ПРОЕКТ «Развитие умственных способностей посредством интеллектуальных игр в старшем дошкольном возрасте». Никитина О.И.
проект (старшая, подготовительная группа)

Дошкольное детство является особенное, уникальное социокультурное явление, показать чрезвычайно сложное и многогранное развитие личности в дошкольном детстве, ценность которого в том, что заложенный в этом сравнительно короткий период жизни фундамент имеет непреходящее значение для всего последующего развития ребёнка.  В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить умственное развитие детей, отвечающее современным требованиям. Ключом развития умственных способностей является организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности, и я пришла к выводу, что именно интеллектуальные игры опираются на поисковую активность и сообразительность ребёнка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДС №5 «Крепыш»

ПРОЕКТ

«Развитие умственных способностей посредством интеллектуальных игр в старшем дошкольном возрасте».

Воспитатель: Никитина Ольга Ивановна

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА.

«Разве не тогда я приобретал всё то.

Чем я теперь живу. И приобретал так много,

Так быстро, что во всю остальную жизнь

Я не приобрёл и одной сотой того?

От пятилетнего ребёнка до меня только шаг.

А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние»

Л.Н. Толстой

Современное общество предъявляет всё более высокие требования к знаниям, умениям и навыкам дошкольников, ведь дошкольный возраст является ответственным этапом детства.

 Что сегодня является приоритетным в отношении дошкольника: обучение или воспитание?  Этот вопрос остаётся по-прежнему актуальным и дискуссионным.  Ни у кого не вызывает сомнение, что детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъективности.  В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания.

 В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально – в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть подготовленных малышей, обладающих начальным багажом знаний.  Да и в самих школах изменились методики обучения. Большинство заданий, контрольные, экзаменационные тесты строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не излагать изученный материал. Именно такой способ обучения оптимален в современных условиях. Не «напичкать» ребёнка знаниями, а научить думать, решать задачи, правильно пользоваться справочными источниками, то есть указывать ему путь, следуя которому он сможет получить необходимые знания, реализоваться в жизни и профессии.

Дошкольное детство является особенное, уникальное социокультурное явление, показать чрезвычайно сложное и многогранное развитие личности в дошкольном детстве, ценность которого в том, что заложенный в этом сравнительно короткий период жизни фундамент имеет непреходящее значение для всего последующего развития ребёнка.  В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить умственное развитие детей, отвечающее современным требованиям. Ключом развития умственных способностей является организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности, и я пришла к выводу, что именно интеллектуальные игры опираются на поисковую активность и сообразительность ребёнка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений.  В настоящее время проблема формирования и развития умственных способностей – одна из распространённых на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счёту, чтению, письму.

Что такое детство? Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения – такое определение дал психолог Л. Ф. Обухова. Она пишет, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. Детство является наиболее благоприятным для развития ребёнка.

 Ребёнок должен не только владеть определённой информацией, но и анализировать её, выделять причинно-следственные связи. Это требует создание определённых условий для развития познавательной деятельности. Перед детским садом стоит задача развивать умственные способности ребёнка. Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью. Способности проявляются и развиваются, а процессе соответствующей деятельности.

В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребёнок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

Умственное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребёнка в связи с возрастом, обогащение опыта и под влиянием воспитательных воздействий. Особенно велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе.  Современная педагогическая наука считает, сто основными показателями умственного развития является усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний. Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. С их учётом определяются задачи, содержание, организация и метод умственного воспитания.  Психология и педагогика занимаются изучением закономерностей и возможностей умственного развития в дошкольном возрасте. Чтобы найти пути оптимального решения задач умственного воспитания: максимально использовать возможности ребёнка, с одной стороны, и не допустить перегрузки, которая может вызвать общее угнетение организма – с другой.

Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача педагогов заключается, как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребёнка. Умственное воспитание – это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.

Однако доказана, что речь, память, способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в играх, а не в процессе обучения. Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или весёлым времяпровождением. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре, каких – либо иных целей, чем играть. «Игра, есть потребность растущего детского организма. В ней развивается физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» - так писал выдающийся советский педагог Н.К. Крупская. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.  

