Проект "Играем с блоками Дьенеша"
проект по математике (старшая группа)

Трушина Наталья Владимировна

Представляю проект "Играем с блоками Дьенеша" с детьми старшего возраста.Основаная цель проекта:Развитие умения детей решать логические задачи на разбиения на свойства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bloki_denesha_5-6_let.docx70.7 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №53

Проект на тему:  

«Играем с блоками Дьенеша»

с детьми старшего

дошкольного возраста 

Картинки по запросу картинки блоки дьенеша

Подготовила и реализовала

воспитатель:

Трушина Н.В.

г. Арзамас - 2019

Участники проекта:  Дети старшей группы, воспитатель, родители

Тип проекта: познавательный

Распространение результатов проекта:

  • 1. Сообщение об опыте реализации проекта на педагогическом совете учреждения.
  • 2. Выступления на родительском собрании

Золтан Дьенеш -безусловно выдающая фигура в детском образовании.

Это венгерский психолог, теоретик и практик так называемой "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя. Самое известное его пособие Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др.

Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог– дети -родители

в реализации проекта:

  • У детей хорошо развиты мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).
  •  Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).

Формы организации работы с логическими блоками:

  • Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
  • Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
  • Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап 

  •  Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  • На этом этапе работы, мне предстояло решить следующие задачи:
  •  Разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.
  • Изучить и проанализировать специальную литературу по данной теме проекта.

Основная  цель проекта:  Развитие умения детей решать логические задачи на разбиение  по свойствам

Задачи:

  • Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания)
  • Развивать умения выделять свойства в объектах, называть их.
  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объекта.
  • Развивать пространственные представления.
  • Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию.
  • Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

1.Основной этап реализации проекта:

  • Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.
  • Работа с родителями.

2.этап

  • На втором этапе я разработала перспективный план по использованию блоков Дьенеша в образовательном процессе старшей группы, который предусматривает порядок расположения игр и заданий по принципу от простого к сложному, а игры одной серии помещены одна за другой, причём внутри каждой серии тоже соблюдается тот же принцип.
  •  Вначале  детям представилась возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляции с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
  • Работу по формированию познавательных способностей я начала со знакомства с формой, затем с цветом. Предлагались детям игры на развитие умения оперировать одним свойством. Когда дети легко справлялись с заданием этой ступени, предложила им игры на развитие умения оперировать двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.
  • Когда дети хорошо усвоили свойства геометрических фигур, я познакомила детей с кодовыми карточками, обозначающими свойства фигур. Это позволяет  развивать способность к моделированию и замещению свойств, умению кодировать и декодировать информацию.
  • Постепенно подвожу детей к пониманию отрицания свойств (не квадрат, не синий). Познакомила с кодовыми карточками обозначающими отрицания свойств. В игре «Помоги фигуркам выбраться из леса» сначала устанавливали, для чего на разветвлении дорог расставлены знаки. Затем выбирали фигурки (блоки) и по очереди выводили их из леса. При этом рассуждали вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть. Дети декодировали (расшифровывали) информацию, производили логические операции «не», «и», «или». Ориентировались в пространстве, озвучивая, куда идут – вправо или влево.

Работа с родителями.

  • Изготовление папки-передвижки  «Советы родителям по организации игр с блоками»
  • Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 5 -6 лет.
  •  Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.
  • Просветительская работа с родителями велась через «Уголки для родителей»,  индивидуальные и коллективные консультации.

3.Заключительный этап.

  • На заключительном этапе было проведено открытое  занятие «Путешествие в страну Математики». ООД по математике с использованием логических блоков Дьенеша» 

Результат проекта.

  • У детей стали лучше развиты мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).
  •  Играя с блоками Дьенеша, дети научились выполнять разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).

Вывод

Использование «Логических блоков Дьенеша» положительно влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с блоками. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша

Игры и упражнения с логическими   блоками Дьенеша...

Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....

Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"

В памятке для педагогов представлен практический материал по применению  блоков Дьенеша в работе с детьми ....

Программа по освоению детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие в стране блоков и палочек»

Программа для детей младшего и среднего дошкольного возраста по освоению детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр....

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...