Сообщение из опыта работы "ФЭМП в режимных моментах"
статья по математике (старшая группа)

Прокофьева Наталья Сергеевна

Сообщение из опыта работы на тему:

«Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня»

 

Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации воспитательного процесса. Одной из важнейших задач педагога заключается в том, чтобы знания, умения, навыки, получаемые детьми на занятиях по математике, использовались ими в разных жизненных условиях – в быту, на прогулке, в играх, на других занятиях, в развлечениях и досугах. Дети должны понимать, что приобретаемые ими знания действительно им нужны. Это будет способствовать развитию интереса детей к дальнейшему расширению математических знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_femp_docx.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»

Сообщение из опыта работы на тему:

«Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня»

Выполнила воспитатель

Прокофьева Н.С.

2018-2019 уч год


Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня

  • Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации воспитательного процесса. Одной из важнейших задач педагога заключается в том, чтобы знания, умения, навыки, получаемые детьми на занятиях по математике, использовались ими в разных жизненных условиях – в быту, на прогулке, в играх, на других занятиях, в развлечениях и досугах. Дети должны понимать, что приобретаемые ими знания действительно им нужны. Это будет способствовать развитию интереса детей к дальнейшему расширению математических знаний. 
  • Целью педагогической работы по формированию математических представлений является:
  • -накопление, обогащение и упорядочивание математических представлений;
  • -овладение способами оперирования знаниями, переноса их в сходные и нестандартные ситуации;
  • -развитие мышления, умения анализировать, рассуждать, делать выводы.
  • Утренний приём детей: выясняем с детьми кто пришёл первый, кто второй, сколько пришло девочек, сколько мальчиков и т.д. На занятиях по продуктивным видам деятельности в уголке творчества (лепка, рисование, конструирование) у детей закрепляются представления о геометрических фигурах, о форме, размерах предметов, об их пространственном размещении, о количестве. Упражняя детей в сооружении различных зданий из строительного материала и конструкторов, конструированиипо рисункам, чертежам и схемам, закрепляются представления детей о геометрических фигурах и формах. Это способствует развитию воображения, творчества, изобретательности, способности к нестандартным решениям. Знания разных форм и размеров, знания о пространственных отношениях между предметами оказывают детям значительную помощь в развитии умений «читать» технический рисунок.
  • Игра для ребенка – способ познания окружающего Играя, он изучает цвет, форму, свойства предметов. С помощью игр уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временные и пространственные ориентировки. Игры способствуют развитию любознательности, наблюдательности, сообразительности, внимания, памяти, мышления, речи, стимулируют детскую активность в них. В дидактической игре дети обучаются умственным действиям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации. Дидактические игры – это различные виды лото, которые упражняют в навыках счета и вычислений, предметное лото на форму; различные парные картинки на количество и цифры, на размеры предметов и форму, на пространственное расположение предметов, математические диктанты, сюжетные картинки для узнавания времени года или части суток.
  • Важное место в обучении дошкольников отводится использованию дидактических игр и упражнений. Нередко фронтальные формы, когда все участники игры получают одинаковые задания, а единственный ответ озвучивает у доски только один ребенок, становятся малоэффективными, не позволяют педагогу проконтролировать индивидуальное выполнение детьми игровых заданий. Дети при этом имеют возможность незаметно для педагога копировать работу товарищей усваивают стереотипы, перестают стремиться к осознанному, самостоятельному и творческому выполнению игровых заданий. Преодолеть возникающий формализм в использовании дидактических игр возможно несколькими способами Способ первый: использование разнообразного наглядного материала, на основе которого проводится игра. Способ второй: введение новых вариантов заданий, материалов, условий игры. Способ третий: работа детей с индивидуальными карточками. Способ четвертый: организация игрового общения детей в форме игры в парах. Способ пятый: организация игрового общения детей в малых группах по три-четыре человека. Способ шестой: организация игры со всей группой детей одновременно. Способ седьмой: поддержание оживленного (посильного для дошкольников) темпа игры, способствующего активизации действий детей. Способ восьмой: создание у детей радостного настроения во время игры.
  • С помощью математических конкурсов можно решить целый ряд важных задач обучения: закреплять, уточнять, проверять ранее полученные знания детей; учить применять приобретенные знания в измененных или жизненных ситуациях; развивать восприятие, память, мышление, воображение, речь; формировать умение анализировать воспринимаемый материал, выделять в нем главное, обобщать его, сравнивать, делать выводы; развивать сообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память на числа; активизировать математический словарь в речи, учить выражать мысли простыми и распространенными предложениями, связно, понятно для присутствующих.

Можно выделить формы, в которых закрепляются, углубляются и расширяются математические знания, полученные на занятиях.

  • Проведение прогулок и экскурсий
  • Участие в разных видах труда
  • Игры-занятия
  • Участие в математических развлечениях
  • Игры с математическим содержанием

Планируя работу по ФЭМП, педагог должен продумать содержание повседневной деятельности.