Огромную роль в развитии умственных способностей и в развитии интеллекта играют интеллектуальные игры. Интеллектуальная игра является деятельностью, где идёт активный и осмысленный поиск, в которую ребёнок охотно и добровольно включается в новый опыт, приобретённый в ней, становиться его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации, в его собственных играх является важным показателем развития интеллектуальных способностей ребёнка. Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальное развитие – сложный процесс это: формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Интеллектуальные способности — это не талант, а умение, которое каждый может у себя выработать интеллектуальные способности. Интеллектуальные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Развитие интеллектуальных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.  Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Психологи и педагоги (А.В. Запорожцев, А. П. Усова, Н.Н. Поддъяков, Л.В. Венгер, И.Я. Лесгафт) разработали принципы содержания и методы интеллектуального воспитания детей дошкольного возраста, позволяющие существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие интеллектуальных способностей. В статье Л.А. Венгера раскрывается значение игровой деятельности для интеллектуального развития ребёнка, роль игры для овладения новыми формами мышления, необходимыми при обучении в школе.  Многие учёные пришли к выводу, что интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой. Так и учебной деятельности – они развивают творческое мышление, требуя формулирования понятий, выполнение основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т. д.). Интеллектуальная игра – индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Эти игры учат действовать, «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их способности. Все эти игры являются для детей многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением. Благодаря им, у ребёнка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет. Многие эти игры можно использовать, как в свободной, так и в организованной деятельности. Они направлены на развитие:

-сообразительности (быстрота умственной реакции),

-критичности (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.)

-пытливости (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскивания правильного ответа),

-вдумчивости.

Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребёнку успешно овладевать знаниями.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ– учебно-воспитательный процесс в МБДОУ.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ– развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.

 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Развитие умственных способностей детей посредством интеллектуальных игр.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

-формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

- развитие объёма внимания и памяти;

- формирование мыслительных операций (анализа и синтеза, аналогии);

- развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;

- расширение и активизация словарного запаса;

-воспитание самостоятельности в принятии решений.

ГИПОТЕЗА - предполагается, что организованная работа по развитию умственных способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями и с использованием интеллектуальных игр, будет способствовать повышению уровня развития умственных способностей детей.

НОВИЗНА состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями,

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Для реализации поставленных задач создана система, которая построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.

Проект «Развитие умственных способностей посредством интеллектуальных игр в старшем дошкольном возрасте» предполагает работу с детьми в форме:

-занятий;

-бесед, обсуждений;

-наблюдений;

-встреча с интересными людьми;

- рассматривание картинного материала;

- экскурсии;

- театрализованных представлений;

- интеллектуальных игр, направленных на развитие психических процессов (память, наглядно-образного и логического мышления, воображения);

-квн;

-праздников;

-развлечений;

- конкурсов.

Содержание системы мероприятий направлено на: воспитание у детей целеустремлённости, самостоятельности в принятии решения, умение играть вместе и радоваться успеху других, уважительного отношения к себе и партнёрам по игре, формирование навыков самоконтроля и самооценки.  Они способствуют развитию гибкости и оригинальности мышления, памяти, внимания, развитии наглядно-образного мышления, учит детей понимать и правильно решать поставленные задачи, предвидеть ситуацию в игре, решать интеллектуальные задачи на поиск следующей или пропущенной фигуры, находить сходства и различия.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Проект рассчитан на старших дошкольников (старшая и подготовительная группа), родители, сотрудники сада.

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Этап

Содержание

Сроки

1

Подготовительный

1.Подборка и углубленное изучение литературы по теме использования интеллектуальных игр в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста.

2.Оснащение предметно – развивающей среды

Составление картотеки развивающих игр.

Составление перспективного плана: с детьми (приложение 1),

С родителями (приложение 2),

С педагогами (приложение 3).

Систематизация и разработка занятий.

Разработка диагностических методик детской успешности.

