математический проект"Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр"
проект по математике (старшая группа) на тему

 

 

 

Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально- познавательной деятельност,и и именно интеллектуальные игры опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx53.29 КБ

Предварительный просмотр:

развитие математических способностей

Подготовила: Редькина Людмила Витальевна

                воспитатель первой

квалификационной категории

МБДОУ Д/С №2 «Светлячок»

                                         

Ст.Калининская

20105г.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, информационно-исследовательский.

По содержанию: обучающий.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2012 – 2015 учебный год)

База проекта - МБДОУ д/с №2 ст.Калининской.

Участники:  дети дошкольного возраста, родители, специалисты МБДОУ детский сад №2 ст.Калининской.

Актуальность проблемы: В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос: как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.

Между тем, многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

Математические способности относятся к группе специальных способностей (как музыкальные, изобразительные и т. д.). Для их проявления и дальнейшего развития требуются усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе и умение, применять имеющиеся знания в мыслительной деятельности.

Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.

Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

 Многие исследователи (как отечественные, так и зарубежные) формирование и развитие математических способностей связывают её не с содержательной стороной предмета (предметные знания и умения), а с процессом  мыслительной деятельности, т.е. с развитием математического мышления детей.

Современные требования к развивающему обучению  в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью структурного развития математического  мышления и отсутствием эффектного средства, позволяющего осуществить это на практике.

Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему моего проекта.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Ключом развития математических способностей является  организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности, и я пришла к выводу, что именно  интеллектуальные игры опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений. 

Цель: способствовать развитию у детей:

  • высокой познавательной мотивации;
  • свободной, самостоятельной, активной, проявляющей инициативы в деятельности и в общении;
  • чувство собственного достоинства и способность уважать других;
  •  подготовленности к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» школе;
  • обеспечить детям высокий уровень подготовки к последующему усвоению систематического курса математики;
  • поддержать систему непрерывного образования.

Задачи:

  • формировать мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
  • увеличение объема внимания и памяти;
  • формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии);
  • развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических  способностей  детей:

  • у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;
  • преодолевают трудности;
  • не бояться ошибок;
  •  самостоятельно находят способы решения познавательных  задач;
  • стремятся к достижению поставленной цели;
  • умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями.

Формы реализации:

  • обучение в повседневных бытовых ситуациях;
  • демонстративные опыты;
  • театрализация с математическим содержанием;
  • коллективное занятие (свободное участие детей в нем);
  • фронтальное занятие с четкими правилами, обязательное для всех;
  • свободные беседы о истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна;
  • самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
  •  индивидуально-творческая деятельность,
  • учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия),
  •  игровой тренинг.

Методы и приемы

  •  практические (игровые);
  •  экспериментирование;
  •  моделирование;
  • конструирование.
  • сюжетно – ролевая игра;
  • игра – драматизация 

Этапы реализации проекта:

I этап. Организационный.

  •  Составление проекта поэтапного плана работы;                    
  • Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;
  • Создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
  •  подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно–образовательного процесса математической направленности.

II этап. Планирование реализации проекта.

  • Определение задач воспитательно- образовательной работы;
  • Планирование деятельности;
  • Разработка конспектов игр -  занятий, КВН.

 III этап. Реализация проекта

Задачи:

  1. Определить новые направления в работе с родителями .
  2. Составить новые формы работы  с детьми.
  3. Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем.
  4. Совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач;
  5. Развитие пространственного и логического мышления;
  6. Формирование общих приемов и подходов к решению арифметических, логических задач;

Работа проводилась по блокам:

I блок: работа с детьми

II блок: работа с родителями

III блок:  Самостоятельная деятельность

IV блок: Работа с педагогами

Задачи

Способы реализации

Срок

1

2

3

I блок: работа с детьми

Определить уровень  математических способностей детей –диагностирование.

1.Выявление трудностей у детей.

2. Банк диагностических методик по проблеме: «Математические способности детей».

сентябрь

Конкретизировать представление детей об использовании математики в разных сферах жизни.

Беседы о истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна.

сентябрь

Закрепить знание цифр от 1 до 5. Учить соотносить количество предметов с цифрой. Закреплять названия геометрических фигур; составлять из геометрических фигур  разные предметы, раскладывая их в порядке возрастания; упражнять в ориентировке на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине, умение выражать словами местонахождение предмета); различать части суток: утро – вечер, день – ночь; учить правильно пользоваться порядковыми числительными, соотносить числительное с каждым из предметов.

