Проект в средней группе
проект по математике (средняя группа)

Полякова Олеся Сергеевна

"Учимся играть в шахматы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_shahmaty.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

Познавательный  проект

 «Учимся играть в шахматы»

средняя группа

 

 

Подготовила: воспитатель

2019 г

Вид проекта: познавательно – практический, 1 месяц.

Участники проекта: воспитатель, воспитанники, родители воспитанников.
Актуальность проекта
:

Поиск эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста всегда актуален. Дошкольники очень любознательны и активны, они удивительно быстро схватывают и запоминают новую, интересную для них, информацию. Шахматы – эффективное средство интеллектуального развития дошкольников, так как способствуют развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли, ориентировки в пространстве. Расширяют круг общения детей, развивают все интегративные качества.

Цель: знакомство дошкольников с шахматами и популяризация шахмат среди дошкольников и их родителей.

Задачи:

Познакомить детей с историей шахмат, заинтересовать через использование художественного слова, видео материала.

Познакомить с шахматной доской и шахматными фигурами.

Развивать внимание, память, наблюдательность, умение ориентироваться на плоскости.

Воспитывать усидчивость и интерес к шахматам.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Ожидаемые результаты:

Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

Повысится уровень развития познавательного интереса у дошкольников.

Развитие коммуникативных способностей, инициативности, самостоятельности.

Работа с родителями:

Придумывание с детьми историй, сказок о шахматном королевстве.

Консультация для родителей «Шахматы в дошкольном возрасте»

Памятка для родителей "Зачем ребенку учиться играть в шахматы?"

Работа с педагогами :

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через организацию игр в шахматы».

План осуществления проекта:

Подготовительный этап

  • Собрать и изучить информацию о шахматной игре.
  • Заинтересовать родителей для оказания помощи в организации проекта.
  • Провести консультации для родителей и педагогов ДОУ.
  • Подбор литературы о шахматах, мультфильмы.

Организационный этап

  • Подготовить развивающую среду для знакомства с шахматами.
  • Просмотр мультфильмов: «Учимся, играя в шахматы», «Мудрые сказки тётушки совы – шахматы»
  • Составить перспективный план работы с детьми.
  • Распечатать тетради по шахматам "Рисуем ходы и осваиваем правила игры" для использования в индивидуальной работе с детьми.

Основной этап

  • Познакомить детей с историей возникновения шахмат;
  • Дать представление о шахматной доске и шахматных фигурах;
  • Развивать умения ориентироваться на плоскости; Заинтересовать детей шахматами.
  • Чтение легенды; загадок о шахматных фигурах.
  • Дидактические игры по математике: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ», «Центр», «От самой маленькой до самой большой».
  • Дидактические игры — «Угадай-ка», «Шахматный кубик», «Убери такую же», «Куча мала», «Чудесный мешочек», «Запретная фигура», «Буква».
  • Рассказывание историй, сказок о шахматном королевстве, придуманных дома с родителями.
  • Подвижные игры: «Живые шахматы», «Догонялки», «Кто быстрее соберёт»
  • Лепка шахмат из пластилина. Рисование и вырезание шахматных фигур. Рисование шахматной доски. Аппликация «Шахматный конь».
  • Компьютерная игра «Динозавры учат шахматам».

Итоговый этап

  • Закрепить полученные данные о шахматах как о игре, шахматных фигурах, активизировать мыслительную деятельность, формировать интерес к шахматам.
  • Пополнение РППС группы: создание уголка шахмат  «Истории и сказки о шахматном королевстве»

Реализация проекта позволила:

Детям – открыть мир шахмат для развития умственного развития; расширить свой кругозор; научились ориентироваться в пространстве, стали более уверенные в себе; коммуникативны, повысился интерес к шахматам.

Родителям – сблизиться с ребёнком; создать условия в семье для совместного развития детей и взрослых; установить дружеские связи с другими родителями.

Педагогу – создать условия для комфортного пребывания детей и их родителей; приобщить родителей к совместному развитию детей.

Приложение 1.

Перспективный план работы с детьми

Сроки

Содержание

Сентябрь 

1 неделя

1.Презентация "Из истории" Цель: Познакомить детей с историей возникновения шахмат.

