Авторская игра с палочками Кюизенера.
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

Чистова Екатерина Александровна

Конспект по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palochki_kyuizenera.docx145.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера в старшей группе.

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы с помощью палочек Кюизенера.

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять понятие, что у палочки (у каждого цвета) есть свое число.

2. Упражнять в умении работать со схемами, по воображению.

3. Учить детей составлять число  из двух меньших чисел;

4. Закреплять представление детей о  размере (длине) и цвете.

6. Расширить и закрепить знания детей о сказках.

7. Расширение словаря, закрепление навыков словообразования и словоизменения.

Развивающие:

1. Развивать память, логическое мышление, воображение, внимание, речь,

умение рассуждать, доказывать.

Воспитывающие:

1. Воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.

Ход занятия:

 Психологический настрой

- Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними.

А сейчас:

Мы за руки возьмемся (взяться за руки)

Друг другу улыбнемся: вот так (улыбнуться в обе стороны)

Мы не будем ссориться,                 (погрозить пальчиком )

Будем мы дружить                          (сцепить руки над головой)

Ручками своими                               («фонарики»)

Тепло души дарить.                        (погладить соседа по голове или спине)

- Вот какие у вас замечательные ручки- приветливые и ласковые. А что еще умеют делать ваши ручки в детском саду? (Лепить, рисовать, собирать игрушки и т. д)

- Дети, ваши ручки умеют работать с Цветными палочками(Да) 

- Это умение нам сегодня очень пригодится.

 Организационный момент. 

-А в названиях   каких сказках можно встретить цифры?

«Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Три медведя», «Двенадцать месяцев», «Два жадных медвежонка», «Али баба и 40 разбойников», «Цветик-семицветик».

К нам за помощью обратились герои одной известной сказки, а какой постарайтесь догадаться сами …

Носики – круглым пятачком

Хвостики – маленьким крючком

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Из какой герои сказки? (Три поросёнка)

А помогут  нам путешествовать наши друзья палочки Кюизенера. Итак, сказка не близко не далёко, чтобы нам увидеть её нужно встать повыше.

Упражнение «Выложи ступеньку».

Наши помощники разбежались, перепутались, давайте выстроим из них лесенку от самой маленькой ступеньки до самой большой.

Прежде чем выложить лесенку, вспомним назовем цвет и номер каждой палочки (Дети рассказывают стихотворение о лесенке из палочек Кюизенера.
Мы по лесенке шагаем
И ступеньки мы считаем.    
Все ступеньки до одной
Знаем в лесенке цветной!    

Первая это белый листок!   

Вторая – розовый лепесток!   

Третья, как голубой океан  

Четвёртая – красный красивый тюльпан 

Пятая – желтый солнечный свет!      
Шестая – сиреневый яркий букет     

Седьмая – чёрный пушистый кот!           

Восьмая – вкусный вишнёвый торт   

Девятая – синий мой мячик                

Десятая – оранжевый зайчик.

     (дети выкладывают самостоятельно лесенку на местах).

      Наша лесенка построена.

Посчитаем сколько ступенек. (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10)

А теперь пройдём назад и посчитаем. Обратный счёт. (10,9,8,7,6,5,4,3.2,1)

Мы должны с вами помнить ,  что каждой палочке соответствует свое число.

Какая ступенька самая низкая?

Какое число она обозначает?

Какая ступенька самая высокая?

Какое число она обозначает?

Какое число обозначает голубая ступенька? Возьмите палочку "3", разделите ее на три равные части. Сколько белых палочек в числе три? (Три палочки). Как можно еще получить голубую палочку (из розовой и белой). Значит три это 2 и 1.

Какое число обозначает розовая ? Что больше три или два? На сколько? (на одну единицу)

Что обозначает желтая палочка? Назовите соседей желтой палочки. Назовите соседей числа 4.

Игра  "Да. Нет".

Выбираю любую палочку из набора. Задача остальных - угадать, какую палочку я загадала. Отвечать можно "да" или "нет". Это очень важное упражнение в развитии мышления и речи ребенка. Умение задавать вопросы - основа познавательного мышления в целом. "Эта палочка короче оранжевой?"  - Да. "Эта палочка длиннее желтой?". Глядя на лесенку палочек, как на подсказку, можно догадаться, о каких палочках идет речь. И дальше методом исключения можно угадать задуманную палочку.

Мы поднялись по лесенке и оказались на опушке леса. Играет музыка из сказки «Три поросёнка». Поиграем с поросятами.

Физкультминутка «Три поросенка».

«Три пухлых поросенка купаются в пруду (показывают, как плавают)

Три ловких поросенка играют в чехарду,  (прыжки с приседанием)

Три сильных поросенка играют в баскетбол (показывают, как кидают мяч в корзину)

Три самых быстроногих забивают гол!» (показывают, как забивают гол)

Мы прибыли в эту сказку не просто так.  Все вы помните,  что случилось с поросятами.) Построить крепкий дом смог только самый умный поросёнок Наф-Наф и теперь они живут в нём все вместе.

Из каких материалов были построены домики еще двух поросят? (солома, ветки). Почему они  лишились своих домиков? (материал оказался непрочным).

Игра по развитию речи «Какой дом?

Дом из 2  этажей …(какой?)- двухэтажный.

Дом из 4  этажей …(какой?)-

Дом из 5  этажей …(какой?)-

Дом из 9  этажей …(какой?)-

Дом из 12  этажей …(какой?)-

Дом  из дерева …(какой?) -деревянный.

Дом  из кирпича…(какой?) -

Дом  из стекла…(какой?) -

Дом  из снега …(какой?) -

Наверное тесноват- то трем поросятам в 1 домике жить. Как же быть?

Дети предлагают построить им домики из палочек.

На доске образец домика.

C:\Users\Ket\Desktop\0021-012-.png

Из каких частей состоит дом? (фундамент, стены, окна двери, балконы, крыша, крыльцо).

Постройте домик  для поросят крепкий, прочный, что б не страшны были им ни дождь, ни снег, ни враг.

Дети под музыку с помощью палочек самостоятельно строят домики.

Рефлексия.

- Спасибо, Вам ребята, что помогли героям сказки.

Пришло время расставаться

И с героями сказок прощаться.

Но не будем унывать

Сказку будем в гости звать.

Сегодня мы помогли, каким героям? (три поросенка).

Чем мы смогли им помочь? Что нам в этом помогло (палочки Кюизенера).

Кому понравилось наше путешествие, улыбнитесь, а если нет – нахмурьтесь.

- Что больше всего вам понравилось?

- А какое было самое трудное задание?

- Молодцы! Если ещё раз позовут нас на помощь, мы всегда поможем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с палочками Кюизенера

Это замечательное пособие поможет воспитателям в работе с детьми как раннего возраста, так и с детьми постарше. Предлагаю познакомиться с ним, кто еще незнаком. Это пособие можно предложить и родителя...

Рекомендации для родителей "Как играть с палочками Кюизенера"

В методической разработке представлены игры и упражнения с палочками Кюизенера, которые  способствуют развитию интеллекта ребенка....

Семинар практикум "Занимательные игры с палочками Кюизенера"

Занимательный материал по математике с использованием палочек Кюизенера...

Консультация для родителей: «Игры с палочками Кюизенера».

Палочки Кюизенера предназначаются для занятий с  детьми от 1 года до 7 лет. Являются многофункциональным математическим пособием. Игры с цветными палочками способствуют развитию детского творчест...

МАСТЕР-КЛАСС для родителей "Игры с палочками Кюизенера"

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше»...

Рекомендации для родителей. Как играть с палочками Кюизенера.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет “через руки” ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – м...