0

71

29

№ п/п

ФИ ребенка

Умение счи-тать (отсчиты-вать) в пределах 10,

Умение срав-нивать рядом стоящие числа в пределах 10,

Умение устанавливать зависимость между целым множеством и его частями

Умение сравнивать предметы различной величины

Знания о форме предметов

Умение определять местонахождение предмета по отношению к себе, к другим людям

Знания о днях недели, последовательности частей суток

среднее

низкий

средний

высщкий

1

Абдуллаев Хофиз

3

2

2

3

3

2

2

17

 

1

 

2

Абдусалямова Дарина

3

3

3

3

3

3

3

21

 

 

1

3

Дагаринов Даниил

3

2

2

2

3

2

3

17

 

 

1

4

Балдук Варвара

3

2

3

3

3

3

3

20

 

 

1

5

Курченко Даниэла

3

2

3

2

3

3

3

19

 

 

1

6

Буслаев Алексей

3

2

2

2

3

2

2

16

 

1

 

7

Габидулина Полина

3

3

3

3

3

3

3

21

 

 

1

8

Граблев Богдан

3

2

2

2

3

2

2

16

 

1

 

9

Гущина Полина

3

2

2

2

3

2

2

16

 

1

 

10

Неверов Владимир

3

2

2

2

3

2

2

16

 

1

 

11

Джураева Милана

3

3

3

3

3

3

3

21

 

 

1

12

Ильченко Ярослав

3

3

3

3

3

2

2

19

 

 

1

13

Капустина Дарья

3

3

3

3

3

3

3

21

 

 

1

14

Леонтьев Марк

3

3

2

2

3

2

3

18

 

 

1

15

Лидовский Дмитрий

3

3

3

3

3

3

3

21

 

 

1

16

Лупин Алексей

3

3

2

2

3

2

3

18

 

 

1

17

Медведев Даниил

3

3

2

2

3

2

2

17

 

1

 

18

Миллер Дарья

3

3

3

3

3

3

3

21

 

 

1

19

Мамаева Полина

3

3

3

3

3

3

3

21

 

 

1

20

Мукумбаев Рамзан

3

2

2

2

3

2

2

16

 

1

 

21

Огнева Анфиса

3

2

2

2

3

2

2

16

 

1

 

22

Пешков Иван

3

2

2

2

3

2

2

16

 

1

 

23

Пинчукова София

3

3

3

3

3

3

3

21

 

 

1

24

Потехин Даниил

3

2

2

2

3

2

2

16

 

1

 

25

Ромащенко Сергей

3

2

2

2

3

2

2

16

 

1

 

26

Стефаненко Кира

3

2

2

2

3

2

3

17

 

1

 

27

неверов Владимир

3

2

2

2

3

2

2

16

 

1

 

28

Толкачева Светлана

3

2

1

2

3

2

3

16

 

1

 

среднее

3

2

2

2

3

2

3

18

0

14

14

%

0

50

50

 

н. у. г. 18-19

к.у.г 18-19

н.у. г. 19-20

низкий

46

0

0

средний

54

71

50

высокий

0

29

50

За три исследуемых периода прослеживается хорошая положительная динамика овладения детьми математическими знаниями. Если в начале, при запуске проекта высоким уровнем овладения ЭМП из детей никто не обладал.   Как видим в течении года этот уровень уже достиг значения 29%, а средний 71%, т.е. детей с низким уровнем нет. А к завершению проекта мы уже имеем 50% высокий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический проект

Математический  проект «Дошкольник изучает математику»Формирование пространственных представлений. Этап - выделение проблемы, диагностическое обследование.Этап - планирование орг...

Математический проект «В мире форм».

Используя методы и приемы работы по данному проекту можно добиться не только высокого уровня усвоения программного материала, но и научить детей видеть формы окружающих предметов, сопоставляя их с гео...

математический проект"Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр"

Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально- познавательной деятельност,и и именно интеллектуальные игры опираются на поисковую ...

Математический проект "Модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста"

Цель данного проекта:  повышение уровня  математического развития детей старшего дошкольного возраста   через организацию взаимодействия детского сада и семьи  в соответствии ...

Математический проект для детей раннего возраста "Математические ступеньки"

Математический проект "Математические ступеньки"...