Картотека дидактических игр и занимательных упражнений для формирования представлений о времени детей от 3-х до 7 лет
учебно-методический материал по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Костя Светлана Борисовна

Картотека дидактических игр и занимательных упражнений для формирования представлений о времени детей от 3-х до 7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ ОТ 3-Х ДО 7 ЛЕТ

Человек живет во времени.  Именно в определенном времени с человеком происходят те или иные события. Необходимость ориентироваться во времени является жизненной необходимостью современного человека. Именно поэтому необходимо формировать у детей представления о времени уже в дошкольном возрасте. Элементарные представления о времени могут быть сформированы  уже в младшем дошкольном возрасте. Особое значение  данная проблема имеет в старшем дошкольном возрасте в связи с предстоящим обучением в школе. Как известно, ведущим видом деятельности ребенка -  дошкольника является игра.  Формирование представлений о времени у детей является сложной проблемой. Эта сложность обусловлена тем, что время как категория, обладает рядом специфических особенностей, которые делают его абстрактным понятием. 

МЛАДШАЯ ГРУППА

«Найди лишнее слово» («Утром мы завтракаем, занимаемся, обедаем», «Ночью спим, гуляем с папой»)

Дидактическая игра "Части суток"

        

Взрослый раскладывает на столе 4 картинки-домика, каждый соответствует одной части суток, читает стихотворение о каждой части суток, а ребенок выбирает нужный домик и ставит в него игрушку.

Сутки

Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
-Ну-ка, детки, подымайтесь,
Заряжайтесь, умывайтесь,
Аккуратно одевайтесь
И за завтрак принимайтесь.

В полдень солнышко в зените,
У него лучи, как нити,
Землю щедро согревают,
Всех обедать приглашают.

Дальше, дальше день бежит,
Нам пословица гласит:
-Долог день до вечера,
Когда делать нечего.

Ну, а вечером, ребята,
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен
А ребятам — вкусный ужин.

Ночью на небе — луна,
Очень строгая она:
Наблюдает — все ли
Улеглись в постели?
Закрывайте глазки,
Пусть вам снятся сказки.
Закрывайте очи
Всем — спокойной ночи!

От утра и до утра
Сутки знает детвора.
(Н. Григорьева) 

           «Солнышко и лучики» 

Дети стоят по кругу. В центре круга воспитатель – солнышко. По сигналу«Утро» - дети поднимают медленно руки вверх, тянутся на носочках) По сигналу«День» - дети разбегаются по группе. По сигналу«Вечер» - дети бегут к солнышку. «Ночь» - садятся вместе с солнышком на колени, закрывают глазки. 

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Игра «Сутки»

Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток,  закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал. 4 картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера.

Ход игры:  Ребенок вместе с педагогом рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз. Педагог начинает рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро). Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с иллюстрацией ночи. Далее рассказ продолжается: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху. Затем педагог говорит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?» После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие картинки. После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?» Если ребенок не может ответить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.

«Назови противоположное слово»

Ведущий называет слово и предлагает назвать противоположное слово ребёнку, которому он бросит мяч (например, утро – вечер, раньше – позже, моложе – старше, лето – зима, холодно – тепло и др.) Затем ребёнок бросает мяч ведущему и т. д.

Работа с блоком «Вчера, сегодня, завтра»

Цель - закрепление представлений о настоя щем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).

Материал: полоска (блок), разделенная на 3 квадрата, в каждом квадрате – липучка, карточки-картинки.

Ход игры:

Педагог показывает детям  блок и  объясняет, что каждый день, происходит что-нибудь интересное. Это интересное можно отмечать в блоке. Под надписями  вчера, сегодня, завтра есть пустые квадраты с липучками. На эту липучку будем вешать карточки, на которых изображено, то, что делали в течение определённого дня.

Например:

- Что мы делали  сегодня: рисовали – вешаем карточку, которая обозначает рисование.

- Давай вспомним, а что вы делали вчера? – ходили в магазин. Вешаем определённую карточку.

- А теперь давай подумаем, что вы будете делать завтра? – Завтра пойдете в цирк.

Необходимо обращать внимание детей на то, что уже было, произносится в прошедшем времени – ходили, покупали. То, что происходит в данный момент, говорится по-другому – идём, покупаем. То, что ещё только должно произойти – пойдём, будем покупать.

СТАРШАЯ ГРУППА

«Неделя, стройся!» 

У каждого из семи детей символ одного из дней недели — цвет или порядковый номер. По сигналу дети строятся. Можно организовать подвижную игру в виде соревнования команд) и др.

Усложнения

Знание дней недели применяем в повседневной работе на других занятиях и вне их. Используем стихи, загадки, задачи про дни недели, например:

«Миша поехал к бабушке в понедельник, а вернулся через 2 дня. Когда вернулся Миша?».

Игра «А ну-ка угадай» (дни недели)

Взрослый говорит: «Я среда, какой день недели следующий?»

Или: «Я понедельник. Какой день недели был вчера. Какой день недели будет послезавтра». (Т. И. Тарабарина «Детям о времени»)

Дни недели

Среди дней любой недели
Первым будет
понедельник.
День второй за ним пошел,
Это
вторник к нам пришел.

Нам не деться никуда…
Третий день всегда
среда.
Он четвертый там и тут,
Этот день
четверг зовут.

В череде рабочих дней
Пятый
пятница теперь.
Вся закончена работа
День шестой всегда
суббота.

День седьмой?
Его мы знаем:
Воскресенье, – отдыхаем!

