Проект "Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры"
проект (младшая группа)

Проект по самообразованию по сенсорному развитию в первой младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_samoobrazovaniyu11.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Вид проекта:

- познавательно-игровой

- долгосрочный

- групповой

Участники проекта:

- дети 2-3 лет

-воспитатели

- родители

Продолжительность:

Сентябрь 2022 – май 2023г.г.

Актуальность:

       Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

Ожидаемые результаты:

  • В результате планомерной, системной работы происходит развитие ребенка. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем в школе. Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов.
  • Приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала родителями и воспитателями способствует обогащению предметно-развивающей среды. Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей в детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития.
  • Повышение педагогической культуры родителей. Установление сними доверительных и партнёрских отношений.

Этапы реализации проекта:

 1. Организационный:

  • изучение литературы;
  • Наблюдение с целью определения уровня сенсорного развития детей;
  • Составление плана работы с детьми и родителями;
  • Родительское собрание «Сенсорное развитие»;
  • проведение анкетирования родителей;
  • Консультации для родителей;
  • Индивидуальные беседы с родителями.

3. Практический

  • Подбор и изготовление дидактических игр;
  • Подбор и изготовление наглядных пособий;
  • Мастер-класс для родителей «Учимся мастерить и играть»;
  • Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика?», «Дидактические игры в жизни ребенка»;
  • Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного

развития детей;

  • Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию;
  • Проведение индивидуальной работы с детьми.

4. Обобщающий

  • Оформление наглядного и дидактического материала;
  • Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию;
  • Создание презентации проекта по сенсорному развитию;
  • Оформление фотовыставки.

План реализации проекта:

Изучение литературы:

  1. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

Сентябрь 2022г.

  1. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

Октябрь 2022г.

  1. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» -

Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

ноябрь 2022г.

Посещение городских  методических объединений

В течение года

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования  ns portal.ru)

В течение года

Работа с детьми

Работа с родителями

Месяц

Знакомство с детьми.

Адаптационный период

Знакомство с родителями. Установление доброжелательный отношений.

сентябрь

Наблюдение за детьми с целью выявления уровня сенсорного развития.

Адаптационный период.

Родительское собрание «Сенсорное развитие».  Знакомство с особенностями развития детей. Сенсорное развитие как двигатель прогресса»

октябрь

 1. «Рукавичка»,

2. «Собери бусы» (Игры на развитие зрительного восприятия)

3.«Веселые шумелки» (Слуховое восприятие)

4.«Обонятельное лото» (Обонятельное восприятие)

Анкетирование родителей. Сенсорное развитие в саду и дома. Индивидуальные поручения и консультации.

ноябрь

1.Игры с пробками, 2.«Открой коробку»,

3.«Укрась елочку шарами» (Зрительное и тактильное восприятие)

4.Что играет? (Слуховое восприятие)

Индивидуальные поручения и консультации.

декабрь

1. Собери пирамидку.

2. «Открой коробку» (Зрительное и тактильное восприятие)

3. «Чем пахнет» (Обонятельное восприятие)

 4. «Варим кашу» (Осязательное восприятие)

Индивидуальные поручения и консультации.

«Мастер класс» для родителей по изготовлению сенсорных игрушек.

январь

1. «Карандаши в стакане» (Зрительное восприятие)

2. «Сюрприз» (Осязательное восприятие)

 3. «Чей голосок?» (Слуховое восприятие).

4. Маленький секрет (развитие орудийных действий)

Индивидуальные поручения и консультации.

февраль

1. «Застежки» (орудийные действия)

2. «Тонет – не тонет»

3. «Разные ладошки» (осязательное восприятие)

4. Игры с прищепками. (орудийные действия)

Индивидуальные поручения и консультации.

март

1. «Подбери фигуру»

2. «Найди такую же» (зрительное и тактильное восприятие)

3. «Найди самый сладкий» (Обонятельное и вкусовое восприятие)

4. Сюрприз (Осязательное восприятие)

Коротко срочный проект с родителями «Сенсорная бутылочка»  

апрель

Игры с сенсорными бутылочками.

Анкетирование родителей.

май

Итоги проекта:

1. Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет, создание картотеки дидактических игр.

2. Сформированные сенсорные представления у детей путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

3. Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.

4. Дидактические игры, сделанные своими руками

5. Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них.

6. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования иразвития сенсорных способностей у детей 2-3 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в условиях детского сада.

Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры  в условиях детского сада....

Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры

Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры для детей младшей группы...

Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ Милевская Н.В., воспитательМБ ДОО детский сад №7 г. Котово Сенсорное развитие ребенка с самых первых дней его жизни является за...

Консультация для педагогов «Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в условиях детского сада».

Консультация для педагогов    «Создание оптимальных условий для созданияу детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в усло...