Консультация на тему: «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня в старшей группе»
консультация по математике (старшая группа)

Родионова Людмила Геннадьевна

Консультация на тему:

«Содержание познавательно-математической деятельности

в режиме дня в старшей группе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 41429.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Содержание познавательно-математической деятельности

в режиме дня в старшей группе»

                                                                                           Подготовила

                                                                                     воспитатель:

                                                                                      Родионова Л.Г.

Каждый дошкольник- маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса дети могут в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить математические знания и приобрести навыки.

Процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Дошкольная жизнь - это игра, труд, занятия. Приобретаемые по математике знания следует использовать в указанных видах деятельности детей. Использование этих знаний в разных условиях делает их более значимыми для детей и прочными. Окружающая жизнь предоставляет неограниченные возможности для математического развития ребенка. Задача педагога заключается в том, чтобы использовать многочисленные поводы и возможности для применения математических знаний в повседневной жизни и играх. Дать детям почувствовать практическое значение математики в жизни каждого человека. Планируя работу по формированию элементарных математических представлений, педагог должен продумать содержание повседневной деятельности.

Начнем с самого утра.

Утренний приём детей: выясняем с детьми, кто пришёл первый, кто второй, сколько пришло девочек, сколько мальчиков и т.д.

Работа в уголке природы тоже дает богатый материал для закрепления знаний числе, счете, величине и способах ее измерения. Дети подсчитывают количество вновь распустившихся листьев, цветов. Рассматривают. На глазах ребенка постоянно возникают задачи с арифметическим содержанием: «Вчера на ветке распустилось 3 листочка, сегодня еще 1, сколько всего.?

Играя в дидактические игры как "Какой цифры не стало? ", "Сколько? ", "Путаница? " , "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика: выполнение упражнений на счёт, построение детей в две или три колонны и т.д.

Прием пищи: Дежурные раскладывают салфетки, ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом. При сервировке стола, подготовке к занятиям создаются ситуации, заставляющие ребенка прибегать к проверке равно численности множеств путем их сравнения. Чего больше ложек или вилок, столов или стульев, детей или приборов? В подобных ситуациях знания детьми усваиваются не формально, а осознанно.

Одевание (раздевание) на (с) прогулку:

Во время сборов на прогулку воспитатель обращает внимание на количество пуговиц и петель, длину пальто, форму платка. … в другой раз уточняет с детьми понятие пара: пара сапог, пара варежек, пара детей, что пара – это два, двое. Дети выясняют, какой ботиночек больше, прикладывая подошвы друг к другу; определяют, много ли ребят пришло в куртках, в плаще; сравнить шарфы, определить, у кого шарф длиннее, а кого короче. С помощью песочных часов замеряет время одевания. Тем самым дети практически усваивают понятия «Долго», «быстро», учатся ориентироваться во времени.

Прогулка:

Во время прогулок обращается внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов. (сосчитай, сколько девочек - мальчиков, сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья, сколько этажей в доме напротив….). Организую наблюдения за изменениями

происходящими в разное время года, обращаю внимание на длительность дня. Особо следует обратить внимание на постановку проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Сколько шагов от скамейки до дерева? Почему получилось разное количество шагов? На глазах детей в очередной раз происходит важное открытие: количество шагов зависит от их размера. Собирая листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые. В песке «лепить» куличики, сравнить их по форме и по размеру. Постоянно упражнять в счете: считать сколько детей с лопатками, сколько без, так же листья, тропинки, кусты, цветы, насекомых, птиц, животных. Каких цветов больше на клумбе: белых или красных. Чего больше красных цветов или цветов всего?

После сна: убирая массажные коврики, определить количество, цвет, форму. Расчесывая детей, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные)

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Совместная деятельность после сна:

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. В современном образовании существует множество подходов, методов и форм организации детской игры.

Особая роль в умственном воспитании, развитии интеллекта принадлежит математическим играм.

Известно, что многие дети испытывают затруднение при усвоении математических знаний. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к занятию математике. Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации учебного процесса. И чтобы обучение математике в ДОУ была ведущим видом деятельности не только теоретически, но и практически, в своей работе можно использовать необычные режимные моменты.

Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей. Еще поддерживаю интерес к математическим понятиям с помощью стихотворений, сказок с математическим содержанием, пальчиковых и жестовых игр. Детям нравится это занятие, они в игре легко запоминают тексты (тренируется память), с интересом дома рассказывают родителям (обучение и развитие продолжается за стенами детского сада). Таким образом, использование занимательных задач на занятиях по математике дает возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.

Также играю с детьми в сюжетно- ролевые игры. Например, количественный состав числа из единиц осваивается в игре «Почта». Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. В игре происходит различение порядкового и количественного счета, сравнение рядом стоящих чисел, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний. Знакомясь с составом числа из единиц в пределах 5, после 2-3 проведенных занятий в

игре «Почта», дети применяют полученные знания практически. Учатся считать с предметами и без них, рассказывать о выполненном действии.

Игра «Зоопарк», где дети практически используют порядковые и количественные числительные. На доступных примерах детям раскрывается сложность работы по уходу за животными и их доставке в зоопарк: здесь необходимы смелость, находчивость, большие знания. Наряду с этим ребята узнают, что люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке?

Индивидуальная работа: с целью закрепления материала предлагаю детям настольно –печатные игры, словесные игры.

Количество и счёт – Исправь ошибку, найди пару, который по счёту.

Величина - наведи порядок, исправь ошибку, сколько шагов.

Форма - найди пару, подбери предмет, дорисуй предмет, не ошибись.

Ориентировка в пространстве – где спрятались игрушки?, составь узор, запомни и повтори.

Ориентировка во времени – наш день, когда это бывает, наоборот,

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Познакомить ребёнка с цифрами, научить его считать, складывать и вычитать – это не главное при подготовке к школе. Главное – научить ребёнка думать. Ребёнок – дошкольник с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы.

Таким образом, использование занимательных задач, дидактических, настольно-печатных и сюжетно-ролевых игр, игр-головоломок в течение всего дня даёт возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня»

Данный материал содержит сведения о том, как поддержать интерес дошкольников к математике в режимные моменты....

Консультация для педагогов "Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня".

Консультация для педагогов "Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня"....

Консультация для педагогов на тему: «Содержание познавательно - математической деятельности в режиме дня»

Консультация для педагогов на тему: «Содержание познавательно - математической деятельности в режиме дня»...

Консультация для воспитателей. «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня»

В современном образовании существует множество подходов, методов и форм организации детской игры. Область математических представлений, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом дл...

Консультация для педагогов «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня»

Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации учебного процесса. И здесь важно иметь в виду, что обучение математике следует осуществлять как на занятиях, так и в режиме...

Выступление на тему: «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня»

Выступление на тему: «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня»...