Проведение открытых занятий: «Игра-путешествие «Сказочное путешествие».

март

Развивать логическое мышление; упражнять в порядковом счете о днях недели, их последовательности, развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, учить находить общий признак и на этой основе объединять фигуры в группы; развивать внимание, упражнять в нахождении закономерности и обоснование  найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков; учить зрительно устанавливать сходство и различие предметов, развивать навыки самоконтроля.

«С математикой – в космический полёт».

апрель

Сформировать представление о числе 10; его образовании, составе. Развивать умение соотносить цифру с количеством предметов. Учить пользоваться знаками больше и меньше. Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Закреплять знания о геометрических фигурах. Учить понимать поставленную задачу и решать её. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

«Логика».

апрель

Учить решать логические задачи. Закреплять знания о геометрических фигурах. Учить элементам элементарных рассуждений, развивать поисковую активность детей. Учить уметь продолжать заданную закономерность. Закреплять навык количественного счета до 20. Учить решать примеры, используя числа второго десятка, находить ответ из ряда чисел. Продолжать учить измерять высоту предметов с помощью линейки, записывать результаты измерения. Закреплять умение составлять арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

«Поможем Буратино».

февраль

Закреплять умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение пользоваться для записи сравнения знаки больше, меньше другого; закреплять представления о составе чисел в пределах 10; учить решать примеры, используя числа второго десятка; развитие поисковой активности и интеллектуальных способностей; закреплять знания о геометрических фигурах; формировать способность к анализу и синтезу; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно на основе взаимосвязи целого и частей; формировать навык самоконтроля и самооценки.

«Путешествие в страну МАТЕМАТИКА».

май

Развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку и сообразительность;

Продолжать учить отгадывать математические загадки на сложение и вычитание в пределах 10;

Закрепить знания числового ряда чисел (последующего и предыдущего) в пределах 20;

Учить решать интеллектуальные математические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации;

Воспитывать умение работать коллективе;

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Математический КВН внутри группы.

январь

Учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры, группировать предметы по форме, величине, месту расположения;

Развивать мышления детей путем классификации предметов по разным признакам.

Развивать гибкость  и оригинальность мышления.

Учить решать интеллектуальные задачи на поиск следующей или пропущенной фигур.

Интеллектуальные игры: «Четвертый лишний», «Веселые соседи», «Исключи лишнее и назови оставшиеся одним словом», «Нарисуй следующую фигуру», «Нарисуй пропущенную фигуру», «Преврати каждый кружок в какое-нибудь интересное, необычное изображение», «Разноцветные фигуры», «Две клетки», Задача на «Совмещение», «Путаница», «Танграм», «Уникуб», «Цепочки», «Торопись да не ошибись», «Найди закономерность», «Рассмотри и продолжи».

В течение года

Расширение и закрепление знаний и умений детей.

Фронтальные занятия:

Коллективные занятия, где ребята свободно участвуют в нем

 

В течение года

Расширение и закрепление знаний и умений детей.

Использование интеллектуальных игр  во всех видах детской деятельности: игра, труд, самостоятельная деятельность.

В течение года

Стимулировать активность детей.

 Использование игр с математическим содержанием на всех других занятиях: лепка, рисование, ознакомление с окружающим миром, музыка, физкультура.

В течение всего года

II блок: работа с родителями

1. Выявить запросы родителей  по организации учебно-воспитательной работы с детьми .

1. Провести анкетирование  родителей по организации работы по развитию математических способностей детей.

Сентябрь

1. Обогащать родительский опыт новыми интеллектуальными играми.

  1. Оформить папку передвижку на тему: «Математика и в шутку и всерьез».
  2. «Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики».

март

октябрь

3. Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя   умения организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей.

Провести родительское собрание на тему: «Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики».

 Проявлять находчивость, сообразительность и смекалку. Уметь работать в одной команде.

  1. Провести математический КВН .
  2. Деловая игра.
  3. Тренинги.

февраль

Показать достижения детей в области  математики

Провести День открытых дверей

Октябрь, апрель

Обогащать родительский  опыт по использованию педагогически эффективных методов математического развития дошкольников. Повышать педагогическую культуру родителей.

Консультации и беседы с родителями на тему: «Интеллектуальные игры в жизни детей», «Развитие математических способностей детей».

Познакомить родителей  с эффективными методами обучения детей и подготовке их учебной деятельности.

