Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»
проект (средняя группа) на тему

Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольное структурное подразделение  МБОУ «СОШ№2

им. С.И.Подгайнова г. Калининска Саратовской области»

д/с «Почемучка»

Краткосрочный проект

в средней группе на тему:

«Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»

Воспитатели: Малахова Г.В.

               Цветков Д.А.

Музыкальный руководитель: Варюхина И.Н.

Калининск 2018г.

«Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов - авторитета,

достойно завоёванного русским

искусством, литературой.

Мы не должны забывать о своём

культурном прошлом, о наших

памятниках, литературе, языке, живописи...

Народные отличия сохранятся и в XXI

веке, если мы будем озабочены воспитанием

 души, а не только передачей знаний».

(Д. С. Лихачёв).

Вид проекта: краткосрочный

Участники проекта: Дети 4-5 лет, педагоги, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта: Несомненно, на сегодняшний день тема  очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди  напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере (стрелялках).

Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества – фольклор, русские сказки, знакомство с декоративно – прикладным искусством и народными игрушками.

Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.  

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности. Поэтому главной задачей проектной деятельности является приобщение и обогащение родителей и детей знаниями о национальной культуре.

Цель проекта: Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

В соответствии с поставленной целью нами определены следующие задачи проекта:

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.
  2. Использовать  все виды фольклора  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы),  так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  3. Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
  4. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через   приобщение к устному народному творчеству, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициям.

Ожидаемые результаты:

уметь различать составлять композиции дымковских узоров;

уметь играть в русские народные игры;

пополнение групповой библиотеки книгами с русскими народными сказками 

знать русские народные сказки, пословицы, скороговорки, загадки о предметах русского быта.

Расширять сотрудничество с родителями.

Создание мини музея из предметов русского быта;

Провести анкетирование родителей с целью определения знаний о культуре русского народа;

Привлекать родителей к участию в педагогическом процессе (создать «Книгу народной мудрости»

Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми

Дети:

1. Рассматривание иллюстраций.

2. Беседы, чтение художественной литературы.

3. Проведение игр (музыкальные, подвижные, малоподвижные).

4. Просмотр презентаций

5. Экспериментирование (нетрадиционное рисование по трафарету).

Родители:

1. Анкетирование родителей.

2. Беседы и консультации для родителей.

3. Создание мини музея «Предметы русского быта»

4. Совместная деятельность родителей и детей в домашних условиях (создать «Книгу народной мудрости»)

.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный – составление плана работы над проектом.

II. Практический – реализация проекта.

1. Непрерывная образовательная деятельность (интегрированная деятельность на тему «Ярмарка»)

2. Чтение русских народных сказок, потешек….

3. Просмотр презентации на тему роспись дымковская

4. Проведение русских народных игр (музыкальнх, игры малой подвижности, 

подвижные игры)

III Итоговый – Развлечение «Масленица»

Выставка мини музея «Предметы русского быта»

Создать «Книгу народной мудрости»

 

Литература:

А.А. Грибовская «Детям о народном искусстве»;

И.Б. Давыдова  «Игрушки».;

О.А. Александрова «Пословицы и поговорки»;

Ю.В. Максимова и В.Н. Чуракова  «Русско – народное декоративно прикладное искусство.»

Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. – Москва: Мозаика – Синтез, 2006.

Тарланов З.К. «Русские пословицы: синтаксис и поэтик - с». Петрозаводск, 2001. 
Усова А. П.» Русское народное творчество в детском саду» М. Просвещение,1999 . 

Анкета для родителей

Сохранились  ли в Вашей семье предметы старины?

Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов (Хохлома, Городецкая роспись, Дымковские игрушки и т.д.)?

Насколько часто Вы вместе с ребёнком рассматриваете семейные альбомы?

Знает ли Ваш ребёнок родословную своей семьи?

Посещаете ли Вы с ребёнком музеи и памятные исторические места нашей Родины?

Хотите ли Вы, чтобы Ваши дети знали историю своего родного края?

Что Вы предпринимаете для этого?



Предварительный просмотр:

План работы над проектом

Дата

Образ. Обл.

Тема

Задачи

Форма работы

Работа с родителями

12.02.2018г.

Развитие речи

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

 «Народная игрушка»

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» в обр. О Капицы

«Кот Васька» 

Познакомить детей с народной игрушкой.

Развитие речевой активности у детей.

Развитие двигательной активности, повторение за воспитателем

Беседа, рассматривание картинок.

Чтение

Подвижная игра

Познакомить родителей с проектом на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»

Анкетирование родителей

13.02.2018г

Познавательное развитие

Развитие речи

Музыкально – художественная деятельность

 «Сорока-сорока»,

«Лиса».

Муз игра??

«Узоры России»?

Развитие речевой активности у детей.

Познакомить детей с русск.нар. игрой.

Познакомить детей с росписью дымковских узоров

Чтение

Подвижная игра

Игра на детских музыкальных инструментах

Презентация

Предложить родителям пополнить книжный уголок русскими народными сказками.

14.02.2018г

Социально-коммуникативное развитие

Развитие речи

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

 НОД «Ярмарка»

Развитие речи с использованием движений

Познакомить с использованием нетрадиционной техникой «рисование по трафарету» в росписи игрушки «Барышни»

Игра малой подвижности

Консультация на тему «Приобщение детей среднего дошкольного

возраста к русской народной культуре»

15.02.2018г

Познавательное развитие

Развитие речи

«Карусель»

Развитие речи с использованием движений под музыкальное сопровождение

Игра малой подвижности

Просмотр презентация

Предложить родителям участию создании «Книгу народной мудрости»

16.02.2018г

Развитие речи

Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Музыкально – художественная деятельность

«Масленица»

Развивать двигательную активность

Развлечение

Выставка мини музея «Предметы русского быта» и книги «Книга народной мудрости»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Приобщение детей к истокам устного народного творчества"

Презентация на тему "Приобщение детей к истокам устного народного творчества"...

Перспективный план работы с родителями детей средней группы на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Перспективный план работы с родителями детей средней группы на тему «Приобщение детей к истокам русской народно культуры»...

Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству

В данной консультации даются советы родителям по приобщению детей к народному творчеству....

Проект для детей подготовительной группы на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.».

Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое  и  художественно&nda...

«Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству»

На вопрос: «Кто придумал доктора Айболита?» -  любому из нас ответить проще простого. Еще бы! Каждый дошколенок знает: это Корней Чуковский. Так же легко назовете, наверное, и ав...