Работа с тетрадями в клетку в подготовительной группе детского сада
методическая разработка по математике (старшая группа)

Алёхина Юлия Васильевна

Представлен план работы на учебный год с детьми подготовительной группы по работе в тетрадях в клетку. Раскрыты задачи данной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_tetradyami_v_kletku.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель ГБДОУ детского сада № 7

Красносельского района Санкт-Петербурга

Алёхина Юлия Васильевна

Работа с тетрадями в клетку в подготовительной группе детского сада

Цель графических упражнений:

1. Содействовать ознакомлению с тетрадным листом в крупную клетку; ориентировка по клеточкам (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла; нижнего левого, нижнего правого угла; середины клетки).

2. Содействовать формированию умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

3. Содействовать формированию усидчивости, старательности.

Условия правильного выполнения заданий в тетради:

Ребенок работает не более 15 мин.; при этом выбирается правильное расположение тетради и в дальнейшем тетрадь не вращается - свое положение меняет только рука!

Последовательность выполнения заданий - от первого к последнему, без «перепрыгивания»; после выполнения каждого задания осуществляется обязательный разбор полученного результата вместе с ребенком; за каждый успех ребенка необходимо хвалить его и поощрять.

Все задания в тетрадях подбираются с учетом неустойчивого внимания детей, с учетом сложности задания и чередуются по интересам детей.

Работа с тетрадью выстроена в следующей последовательности:

1. Знакомство с тетрадью (обложка, лист, страница)

2.Знакомство со страницей.

3. Знакомство с клеткой.

4. Знакомство со строкой.

5. Выполнение упражнений в клетке.

План работы на учебный год

сентябрь

Знакомство с тетрадью

Цель: Познакомить детей с тетрадью, учить ориентироваться в тетради (обложка, листы, страницы).

Рассмотреть тетрадь. Она состоит из обложки и листов. На обложке обычно пишут фамилию и имя человека, которому принадлежит тетрадь, и некоторые другие сведения.  

У каждого листа две стороны — страницы. На них пишут, чертят, рисуют. Рассмотреть страницу. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты — клетки. Показать, где находятся верхняя, нижняя, левая, правая стороны страницы, где расположены верхний левый, верхний правый, нижний левый и нижний правый углы.

Загадка. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита. (Тетрадь.)

октябрь

Знакомство со страницей

Цель: Содействовать формированию умения у детей видеть рабочую строку (горизонтальный ряд клеток), столбик (вертикальный ряд клеток) и отдельную клетку в строке и в столбике.

Упражнение: педагог  ставит детям в тетрадях крестик в клеточке, находящийся в верхнем левом углу страницы. «Найдите клеточку, которая находится,  справа от крестика в ней  сами нарисуйте крестик, затем ещё крестик в следующей клеточке справа и т д до конца строчки. Так дети знакомятся со строкой.

Дети выполняют задания в тетрадях. «Нарисуй в верхнем левом углу кружок жёлтого цвета, в верхнем правом – кружок синего цвета и. т. д.

ноябрь

Знакомство с клеткой

Цель: Познакомить детей с клеткой.

Упражнения: клетка-это домик. У домика есть пол, стены, и потолок, также и у клетки есть пол, стены, потолок.

а) Нарисовать одну клетку (на простом листе без клеточек)

б) Нарисовать много клеток, одна за другой (на таком же листе)

Загадываем загадки о тетради в клетку, о клетке.

Декабрь

Игра с клеткой

Цель: Учить ориентироваться в клетке (центр клетки, углы, стороны)

Упражнение:

а) Найти в клетке центр (выделение центра клетки на протяжении всей строки)

 б) Найти левый верхний угол (выделение угла в клетки на протяжении всей строки)

 в) Найти правый нижний угол (выделение угла в клетки на протяжении всей
строки)

г) Найти стороны клетки (правую, левую)

д) Найти «пол и потолок» клетки

е) Изобразить клетку полностью (нарисовать «домик» через одну клетку)

Работа в тетради: ставим точки, горизонтальные палочки, вертикальные палочки, обводим клетку через клетку

Январь

Рабочая  строка

Цель: Ввести понятие «строка». Учить ориентироваться на рабочей строке.

Упражнение: рабочая строка состоит из ряда клеток, расположенных слева направо, и имеет верхнюю и нижнюю границы. Вначале   воспитатель чертит верхнюю и нижнюю границы рабочей строки. Дети рассматривают рабочую строку (она состоит из ряда клеток), закрашивают ее синим карандашом. «Строка - это река с заповедными берегами. На берег выходить нельзя. Писать можно только на рабочей строке». Дети ставят точки на рабочей строке: в центр клетки, на середине боковой стороны клетки, на пересечении линий.                      

Работа в тетради: точка через клетку, две точки через клетку, три точки через клетку, четыре точки через клетку. Точка в центре клетки.

Февраль

Ходьба по клеткам

Цель: Учить ориентироваться по клеткам.

Упражнения:

а) Хождение по клеткам пальчиками.

б) Хождение по клеткам ручкой.

-  через клетку

-  через 2 клетки и т.д.

Квадрат с точкой, квадрат через две клетки, две вертикальные палочки с точкой и т.д.

Март

Работа с клеткой

Цель: Учить работать с клеткой.

Упражнения:

а)  Доведение длинных и коротких линий.

б) Соединение точек.

в) Написание отдельных элементов или узора «В домиках мы все живем и в окошечко глядим».

Точка с палочкой,

две палочки вертикальные и горизонтальные, Длинная и короткая палочка горизонтальная, вертикальная.  

Апрель

Работа с клеткой

Цель: Закрепить положение руки для изображения предметов в клетке, развивать глазомер, -учить соблюдать интервал («ходим» через клетку)

Упражнение: вписывание внутри клетки предмета

Маленький квадрат через две клетки, маленький треугольник через две клетки. Квадратик с палочкой посередине или точкой.

Май

Штриховка

Цель: Учить работать в пределах границ.

Упражнение:  Начертание линий внутри предмета.

а) Вписывание различных форм, элементов в пределах клетки, использовать штриховку в различных направлениях.

Квадрат маленький, большой  заштрихованный в разных направлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа в подготовительной группе детского сада "Моя малая Родина"

Документ содержит тематическое планирование кружковой работы в подготовительной группе по теме "Моя малая Родина"...

Перспективный план работы по правилам дорожного движения в подготовительной группе детского сада.

В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма  в группе проводятся профилактические мероприятия, главной целью, которых является создание условий для формирования у детей дошкол...

Статья "Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)"

Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая бы органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классифик...

Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)

Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)...

ПРОЕКТ «ШКОЛА» (система работы по подготовке детей старшей и подготовительной группы детского сада к школе)

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:Развитие у детей стремления к школьному обучению, интереса к школе, к будущей новой социальной позиции школьника, обеспечение становления  полноценной готовности детей к обучению к ш...

Заботливая тетрадь "Техника военных лет". Пособие для детей и родителей старшей и подготовительной группы детского сада.

Это тематическая тетрадь с образовательно-игровыми событиями разработанная педагогами - практиками для работы с детьми в особых образовательных условиях  (самоизоляция, карантин или длительный от...