Мониторинг детей

Май-сентябрь (первый год)

2

Основной

  1. Воспитание самостоятельности в принятии решений.
  2. Формировать мотивы учения, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  3. Формировать мыслительные операции: анализ, синтез, аналогии.
  4. Развитие объёма внимания и памяти.
  5. Развитие творческих способностей и творческого воображения посредством методов активизации мыслительной деятельности.
  6. Развивать мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
  7. Расширение и активизация словаря.
  8. Повышать общую и педагогическую культуру коллектива по теме «Интеллектуальные игры в жизни детей».
  9. Повышать опыт молодых специалистов по организации интеллектуальных игр, через открытые просмотры, Консультации, семинары практикумы.
  10.  Выяснить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.
  11. Дать информацию по использованию интеллектуальных игр, через проведение родительских собраний, консультаций, оформление папок передвижек.
  12. Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями. Выработать у каждого родителя умения организовывать интеллектуальную игру при помощи проведения вечеров игр, различных турниров, организация выставок методической литературы, открытых просмотров.

Октябрь первого года по апрель второго года.

3

Итоговый

  1. Провести мониторинг творческих способностей детей по итогам реализации проекта.
  2. Анализ полученных результатов.
  3. Внесение дополнений и изменений в содержание проекта.

Май второго года

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предполагается, что организованная работа по развитию интеллектуальных способностей дошкольников будет способствовать повышению уровня развития умственных способностей детей:

-у детей выработан интерес к самому процессу познания;

-преодолевают трудности;

-не боятся ошибок;

- самостоятельно находят способы решения познавательных задач;

- стремятся к достижению поставленной цели;

-  умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Приложение 1

1 блок работы с детьми 5-6 лет.

Тема

Виды занятий

срок

Определить уровень умственных способностей детей

мониторинг

Сентябрь

«Четвёртый лишний»,

«Преврати каждый кружок в какое ни будь интересное, необычное изображение», «Крестики нолики» (обучение игре), «Зеркало», «Чего не стало», «Блоки Дьенеша», «Кубик Рубик», «Так-Тиколь» (ознакомление).

«Путешествие со сказочными героями»,

«Путешествие на планету Сириус».

Изготовление атрибутов к игре с родителями «Крестики нолики»

Игры

Занятия

Октябрь

«Танграмм», игра «Пифагора», «Продолжи», «Доскажи словечко», «Лабиринт», «Шифровка», «Пятнашки», «Крестики нолики» (продолжать обучение).

«Чудеса хатабыча», «Шашечный клуб».

«В гости к хантам»

«По страницам сказок»

Изготовление атрибутов к игре «Так – Тиколь»

Игры

Занятия

Занятие с элементами театрализации.

КВН

Художественно самостоятельная деятельность

   

Ноябрь

«Фантазёры» (цв. нити), «Соты», «Крестики нолики», «Скажи одним словом», «Что перепутал художник», «Найди закономерность», «Преврати каждый квадрат, в какое ни будь интересное изображение.  

«Волшебная доска», «Быстрая дамка».

Изготовление атрибутов к игре «Сто перепутал художник»

Игры

Занятия

Художественно самостоятельная деятельность

Декабрь

«Сложи узор», «Геоконт», «Крестики нолики», «Найди друга», «Найди отличия», «Домино».

«Чудесные превращения шашек»

«История шашек»

Игры

Лепим из солёного теста

Сочинение

Январь

«Сложи льдинки», «На что похоже», «Четвёртый лишний», «Так Тиколь», «Заплатка», «Геометрические формы».

«Логические задачки»

«Сражение шашек»

«В стране шахматного королевства»

Игры

Шашечный турнир

Занятие с элементами театрализации.

Февраль

«Исключи лишнее и назови оставшееся, одним словом», «Собери картинку из частей», «Отгадай загадку», «Нарисуй по образцу», «Сложи узор», «Найди два одинаковых предмета», «Фантазёры».

«Чудеса на доске».

«Шахматное поле»

Игры

Занятие

Викторина

Март

«Нарисуй пропущенную фигуру», «Скажи наоборот», «Найди тень», «Сложи льдинки», «Геоконт», «Преврати каждый круг в какое-нибудь интересное изображение».

«Логика Малыш»

«Игры с шахматной доской»

«Шахматные фигуры»

Игры

Игра – путешествие

КВН

Занятие

Апрель

«Игры с шахматными фигурами»

«Шахматный корновал»

Занятие

Праздник

Май

1 блок работы с детьми 6-7 лет.

«Льдинки», «Так Тиколь», «Продолжи ряд», «Крестики нолики», «Чего не стало», «Логика Малыш», «Собери картинки и найди отличия», «Корзиночки».