Беседа "В стране шахматного королевства"

Познакомить детей с понятием «шахматная игра», способствовать развитию интереса к игре в шахматы. Дать представление о шахматной доске и шахматных фигурах;

Развивать умения ориентироваться на плоскости; заинтересовать детей шахматами.

Чтение легенды; загадок о шахматных фигурах.

2. Рассматривание игровых досок «Волшебная доска»

Познакомить с новыми понятиями – «шахматная доска», «белые и чёрные поля», чередование белых и чёрных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные, «центр» шахматной доски.

Дидактические игры по математике: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ», «Центр», «От самой маленькой до самой большой».

3. Игры с шахматной доской «Волшебная доска»

Продолжать знакомить с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнёрами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр.

Дидактические игры :«Угадай-ка», «Шахматный кубик», «Убери такую же», «Куча мала».

4. «Волшебная доска»

Повторить понятие горизонтальных и вертикальных линий, познакомить с новым понятием: «диагональ». Начать знакомство с «шахматным» алфавитом. Закреплять полученные знания с помощью игр-заданий.

Рассказывание историй, сказок о шахматном королевстве, придуманных дома с родителями.

Рисование шахматной доски.

2 неделя

1. Беседа  с практическим применением шахматной доски «Волшебная доска»

Повторить понятие «диагональ», продолжить знакомство с «шахматным» алфавитом. Упражняться в нахождении «адреса» шахматного поля.

2. Рассматривание шахматных фигур и игры с ними на доске «Шахматные фигуры»

Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и чёрными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.

3.«Шахматные фигуры»

Закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Дидактические игры:  «Чудесный мешочек», «Запретная фигура», «Буква».

4. «Начальное положение»

Познакомить с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», партия, запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр.

Компьютерная игра «Динозавры учат шахматам».

3 неделя

1. «Начальное положение»

Продолжать знакомить детей с начальной расстановкой фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

 2. «Шахматная фигура – Ладья»

Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры». Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания с помощью дидактических игр.

Дидактические игры: «Угадай-ка», «Шахматный кубик», «Убери такую же», «Куча мала».

3. «Шахматная фигура – Слон»

Познакомить детей с шахматной фигурой «слон», место слона в начальном положении. Белопольные и чёрнопольные слоны, ход слона. Показать, как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

4.«Шахматная фигура – Ферзь»

Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Показать, как ферзь выполняет взятие. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Дидактические игры: «Угадай-ка», «Шахматный кубик», «Убери такую же», «Куча мала».

4 неделя

 1. «Шахматная фигура – Конь»

Познакомить детей с шахматной фигурой «конь», место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Аппликация «Шахматный конь».

2.«Шахматная фигура – Пешка»

Познакомить детей с шахматной фигурой «пешка», место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Дидактические игры:  «Чудесный мешочек», «Запретная фигура», «Буква»

3.Шахматная фигура – Король»

Познакомить детей с шахматной фигурой «король», место короля в начальном положении. Ход короля, взятие.

Рисование шахматной доски.

4.«Шахматные фигуры – игровая практика»

Закреплять полученные знания о шахматных фигурах в игровой практике.

Список использованной литературы:

  1. А. К. Костенюк, Н. П. Костенюк «Как научить шахматам» Дошкольный шахматный учебник, Москва, «Просвещение», 2008 г.
  2. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», Москва, «Просвещение», 1991 г.
  3. И.Г. Сухин «Шахматы для самых маленьких» — электронная книга
  4. Обучающий диск: «Динозавры учат шахматам»
  5. Видео: «Учимся, играя в шахматы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный тематический проект для средней группы № 2 (онр) "Красавица матрешка" презентация к проекту.

Краткосрочный проект для средней группы № 2 (онр) "Красавица матрешка" презентация к проекту....

Проект для средней группы на тему: «Развитие художественного творчества детей через нетрадиционные техники рисования». Авторы проекта: Бушмакина Е.Н. Юдина А.Г.

Участники  проекта:  воспитатель,  родители  и дети средней  группы.Целевая  группа:  дети  средней  группы.Срок  реализации: с  января  201...

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»

Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....

Творческо – игровой проект в средней группе по речевому и художественно - эстетическое развитию «В гостях у сказки» Средняя группа

Актуальность проекта: Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к д...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Практико-ориентированный проект в средней группе «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Практико-ориентированный проект в средней группе ДОУ «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»...