  • ПРИЕМ ПИЩИ: попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом; напоминать детям, что тарелка стоит на столе, хлеб лежит в тарелке на середине стола, суп налит в тарелку, ложка должна быть в правой руке, а хлеб – влево
  • ПРОГУЛКИ И ЭКСКУРСИИ – богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок обращается внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов. (сосчитай, сколько проехало машин, сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья, сколько этажей в доме напротив….). воспитатель организует наблюдения за изменениями происходящими в разное время года, обращает внимание на длительность дня. Прогулка: упражнять в счете: считать детей, ведра, формочки, лопатки, листья, насекомых, птиц; обговаривать геометрическую форму построек, цвет.
  • ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД, ТРУД В ПРИРОДЕ, РУЧНОЙ ТРУД являются теми видами деятельности, где эффективно можно применить математические знания. Во время сборов на прогулку воспитатель обращает внимание на количество пуговиц и петель, длину пальто, форму платка.  в другой раз уточняет с детьми понятие пара: пара сапог, пара варежек, пара детей, что пара – это два, двое. С помощью песочных часов замеряет время одевания, уборки игрушек. Тем самым дети практически усваивают понятия «Долго», «быстро», учатся ориентироваться во времени. Дети расчищают снег, делают узкую и широкую дорожки.
  • При сервировке стола, подготовке к занятиям создаются ситуации, заставляющие ребенка прибегать к проверке равночисленности множеств путем их сравнения. Чего больше ложек или вилок, столов или стульев, детей или приборов? В подобных ситуациях знания детьми усваиваются не формально, а осознанно.
  • При уходе за растениями в природном уголке, на огороде, клумбах дети измеряют рост, подсчитывают количество бутонов, цветков, отмечают, что бывает сначала, что потом, отмечают последовательность действий. Во время экскурсий на природу, в парк или по городу также закрепляется умение детей ориентироваться в пространстве. Собирая листья на участке, обращаем внимание детей на форму лепестков, их структуру, подсчитываем их количество. Заготавливая природный материал, дети собирают и складывают десятками шишки, или камешки. Здесь закрепляется счет.
  • .МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ позволяют педагогу расширить и углубить знания старших дошкольников, активизировать их мыслительную деятельность, воспитывать интерес к математике. Это могут быть конкурсы, викторины, игры-путешествия, олимпиады.
  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ.Их система выстроена с учетом усложнения программных задач по ФЭМП,

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет детей, знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.

Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры воспитателем задается вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.

Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру "Живая неделя. " Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели - понедельник и т. д.

Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамида и т. д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" - говорится детям, - "к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти. 

Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей. Загадки математического содержания Дверные ручки Хорошенько посмотри - Есть две ручки на двери. Двери можно посчитать. Раз, два, три, четыре, пять. Будь прилежен. Не зевай. Сколько ручек? Отвечай! (10 ручек) Карандаши Я беру карандаши. Ты считай, но не спеши. Вот смотри, Не будь разиней: Красный, черный, желтый, синий. Отвечай - В руке моей Сколько всех Карандашей? (4 карандаша)             Также можно играть с детьми в сюжетно- ролевые игры. Игра «Зоопарк» - дети практически используют порядковые и количественные числительные , считают сколько всего зверей в зоопарке, сколько в одной клетке. Игра «Магазин», в которую дети играют с удовольствием. Имеется кассовый аппарат, наборы монет, весы, наборы овощей и фруктов.

Конечно же для решения образовательных задач очень важно, что бы Уголок занимательной математики был оснащен необходимыми игровыми пособиями. Он воспитывает в детях потребность занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими интеллектуального усилия играми.

В группе имеются:

  •  развивающие игры: «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Геометрическая мозаика», «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Геометрические формы», «Фигуры»
  • дидактические игры (Паравозик, «Найди свой домик» Большой –маленький;» Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», «Какая ленточка длиннее?», «Кубики Никитина», «Дни недели»)
  • настольно-печатные игры; картотеки игр, алгоритмы  и схемы к ним;
  • наборы разрезных картинок; различный счетный материал;
  • матрешки, пирамидки, вкладыши; несколько видов мозаики;
  • наборы Магнитных цифр и карточек с цифрами для индивидуальной работы;
  • листы бумаги, карандаши, фломастеры, восковые мелки;
  • шаблоны, линейки и трафареты с цифрами;
  • книги; игры-лабиринты; игры–головоломки

Руководство самостоятельной математической деятельностью в уголке направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей познавательного интереса. Всю работу педагоги организуют с учётом индивидуальных особенностей воспитанников, привлекают малоактивных детей. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества. Только вот развивать детский интеллект тоже нужно с умом. И делать это лучше всего в повседневных играх и занятиях. Постепенно сам ребенок начинает находить в окружающей обстановке объекты для счета, измерения, сравнения Этакая «естественная» математика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект для воспитателей о режимных моментах. Тема: «Режимный момент в детском саду: подъем после сна»

Правильный режим дня-это рациональная продолжительность и разумное, чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток,непременного условия, здорового образа жизни и успешного раз...

ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА «Организация режимных моментов в ДОУ» Формы и методы, используемые при проведении режимных моментов.

laquo;Организация режимных моментов в ДОУ»  Формы и методы, используемые при проведении  режимных моментов. Требования к подготовке и проведению режимных моментов...

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Развитие речи дошкольников, в ходе режимных моментов»

Дошкольный возраст - это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключени...

Режимный момент: Игра, как форма нравственно-патриотического воспитания в режимных моментах. «Русские народные игры»К

Цель: Развитие интереса детей к разным видам игр и умение в них играть.Задачи: - расширить знания детей о стране, культуре, родном городе; - развивать интерес детей к разным видам игр и умен...

Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюля в гостях у ребят» (Организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))

Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюля в гостях у ребят»(Организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))  Цель: совершенствование культурн...

Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюля в гостях у ребят» (организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))

Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюдя в гостях у ребят»(Организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))  Цель: совершенствование культурн...

Педсовет. Сообщение на тему: «Формирование образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию детей в режимных моментах»

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует...