Рабочая программа «Развитие детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики школьной дезадаптации» 6-7 лет на 2019- 2020 учебный год.
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Ломака Людмила Борисовна

Цель: психологическая готовность детей к обучению в школе, формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ

Мещеринского д/с

комбинированного вида

«Улыбка»

_________________________/Г.В. Пирко/

Приказ № 17 о 07.03.2019г.

        

Рабочая программа

«Развитие детей старшего дошкольного возраста

 с целью профилактики школьной дезадаптации»

 6-7 лет  

на 2019- 2020 учебный год.                              

                                                                                                                             

                                                                                                                                   Воспитатель  первой  

квалификационной категории:

Ломака Людмила Борисовна

                                                     

                                                         п. Мещерино-1, 2019

1.Пояснительная записка.

          Рабочая программа «Развитие детей старшего дошкольного возраста

 с целью профилактики школьной дезадаптации»

разработана в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ Мещеринского д/с  комбинированного вида «Улыбка», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

          Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по психологическому и познавательному развитию (ФЭМП).

         Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

           Работа  осуществляется под руководством педагога.   Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года.    

Работа проводится 1 раз в неделю 25-30 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.

           В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.

           Программа математического кружка разработана на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.Е.Комаровой. М.А.Васильевой, а также на основе парциальной  программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой, Панфиловой М.А. «Лесная школа». Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

             Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .

• Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).

• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• Устав ДОУ.

• ФГОС ДО.

  1. Особенности детей 6-7 лет.

         Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

               У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

               В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми: развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

                К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.

2. Цель и задачи образовательной программы.

2.1. Цель: психологическая готовность детей к обучению в школе, формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

2.2. Задачи: 

Образовательные: 

  • Формировать позитивные модели поведения.
  • Учить способам расслабления и активизации, навыкам самоконтроля.
  • Закреплять знания о школьных правилах, учить ими пользоваться.
  • Развитие математических способностей.
  • Обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору  приемов и средств, проверке правильности решения.

Коррекционные: 

  • Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, создавать позитивное отношение к школе. Развитие навыков самоконтроля и самооценки.
  • Способствовать снижению уровня тревожности по отношению к школе, агрессивности по отношению в группе детей.
  • Развивать психические процессы: творческое и логическое мышление, воображение, слуховую и зрительную память, произвольное внимание, выразительность речи.
  • Овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)

      Воспитательные: 

  • Воспитывать аккуратность, организованность, вежливость, самостоятельность, 
  • Воспитывать волевые качества личности.
  • Обучать навыкам сотрудничества и взаимопомощи.

3. Основными принципами программы являются:

  • умственного развития дошкольника.
  • индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления             индивидуальности как ребенка, так и педагога;
  • индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные   математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
  • гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

 

4. Формы организации кружка:

  • Традиционные
  • Комбинированные
  • Практические
  • Игры, конкурсы

5. Методы:

  • Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, сказкотерапия)
  • Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы, игровая терапия.)
  • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции,  арттерапия)
  • Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
  • Показ мультимедийных материалов

6. Учебно - методический план кружковой работы:

  • Продолжительность реализации программы – 1 год.
  • Данный цикл состоит из 36 занятий.

Занятия комплексные, использование заданий на развитие мелкой моторики рук (рисование, разукрашивание, аппликации, игры со счетными палочками,  графические диктанты и т. д.). Подвижные игры, релаксации, дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения и др.

  • Время проведения: согласно циклограмме групповых занятий, 1 раз в неделю с октября по май (включительно).
  • Место проведения: группа, зал, учебный класс.
  • Развивающая среда: столы, стулья, доска с мелом, игрушки, сказки, колокольчик, математические наборы, кубики «Никитиных».
  • Мониторинг. В качестве контроля в конце каждого месяца работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа   строится исходя из основных задач каждого этапа.

7. Содержание программы.

7.1. Количество и счет.

          На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 20, учатся писать цифры в клетке (0,7 см) – (печатные цифры).

        Дошкольники считают в пределах 20, используя порядковые числительные (первый, второй).

        Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 20.

        Считают двойками до 20 и тройками до 21.

        Сравнивают числа – соседи.

        Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.

        Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.

        Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и применять при решении примеров и задач.

        Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства.

        Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал.

        Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка.

        Решают задания творческого характера.

7.2. Величина.

        Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длинее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.

        Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.

        Находят в группе предметов «лишний» предмет.

        Кроме того , у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).

7.3. Ориентировка в пространстве.

Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.

Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через.

Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.

7.4. Ориентировка во времени.

Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.

Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра.

Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно.

7.5. Геометрические фигуры.

Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради.

Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).

7.6. Графические работы.

Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку (0,5см).

Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части предметов.

7.7. Конструирование.

Дети, используя счетные палочки, складывают геометрические фигуры, цифры, буквы, предметы, картинки.

7.8. Логические задачи.

Дошкольники находят логические связи и закономерности.

Выделяют в  группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3 признакам.

Продолжают логический ряд предметов.

Группируют предметы по 1 – 3 признакам.

На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь ошибку художника).

Дети собирают головоломки.

На занятиях используются загадки математического содержания, задачи – шутки, ребусы.

Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.

Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости, смекалки.

8.Преемственность.

Программа кружка предполагает:

  • Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.
  • Формирование личности ребёнка.
  • Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками.

9. Планируемые результаты.

Дети должны знать:

 числа от 0 до 10 и их графическое изображение;

 порядковый счет в пределах 20;

 состав числа первого десятка;

 предшествующее число, последующее, числа – соседи;

 понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;

 геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник, ромб;

 вершины, стороны, углы фигур;

 основные цвета и их оттенки;

 название сторон и углов клетки;

 строчку и столбик в тетради в клетку (0,7 см);

 временные части суток: утро, день, вечер, ночь;

 название дней недели;

 название месяцев и времен года;

 знаки +, -, =, >,< и правильно их использовать;

 направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении.

10. Используемая литература:

  • Парциальная программа Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки».
  • Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  • Вся дошкольная программа. Тесты.- Москва, Росмэн, 2007.
  • Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой. - Москва, «Просвещение», 1991.
  • Земцова О.Н. «Тесты для детей 5-6 лет»: учебное пособие.- М.: Махаон, 2008.Сборник тестовых заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации воспитательно- образовательной деятельности с детьми второй младшей группы № 3 общеразвивающей направленности на 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программа для детей 3-4  лет общеразвивающей  второй младшей  группы № 3  «Смешарики» на 2019-2020 учебный год разработана на основе  основной общеобразова...

Рабочая программа во второй младшей группе №12 от 3-х до 4-х лет на 2019- 2020 учебный год

Рабочая программаво второй младшей группе №12 от 3-х до 4-х летна 2019- 2020 учебный год          Составитель: Еремеева В.В...

Рабочая программа учителя-дефектолога подготовительной к школе группы №3 МБДОУ "Детский сад №22" компенсирующего вида 2019/2020 учебный год

Программа учителя-дефектолога группы №3 (далее - Программа) Гавриловой Елены Алексеевны,  разработана на основе Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с наруше...

Открытое мероприятие "Зимние забавы" для детей старшего дошкольного возраста в рамках «Дня здоровья», с использованием технологии «Геокешинг» 2019 - 2020 учебный год.

Открытое мероприятие "Зимние забавы"  для детей старшего дошкольного возраста в рамках «Дня здоровья», с использованием технологии «Геокешинг»....