«Что я знаю о шахматной доске», «Королевская викторина»

«Сенегальские шашки»

«Шашечные сражения»

Игры

Викторина

Знакомство с игрой.

Шашечный турнир среди детей 5-6 лет.

Сентябрь

«Логика Малыш», «Силуэты» домино, «Кто спрятался в лесу», «Найди всех животных», «Раскрась картинки по памяти», «Запомни какого цвета картинки и потом воспроизвести», «Что перепутал художник?», «Что может получиться из этих рисунков?»

«Начальное положение фигур в шахматах».

«Всезнайка». Продолжение темы начальное положение фигур.

«Превращение пешки»

Игры

Занятие

Конкурс

Занятие

Октябрь

«Змейка», головоломкаВ каких сказках присутствует медведь, «Какая картинка появилась в каждом последующем ряду?» «На, что похоже эти предметы?», Пятнашки», «Скажи наоборот, «Что, где, когда.

«Шахматная фигура ладья».

«Шахматная фигура ладья».

 Игры

Занятие

Игровая практика

Ноябрь

«Найди 7 отличий», «Игры Воскобовича»,  «»Когда это бывает», «»Волшебные ниточки», «Что лишнее?», «Домино», «Шифровка»,  «Палочки Кюизенера».

«Шахматная фигура слон», «Взятие слоном».

«Вопрос ответ»

Игры

Занятия

Викторина

Декабрь

«Логика Малыш», «Крестики нолики», «Найди отличия».

«Ладья против слона»

«Ферзь – королева»

«Шахматная фигура  ферзь»

Игры

Игровая практика

Занятие

Игровая практика

Январь

«Лабиринт», «Пазлы», «Логические задачки», «Хорошо – плохо», «Так бывает или нет?», «Отгадай загадки», «Сочини загадки».

«Шахматная фигура Конь»

«Шахматная фигура Король»

«Вопрос на засыпку». Закрепление –ладья, ферзь, конь, король.

Игры

Игровая практика

Занятие

Игра

Февраль

«Составь рифму», «Найди бабочку, которая отличается ото всех», «Продолжи ряд», «найди друга».

«Рокировка»

«Шах», «Шах и мат».

«Шахматная практика»

 Игры

Занятие – практика

Занятия

Игровая практика

Март

«Шахматная партия»

«Играем в шахматы»

«Чудеса на доске»

Игры

Праздник

 Апрель

Мониторинг

Май

Приложение 2

2 блок работы с родителями (детей 5-6 лет).

Тема

Вид занятия

срок

Выявление трудностей у детей. Помощь. В подборе методической литера туры по теме «Интеллектуальные игры»

Сентябрь

«Интеллектуальные игры в жизни детей»

Родительское собрание. Изготовление атрибутов к игре крестики нолики» совместно с детьми.

Октябрь

«Вечер игр»

Игры с детьми во вторую половину дня.

Обучение родителей игре «Так – Тиколь».

Ноябрь

«Весёлые развивающие словесные игры»

Папка раскладушка

Изготавление атрибутов к играм «Так – Тиколь», «Пифагор».

Декабрь

«Развитие творческих способностей детей»

Консультация

Январь

«Умственное развитие» и

«Интеллектуальные игры»

День открытых дверей

Организовать выставку методической литературы по этим темам

Февраль

«Домино  и Танграм»

Папка раскладушка. Помощь в подборе мультфильмов, где встречаются шашки и шахматы.

Март

«История и роль шашек и шахмат».

«Игроки нашего города»

Папка раскладушка.

Встреча с шахматистами города

Помощь в подготовке  костюмов к балу.

Апрель

«Шахматный карнавал»

Праздник

Май

2 блок работы с родителями (детей 6-7 лет).

«Игра – первая школа ребёнка»

«Вечер игр»

Консультация

Игры с детьми во вторую половину дня.

Сентябрь

«История головоломок»

«Турнир Знатоков»

Папка раскладушка»

КВН

Октябрь

«Вечер игр»

«Шахматы для малышей»

Помощь в обучении игре «Шахматы»

Организовать выставку методической литературы.

