Материал из опыта работы консультация для педагогов «Формирование математических представлений у детей в разных видах деятельности»
консультация по математике (подготовительная группа)

Журавлева Алина Сергеевна

«Формирование математических представлений у детей в разных видах деятельности»

(из опыта работы)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ФЭМП в разных видах деятельности16.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27 ГОРОДА ЕЙСКА МУНИЦИПЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН

«Формирование математических представлений у детей в разных видах деятельности»

(из опыта работы)

Подготовила:

Лемехова А.С.

г.Ейск, 2019 г.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Каждый дошкольник- маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Многие психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) считали, что формирование у дошкольников математических представлений должны опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения. Этого можно достичь, если строить обучение детей элементам математики как в непроизвольной повседневной жизни, так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Одна из важнейших задач воспитателя заключается в том, чтобы знания, приобретаемые детьми в процессе обучения на занятиях по математике, использовались в различных видах деятельности и в жизни. Остановимся более подробно на подготовительной группе.

Подготовительная группа – это особенный этап развития ребенка. Один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению – это уровень развития его математических способностей.

Художественно-эстетическое развитие. 

Изобразительная деятельность. В предметном рисовании, передавая форму предмета, мы применяем способы ее опознания зрением, осязанием, движением руки, дети называют геометрическую фигуру, которая напоминает данную форму (изображая рыбу, говорят, что она, как овал; рисуя передник – что он похож на прямоугольник, и т. д.). Большие возможности для создания предметов разных размеров и формы (плоской, круглой, овальной, цилиндрической), а также для упражнения в их назывании имеются во время лепки. Широко используем занятия детей аппликацией, в процессе которых они овладевают умениями вырезать круг, треугольник, четырехугольник (трапецию, квадрат, прямоугольник), делать два треугольника из квадрата, прямоугольника к др.; по-разному располагать эти фигуры на плоскости. Делая игрушки, дети подсчитывают количество деталей, чтобы «всем хватило». Также используем орнаментальное рисование, аппликацию, которые развивают у детей глазомер и чувство ритма (они раскладывают ритмично предметы на бумаге, составляют симметричные узоры из листьев и цветов, считают лепестки, листья растений, ягоды, затем рассказывают, как они располагали элементы и почему именно так).

Музыка. На музыкальных занятиях закрепляются пространственные представления и счетные навыки. С помощью музыкального руководителя дети знакомятся с основными свойствами музыкального звука – с высотой (регистры), с направлением мелодий вверх-вниз; с продолжительностью звуков (длиннее-короче), с аккордами, состоящими из двух, трех, пяти звуков, и т.п.

Физическое развитие. На занятиях по физическому воспитанию дети часто сталкиваются с количественным и порядковым счетом. Например, строятся в три колонны, расходятся парами направо и налево, образуют круги. Круги могут находиться внутри другого общего круга, один двигаться налево, другой направо. При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве: правая и левая сторона, повороты полукругом, кругом и т.д. В различных подвижных играх (например: «Медведи и пчелы»), также широко используются умения детей ориентироваться во времени и пространстве, знания об измерениях условными мерками или общепринятыми мерами (отсчитывание шагами расстояния от одного пункта к другому, расстояния при метании, беге, высоту прыжка и т.д.)

Познавательное развитие. Ознакомление с природным окружением. Эти занятия также многое дают детям в плане математического развития. Например, дети более точно ведут календарь природы, пользуясь знаниями о месяцах, неделях, днях (каждый день дежурные вставляют карточки с числом, месяцем и днем недели). Осознав текучесть, длительность времени, подводим детей к тому, как долго бывает светло в разные сезоны. При уходе за растениями в природном уголке (на огороде, клумбах) измеряем с детьми рост, подсчитываем количество бутонов, цветков, отмечаем, что бывает сначала, что потом, отмечаем последовательность действий. Во время прогулок по территории детского сада, закрепляем умение детей ориентироваться в пространстве. Осенью, собирая листья на участке, мы обращаем внимание детей на форму лепестков, подсчитываем их количество. Заготавливая природный материал, дети собирают и складывают десятками шишки, камешки. Здесь мы закрепляем счет групп.

Познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность. Упражняя детей в сооружении различных зданий из строительного материала и конструкторов, конструировании по рисункам, фотографиям, чертежам и схемам, по собственным зарисовкам, по предлагаемым условиям, по замыслу, по темам мы закрепляем представления детей о геометрических фигурах и формах. Это способствует развитию воображения, творчества, изобретательности, способности к нестандартным решениям.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Необходимо и в жизни использовать умения детей: считать предметы при накрывании на стол, правильно располагать их (справа от тарелки ложку, нож, слева вилку, посередине стола тарелку с хлебом, и т. д.), удобно расставлять оборудование для занятий и т. д. Необходимо научить детей ориентироваться в помещении детского сада, в обстановке, приучать класть вещи на определенное место; уходя на прогулку, считать взятые игрушки и приносить их в том же количестве. Приучать регулировать свою деятельность и поведение поможет развитое «чувства времени»: вовремя закончить одевание на прогулку, прием пищи, уборку со стола и др. Во время сбора на прогулку часто проводим соревнования: проследить с помощью часов (песочных), за какое время оденутся девочки (мальчики), кто из них потратит больше времени. В разнообразных сюжетно-ролевых играх также закрепляем пространственные, количественные и временные представления детей. Например, организуя сюжетно-ролевую игру «Супермаркет» дети считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры), готовят денежные купюры, проводят манипуляции с ними. Для закрепления знаний о количественных, пространственных, временных отношениях, о форме и размере предметов используем дидактические игры, которые можно предлагать детям и в совместной, и в самостоятельной деятельности. Например, можно предложить детям парные картинки на количество и цифры, на размеры предметов и форму, на пространственное расположение предметов; предметное лото на форму, на счет; сюжетные картинки для узнавания времени года или части суток; математические диктанты и др.

Практика применения элементарных математических представлений в различных видах деятельности создает достаточные условия для прочного закрепления математических знаний, полученных каждым ребенком на коллективных занятиях. Такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация из опыта работы "Устранение аграмматизма через развитие математических представлений у детей с нарушениями речи в подготовительной к школе группе"

Опыт коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями в логопедической группе через развитие математических представлений....

Консультация для родителей "Формирование математических представлений у детей 2-3 лет"

Дети раннего дошкольного возраста активно познают окружающий мир и, будто губка, впитывают новые знания. Именно возраст 2-3 лет является наиболее благоприятным для математического воспитания. Нео...

Консультация для педагогов Формирование математических представлений в процессе обучении дошкольников работе с серией картинок.

Формирование математических представлений в процессе обучении дошкольников работе с серией картинок....

Консультация для родителей «Формирование математических представлений у детей, имеющих задержку психического развития в игровой деятельности»

       К началу школьного обучения дети имеют разный уровень элементарных математических знаний и умений. Одни знают все цифры и геометрические фигуры, неплохо считают с пом...

Из опыта работы "Роль сказки в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста"

Джанни Родари, автор «Грамматики фантазии», писал: «Воображение все еще находится в нашей школе на положении «бедного» родственника — вниманию и запоминанию отдаетс...