 Провести школу для родителей выпускников: «Первоклассник и новая социальная действительность».

январь

Дать информацию по использованию интеллектуальных игр.

Беседа на тему: «Какие интеллектуальные игры вы используете дома».

Ноябрь

III блок Самостоятельная деятельность

Закрепление  и применение полученных знаний.

Экспериментирование.

В течение года

Закрепление  и применение полученных знаний.

Прогулка.

В течение года

Стимулировать активность детей.

Игры детей  с дидактическими играми.

В течение года

Расширить кругозор,  Повышение умственной активности детей.

Рассматривание книг, пособий, картин.

В течение года

Закрепление  и применение полученных знаний.

Работа в рабочих тетрадях по математике.

В течение года

Закрепление  и применение полученных знаний.

Беседы детей между собой.

В течение года

IV блок Работа с педагогами

Повышать общую и педагогическую культуру педагогического коллектива.

Выступить на педагогическом совете с сообщением на тему: «Интеллектуальные игры как средство развития математических способностей».

март

Анализ деятельности.

Зная, что для успешного освоения программы школьного обучения, нужно не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение  и ,проводив работу по развитию математических способностей детей, пришла к следующему выводу: проведение интеллектуальных игр способствует развитию математических способностей детей.

У детей к концу выпускного года сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут ему в будущем легко освоить новое. Развились такие свойство как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений. Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Сформировались умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять своем действия. Легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации.

Библиографический список

  1. Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное воспитание-2008-№8 с. 101
  2. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание-2000-№2 с. 74
  3. Березко. Занятия по математике // Ребенок в детском саду- 2006-№5 с.38
  4. Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста-М., 1999
  5. Волонина В.В. Занимательная математика С-Петербург, 1996
  6. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику-М.,2005
  7. Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду- 2002-№6 с.16
  8. Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду- 2002-№4с.52
  9. Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду- 2004-№2 с.3
  10. Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду- 2002-№5 с.12
  11. Зак А.З.Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет-М.,1996
  12. Ковалев В.И. Развивающие игры: 10 шагов к успеху-М., 2004
  13. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников-М.,-1990
  14. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание-2005-№12 с. 21
  15. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание-2005-№8 с. 48
  16. Новикова. Математика в детском саду-М.,2002
  17. Овчиникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений  // Дошкольное воспитание-2005-№8 с. 42
  18. Петорсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два- ступенька-М.,2004
  19. Петорсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка-М.,2004
  20. Платонова Ж.Т.Волшебный домик  // Ребенок в детском саду- 2006-№4 с.39
  21. Савенков А. Конкурс интеллектуалов // Дошкольное воспитание-1998-№2 с. 6
  22. Синицына Е. Логические игры и задачи-М.,2000
  23. Тарабаркина Т.И., Елкина Н.В. И учеба и игра: «МАТЕМАТИКА»М.,2001
  24. Шумакова О.В. Математические сказки // Ребенок в детском саду- 2004-№2 с.53
  25. Хамзина Т. Немного о математике и не только о ней. И в шутку и в серьёз // Дошкольное воспитание-2001-№10 с. 18

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр".

Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа по развитии математических способностей дошкольниковв соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня разв...

Творческий практико-ориентированный проект «Развитие коммуникативных способностей посредством обучения пересказу в старшей группе»

Главная задача педагогов и родителей, законных представителей – сформировать предпосылки к овладению грамотной и связной речью. И начинать необходимо с расширения круга чтения, обучению последовательн...

Инновационный проект «Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности с использованием ЦОР»

Формирование нового вида взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся творческими, доброжелательными отношениями детей, музыкального руководителя, родителей по совместному развитию ар...

Инновационный образовательный проект "Развитие артистических способностей посредством театрализованной деятельности с использованием ЦОР"

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения....

Перспективное тематическое планирование по математическому кружку «Архимед » в средней группе №3 в целях реализации темы по самообразованию " Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр"

Организованная работа по развитию математических способностей детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями и с использованием интеллектуальных игр. Работа с детьми по плану бу...

ПРОЕКТ «Развитие умственных способностей посредством интеллектуальных игр в старшем дошкольном возрасте». Никитина О.И.

Дошкольное детство является особенное, уникальное социокультурное явление, показать чрезвычайно сложное и многогранное развитие личности в дошкольном детстве, ценность которого в том, что заложенный в...

Проект "Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры"

Проект по самообразованию по сенсорному развитию в первой младшей группе....