Консультация для воспитателей: "Формирование пространственных представлений" Средняя группа
консультация по математике (средняя группа)

Соболь Любовь Владимировна

Консультация для воспитателей: "Формирование пространственных представлений" Средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_sr._gr._yanvar.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Формирование пространственных

                                   представлений        

                          Средняя группа

  В средней группе дети учатся различать и называть направления движения вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо.

   Педагог предлагает высоко поднять руки, вытянуть их и сказать: «Руки тянутся вверх». Каждый ребенок громко и четко проговаривает  слово вверх. Взрослый поясняет: «Руки подняли вверх, теперь они вверху». Дети выполняют действия с разными предметами: бросают вверх мяч, поднимают вверх флажок, подкидывают вверх воздушный шар и т.д. Рассматривают изображения предметов, которые могут подниматься вверх (лифт, самолёт, ракета, птица).

   Аналогично проводится работа по изучению направления движения вниз и соответствующего слова.

   При изучении направления движения во фронтальном и сагиттальном направлениях так же подробно объясняется значение новых слов, даётся образец выполнения движений, рассматриваются сюжетные картинки, на которых показаны предметы в движении.

   Для закрепления изученных направлений предлагаются и организуются дидактические игры.

  • Поднимите правую руку вверх, а левую опустите вниз; правую руку вниз, а левую вверх.
  • Дети выстраиваются в шеренгу. Первый ребенок берет мяч и передаёт его дальше по цепочке. По команде «Мяч направо!» («Мяч налево!») направление передачи мяча меняется.
  • Каждый ребенок подходит с закрытыми глазами по выложенной из бумаги дорожке – «лабиринту», точно выполняя инструкцию: «Иди вперёд, поверни направо, поверни налево». И т.д. Выйти из лабиринта сможет тот, кто правильно ориентируется в пространстве.

В средней группе продолжается изучение наречий и предлогов, выражающих пространственные отношения: далеко, близко, внутри, снаружи, к, от, по, до, из, в, около. Дети учатся правильно задавать вопросы, строить распространенные вопросительные предложения и отвечать распространённым предложением.

   Комментирование различных ситуаций позволяет расширить глагольный словарь: отплыть от… - приплыть к … - уйти от … - прийти к … - убежать от … - прибежать к … - улететь от … - прилететь к … и т.д.

   Педагог предлагает выполнить задания, сочетающие несколько инструкций («Иди вперёд, поверни к окну, скажи, в какую сторону повернул (влево или вправо), допрыгай до стула»).

   Разбираются разные значения одного и того же предлога. Например, предлог от может указывать на источник знаний («узнал от друга»), на преграду («защита от врага»), на часть от целого («отрезать от батона»), на обоснования причины («петь от радости») и др.

   Изучение пространственных направлений требует включения полученных знаний в практическую деятельность.

   Сначала нужно научить детей ориентироваться на листе бумаги. Для этого каждому ребенку дают чистый лист и вырезанные из бумаги изображение куклы, дома, дерева, травы, цветка, гриба, облака, солнца. Педагог предлагает детям положить на стол перед собой изображение куклы таким образом, чтобы голова у неё была вверху, а ноги внизу. Затем положить изображение куклы на лист бумаги, ещё раз проверить, где у неё находится голова, а где ноги, и сделать вывод: «Там, где голова куклы – вверх листа, а где её ноги – низ листа».  Затем справа от куклы на лист бумаги дети кладут изображение дерева.  Педагог обращает их внимание на то, что корни дерева находятся внизу, а крона – вверху, напоминает, где у листа вверх, а где низ. В такой же последовательности проводится работа по расположению остальных  изображений.

   Собрав аппликацию, дети с помощью педагога рассказывают, что где находится.

   Дальнейшая работа связана с определением положения предметов на сюжетной картинке. Педагог задаёт наводящие вопросы и помогает правильно ответить на них.

- Кто нарисован на картинке? (Дети).

- Покажите, где стоит мальчик. Скажите, около чего он стоит. (Мальчик стоит около скамейки).

- Кто стоит слева от мальчика? (Собака).

Где стоит собака?

- Какие растения изображены на картинке? Где растут цветы?

- Кто вылетел из гнезда? Откуда вылетела синица?