Ноябрь

«Игры для развития мышления»

«Какие интеллектуальные игры вы используете дома»

Памятка»

Круглый стол

Декабрь

«Сенегальские шашки»

Помощь в обучении детей игре «Шахматы»

Обучение родителей

Январь

«Превращений шахмат»

Выставка поделок»

Февраль

«Шахматная семья».

«Я знаю всё».

Шахматный турнир.

Открытое занятие.

Март

«Чудеса на доске»

Праздник

Апрель

«Скоро в школу» Подведение итогов о проделанной работе по данной теме.

Собрание

Май

Приложение 3

3 блок: работа с педагогами.

«Использование блоков Дьенеша», «Палочки Кюизенера».

«Интеллектуальные игры Никитиных для детей любого возраста».

«Интеллектуальные игры».

«Использование логических задач в умственном развитии дошкольника».

«Роль шахмат в жизни ребёнка»

Консультация для молодых педагогов.

Консультации

«Путешествие со сказочными героями».

«Шахматный карнавал»

Открытый просмотр занятия.

Просмотр праздника.

«Супер воспитатель.

«Быстрая дамка».

КВН с использованием интеллектуальных игр.

Шашечный турнир.

«Так – Тиколь».

«Сенегальские шашки».

«Организация игры Шахматы в группе».

Семинар практикум

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зная, что для успешного освоения программы школьного обучения, нужно не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение и, проводив работу по развитию математических способностей детей, пришла к следующему выводу: проведение интеллектуальных игр способствует развитию умственных способностей детей.

У детей к концу выпускного года сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут ему в будущем легко освоить новое. Развились такие свойство как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений. Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Сформировались умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять своем действия. Легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Альтшуллер Г.С. Структура талантливого мышления //Альтшуллер Г.С. Творчество, как тонкая наука. –М.: сов. радио. 1979.
  2. Альтшуллер Г.С., вёрткин И.М. как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. – МН., Беларусь, 1994г.
  3. Береславский Л.Я. Интеллектуальная мастерская. М.: Линка - Пресс, 2000г.
  4. Бабич Л.Н. 365 увлекательных занятий для дошкольников. М.: Рольф 2000г.
  5. Баландина Л.А.,  ГавриловаВ.Г., Горбачёва И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Скрипкина Н.М. Диагностика в детском саду//Методическое пособие. Ростов-на-Дону 2004г.
  6. Кузнецова А. Е. 205 развивающих игр для детей от 3 до 7 лет. ООО Издательство «Дом21 век» 2006 г.
  7. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников /методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, Москва 2010 г.
  8. Лелюх С.В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. /Учебное пособие, Ульяновск, 2003 г.
  9. Мазепина Т.Б. Развитие познавательных процессов ребёнка в играх, тренингах, тестах. Ростов-на-Дону 2002.
  10. Мисуна С. Развиваем логическое мышление. «Дошкольное воспитание» №8 2005 г.
  11. Ноттингем Т., Уэнд Б., Лоуренс Э., Шахматы. //Уроки мастерства, шаг за шагом. М.: Астрель 2009 г.
  12. Попова Е.А. 105 популярных настольных игр. М.: ООО «Издательство АСТ», Донецк 2004 г.
  13. Погрибной В.К., Юзюк В.Я. Шашки для детей. Ростов-на-Дону 2010 г.
  14. Тихомирова Л.Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. // Популярное пособие для родителей и педагогов.
  15. Тихомирова Л.Ф Развитие познавательных способностей детей. // Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль 19996 г.
  16. http//www.altshuller.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр".

Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа по развитии математических способностей дошкольниковв соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня разв...

ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР"

ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР"...

Творческий практико-ориентированный проект «Развитие коммуникативных способностей посредством обучения пересказу в старшей группе»

Главная задача педагогов и родителей, законных представителей – сформировать предпосылки к овладению грамотной и связной речью. И начинать необходимо с расширения круга чтения, обучению последовательн...

Проект "Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр"

Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста....

математический проект"Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр"

Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально- познавательной деятельност,и и именно интеллектуальные игры опираются на поисковую ...

Проект: Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста посредством чувашских дидактических игр и упражнений.

в первые годы жизни дошкольник активно входит в природный и рукотворный мир, начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем оп...

Проект "Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора "ТИКО""

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Развитие конструкторских способностей у детейсреднего и старшего дошкольного возраста посредством констр...