Обмен опытом "Играя, учимся математике"
занимательные факты по математике (средняя группа)

Чернова Екатерина Леонтьевна

 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obmen_opytom.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский. 

Цель: создание развивающей среды, основанной на использовании элементов занимательной математики, направленной на формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

  • развивать мотивацию к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
  • формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и математические представления;
  • развивать стремление к творческому процессу познания, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
  • развивать коммуникативные способности детей.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем.

Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

Ребенок – «Новичок», все для него полно новизны. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких – либо иных целей, чем играть.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и всестороннего развития и воспитания; активировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения).

В ходе поиска, выдвижения, гипотез, решения дети проявляют и догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, названии множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей.

Все дидактические игры я разделила для себя на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры на ориентировке в пространстве.

3. Игры с геометрическими фигурами.

4. Игры на логическое мышление.

 В настоящее время продолжаю обучение детей счету и знакомству с цифрами, используя сказочный сюжет и дидактические игры. Познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 5, путем сравнивания равных и неравных групп предметов.

Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети научились свободно оперировать числами и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как «ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ», «СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ», «СОСТАВЬ ЦИФРУ», «КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ», «КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО?» и многие другие я использую на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра «СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда в порядковом счете. В игре используется мяч. Для подкрепления порядкового счета помогают сказочные герои: «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок», Кто будет первый?».

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Я поставила перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети учатся выполнять задания типа: что находится справа (слева), впереди (сзади) от тебя. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять положение того или иного предмета по отношению к себе. Существует множество игр и упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Найди игрушку», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате», «Схемы». Играя с детьми, я заметила, что дети стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги и на столе.

 При знакомстве с плоскими и объемными геометрическими фигурами предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата, прямоугольника и овала, конуса, цилиндра, куба и шара.  Провожу игры «Лото», «Цвет и форма», «Найди такой же узор», «Сложи квадрат», «Подбери по форме», «Кто больше назовет», «Чудесный мешочек». Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания, воображения у детей. Дети из геометрических фигур составляют фигуры человека, животных.

 В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творчески способностей детей. В группе с детьми играем в игры: «Какая картинка лишняя?», «Логические цепочки», «Посмотри и сравни», «Путаница», «Собери картинку из частей».

Из многообразия математических игр наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественно, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.

Например, два конца, два кольца, посередине гвоздик. (ножницы); ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать (часы).

C целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности на занятиях по математике учебный материал сочетается с движениями. Например, детям предлагают похлопать в ладоши столько раз, сколько будет показано предметов.

Кроме того, с детьми проводятся специально подобранные физические упражнения. В процессе выполнения физических упражнений улучшается кровообращение, возбуждаются участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и затормаживаются те, которые работали. В связи с этим снимается утомление мышц нервной системы и у детей возникают положительные эмоции, повышается настроение. Они с большим интересом продолжают занятия.

Физические упражнения для физкультминуток подбираются с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей.

Так же использую различные пальчиковые игры и упражнения. Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным дидактическим и развивающим материалом. Это увлекательное, веселое и полезное занятие.

Известному педагогу В. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Такие игры не требуют много времени, в них можно играть где угодно и когда угодно.

Беседуя с родителями, играют ли они дома в математические игры, я сделала вывод, многие родители полагают, что главное познакомить ребенка с цифрами и научить его считать, однако этого мало.

Моя задача по данной проблеме донести до родителей, что ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, а логическое мышление происходит в большей мере посредством игры.

В детском саду закрепление пройденного материала происходит в совместной и самостоятельной деятельности, но как показала практика этого недостаточно, необходимо родителям принимать активное участие в изучении математики, играя всей семьей.

Чтобы заинтересовать родителей к решению данной проблемы, я оформила в раздевалке папку – передвижку «Что должен знать и уметь ребенок 5 лет». Показала в какие дидактические игры дети играют в группе. Провела консультацию с родителями «Развитие математических способностей у дошкольников». Родителям рекомендовала какие игры можно изготовить дома своими руками, как организовать игры с занимательным материалом, советовала какую литературу можно использовать для занятий со своим ребенком. Создала буклет «Играя, учимся математике», памятку для родителей. Наши родители приняли активное участие в создании математической игротеки. Были приобретены новые дидактические игры: «Магнитный счет», «Логика», «Веселый конструктор», «Формы», кубики в цифрах, плакаты: «Веселый календарь», «Геометрические фигуры», наглядный материал для занятия «Цифры», книжка «Лабиринт». Мама и Дамир Громов дома нарисовали плакат «Чудесные превращения», а Полина Бахтина со своей мамой оформили плакат «Веселые цифры». Я их часто использую на занятиях. В средней группе был «День открытых дверей», родители с удовольствием посетили занятие по математике «Поможем Хрюше». Они увидели, чему научились их дети и над чем еще стоит поработать дома. Также в папке для родителей поместила «Веселые стихи» о цифрах, задачи для детей, картотеку «Дидактические игры».

Таким образом, работая в тесном контакте с родителями, мы добились хороших результатов. Дети с удовольствием играют в различные дидактические игры, со счетными палочками выкладывают узоры, цифры, быстрее запомнили цифры, заучив веселые стихи, в игре «Чудесный мешочек» закрепили знания о геометрических фигурах, с интересом решают задачи. Ребята стали наиболее самостоятельны, наблюдательны, находчивы, сообразительны.

 Обучая  детей в процессе игры, вместе  с родителями стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №9 «Колосок»

д. Часовенная Волжского муниципального района Республики Марий Эл

Занимательная математика

 (обмен опытом)

                                              Выполнила: 

                                                Чернова Е. Л.,

                                                                              воспитатель 1 младшей группы

1 квалификационной категории

                2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учим математику дома" (5-6 лет)

Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружиться ребенку с математикой помогают игры, организованные родителями дома....

"Учим математику дома"

советы родителям...

Консультация для родителей "Учим математику дома" (5-6 лет) «Учиться можно только весело»

Французский романист Анатоль Франс. Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложны...

Консультация для родителей «Математика в повседневной жизни ребенка. Учим математику дома»

Консультация для родителей«Математика в повседневной жизни ребенка. Учим математику дома»...

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по математике в средней группе № 10 « Кораблик» на тему «Незнайка учится математике»

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности   по математике в средней группе № 10 « Кораблик»на тему  «Незнайка учится математике»Цель: обобщит...