           Королевство минуток 

   

   Раз — секунда пролетела,
Оглянуться не успела.
Шестьдесят секунд промчались —
И
минуткой оказались.
Ну а шестьдесят минут
Целый
час с собой ведут.
Час за часом двадцать раз
И четыре про запас —
Сутки полные проходят,
День и ночь с собой уводят.

Вот неделя. В ней семь дней,
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Носит имя
понедельник.
Вторник — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка -
среда —
Третьим днём была всегда.
А
четверг — четвертый день —
Шапку носит набекрень.
Пятый —
пятница-сестрица —
Очень модная девица.
А в
субботу — день шестой —
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний —
воскресенье —
Назначаем днём веселья.
Завтра снова детский сад
Ждёт-пождёт своих ребят.

         Работа с часами «Сутки»

Цель – уточнение представлений о частях суток,  закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал: часы с 4 секторами (картинки: утро, день, вечер, ночь)

Ход игры:

Педагог показывает на сектор, где изображено утро, спрашивает ребенка:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т.д.)

Обращаем внимание на положение солнца:

-Утром становится светло,  солнышко поднимается.

Педагог показывает  сектор, где изображён день, спрашивает:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем днём? (Гуляем, ходим в магазин, обедаем, ложимся отдыхать и т.д.)

- Днём тоже светло, солнышко – высоко на небе.

Педагог показывает сектор, где изображён вечер, спрашивает:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем вечером? (Гуляем, ужинаем, играем, читаем, ложимся спать и т.д.)

- Вечером темнеет, солнышко заходит, опускается.

Показывает сектор, где изображена ночь, спрашивает:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем ночью? (Спим)

Ночью темно, светит луна.

Затем обводит календарь рукой и говорит: утро, день, ночь  и вечер можно назвать одним словом – сутки. Они, как четыре подружки – друг без друга они могут, и всегда ходят друг за другом.

Можно обратить внимание ребёнка на цвета, в которые раскрашены сектора, рассказать, что подружка Утро ходит в розовом платье, День - в жёлтом, Вечер - в сером, а Ночь - в фиолетовом.

Задания для детей:

Педагог называет часть суток и просит ребёнка назвать ту часть суток, которая идёт следом.

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужную часть суток:  ( Когда мы  завтракаем?  Когда мы спим? и т.д.)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Зайка объяснял Мишутке про СЕКУНДЫ и МУНУТКИ:

За секундочку ты сможешь
Снять с куста малинку.
За минутку их положишь
Шестьдесят в корзинку!
До краев ее как раз
Ты наполнишь через час! 

Хочется еще Мишутке
Знать, что значит слово СУТКИ? 

Если встанешь завтра рано,
Выйдешь утром на поляну,
Ты увидишь солнце всходит,
Елки освещает,
А потом на небосводе
Целый день сияет.

Послезавтра, рано тоже,
Ты восход увидеть сможешь.
От восхода до восхода
Сутки проживет природа.

А часов-то сколько в сутках??
Их двадцать четыре.
Часики повесь, Мишутка,
Ты в лесной квартире.
Часики всегда покажут
И секунды, и минутки.
Стрелки на часы укажут,
Дважды круг пройдут за сутки.

Ты возьми часы в берлогу,
Стрелки рано встать помогут.

Стрелки скажут:? Семь утра!?
Значит, завтракать пора.
В полдень нужно на обед
Супчик съесть и винегрет.

А в семь вечера, на ужин,
Творожок зверюшкам нужен.
Если время твердо знаем,
То режим мы соблюдаем.
В стрелках разберись, Мишутка!
Ровно через ПЯТЬ ЧАСОВ
Рассказать ты мне про СУТКИ
Должен быть уже готов!

А пораньше, через ЧАС
Про СЕКУНДЫ и МИНУТКИ
Жду я от тебя рассказ.
Все спрошу тебя, Мишутка!? 

Мишка несколько часов
Думал и смотрел на стрелки,
И теперь уже готов
Объяснить Ежу и Белке
Про секунды и минутки,
Про часы и даже сутки.

Поучился не на шутку.
Вот так молодец Мишутка!

Игра «Давай пофантазируем» (времена года, части суток)

Ведущий объясняет: «Год состоит из 4-х сезонов: лето, осень, зима, весна. Сутки состоят из 4-х частей: ночь, утро, день, вечер. Если весну назвать утром года, то чем будет лето? Осень? Зима? (лето – день, осень- вечер, зима – ночь). Дети придумывают разные рассказы на темы: «Чем похожи вечер и осень», «Чем похожи зима и ночь», «Чем похожи день и лето?», «Чем похожи весна и утро?».

 «Лови, бросай, дни недели (времена года, месяцы, части суток) называй»

Ведущий бросает мяч одному из детей, который называет день недели (месяц, время года, часть суток) и бросает мяч другому ребёнку. Этот ребёнок называет следующий за названным день недели и т. д., пока не будут названы все дни недели (месяцы, времена года, части суток).

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Учить определять времена года по характерным признакам. Выбрать нужные картинки.


Тает снежок, 
Ожил лужок. 
День прибывает. 
Когда это бывает?

( Весной)

Снег на полях, лед на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(
Зимой)

Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(
Осенью)

Солнце печет, липа цветет.
Рожь поспевает, когда это бывает?
(
Летом)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о времени детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и занимательных упражнений

«Чувство времени» у детей старшего дошкольного возраста развивается  и совершенствуется в процессе специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени как в непосредстве...

Использование дидактических игр и занимательных упражнений в развитии представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра – один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Для играющих детей воспитательно-образовательное значение  дидактической игр...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С проблемой времени человек сталкивается постоянно. Человек живет во времени.  Именно в определенном времени с человеком происходят те или иные события. Современная жизнь характеризуется острой н...