Картотека дидактических игр и игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений
картотека по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Громова Ирина Евгеньевна

Раздел «Форма. Геометрические фигуры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека ФЭМП18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр и игровых упражнений

по формированию элементарных математических представлений

Раздел «Форма. Геометрические фигуры»

Возрастная

группа

Задачи

Название игры

Младшая группа

Млад

Совершенствование умения различать и называть объёмные фигуры на основе осязательно-двигательного обследования

* «Чудесный мешочек»

* «Шарики и кубики»

Совершенствование умения различать и называть плоские фигуры»

* «Какой фигуры не стало?»  

* «Найди своё место»

Средняя группа

Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр

* «Собери гирлянду»

* «Составь узор»

Старшая группа

Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур

* «Найди пару»

* «Найди (назови) предмет такой же формы»

Подготовительная к школе группа

Закрепление представлений о знакомых геометрических фигурах и их свойствах, умения распознавать фигуры независимо от их пространственного расположения

* «Геометрическое лото»

* «Угадай, что спрятано»

Упражнения в умении моделировать геометрические фигуры

* «Чудесные превращения»

* «Отгадай загадку и нарисуй отгадку»

Развитие умения анализировать форму предметов и их частей и воссоздавать предметы разной формы

* «На что похоже?»

* «Дорисуй предмет»


Картотека

дидактических игр и игровых упражнений

по формированию элементарных математических представлений

Раздел «Форма. Геометрические фигуры»

  1. Совершенствование умения различать и называть объёмные фигуры на основе осязательно-двигательного обследования
  • «Чудесный мешочек»

Оборудование: мешочек, шары, кубики.

Ход игры: Рассмотреть с ребенком шарики, кубики, обговорить форму предметов, спрятать их в мешочек. Предлагается ребенку на ощупь определить форму предмета, назвать ее, достать предмет и проверить..

  • «Шарики и кубики»

Оборудование: четыре корзинки: две красных и две зеленых мячи и кубики красного и зеленого цветов.

Ход игры: Предлагается соотнести по цвету мячи и положить их в соответствующие корзины. Аналогично с кубиками. Перед ребенком лежат мячи и кубики. Предлагается разложить их по корзинам (подумай как?), по подражанию действиям логопеда.

  1. Совершенствование умения различать и называть плоские фигуры»
  • «Какой фигуры не стало?»

Ход игры: Прежде чем искать фигуру,  ребенку нужно рассмотреть образец и запомнить. Воспитатель закрывает одну из геометрических фигур, а ребенок называет ту фигуру, которую закрыл воспитатель. Ребенок называет геометрическую фигуру и цвет.

  • «Найди своё место»

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Ребенок раскладывает фигуры по форме, при этом называет цвета. Все фигуры перемешены и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета. Например, какого цвета сердечко? (красного).

  1. Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр
  • «Собери гирлянду»

Ход игры: воспитатель рассаживает детей за столы. У них есть бумага, где нарисована «нить для гирлянды» и рядом множество геометрических фигур. Далее воспитатель предлагает детям или по своему замысле делать гирлянду из определенных геометрических фигур (в разном порядке), или воспитатель диктует детям геометрические фигуры, что за чем идет, а дети собирают гирлянду в определенной последовательности.

  • «Составь узор»

Ход игры: воспитатель предлагает детям составить узор из определенных фигур, которые назовет воспитатель. Перед ребенком лежат много разных фигур, ему необходимо отобрать только нужные (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр)

  1. Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур
  • «Найди пару»

Ход игры: Воспитатель ведущий. Воспитатель берет три карточки с разным расположением геометрических фигур, складывает их перед собой изображением вниз, а остальные карточки раскладывает перед детьми изображением вверх.

Показывая первую карточку. Ведущий говорит: «У меня на карточке посередине – круг, слева – треугольник, справа – квадрат. У кого такая же карточка?»

Ребенок, у которого такая же карточка расположение фигур на ней и после этого получает от ведущего парную карточку.

Игра заканчивается, когда подобраны все карточки.

  • «Найди (назови) предмет такой же формы»

Ход игры:  Воспитатель рассматривает с ребенком панно с фигурами, обсуждает картинки: «Смотри, яблоко он какое по форме?» (Круглое). Теперь давай найдет похожую фигуру и т. д.

Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам. В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.

  1. Закрепление представлений о знакомых геометрических фигурах и их свойствах, умения распознавать фигуры независимо от их пространственного расположения
  • «Геометрическое лото»

Ход игры: Карточки перемешиваются и выкладываются на стол изображением вниз. Первый играющий берёт из общей кучи любую карточку и переворачивает её изображением вверх. Предположим, что на карточке изображён маленький жёлтый квадрат. Следующий игрок берёт другую карточку и смотрит, если у фигуры на этой карточке, хотя бы один из признаков (цвет, форма или величина), совпадающий с предыдущей геометрической фигурой. Т.е. если на второй карте изображён какой – нибудь квадрат(например синий квадрат) какая – либо жёлтая геометрическая фигура (например жёлтый круг) или любая маленькая фигура (например синий треугольник), то эта карточка выкладывается за предыдущей (как в домино). Если же ни один из признаков (цвет, форма, величина) не совпадает с предыдущей фигурой, то игрок забирает карточку себе. Карточки берут все игроки по очереди. Дети должны объяснить, почему они остановили свой выбор на данной карточке и по возможности дать полный ответ. Выигрывает тот, у кого в результате окажется меньше карточек.

  • «Угадай, что спрятано»

Ход игры: воспитатель предлагает детям найти клад по описанию. Воспитатель описывает детям фигуру, но не называя ее. Дети находят и приносят ее воспитателю.

  1. Упражнения в умении моделировать геометрические фигуры
  • «Чудесные превращения»

Ход игры: воспитатель предлагает детям составить любую геометрическую фигуру, они могут ее нарисовать. Дети называют геометрические фигуры, говорят на что похожа та или иная фигура и “ превращают” геометрическую фигуру в знакомые образы с помощью семян.

  • «Отгадай загадку и нарисуй отгадку»

Ход игры: воспитатель сажает детей за столы, у них есть карандаши и бумага для рисования. Воспитатель загадывает загадки про геометрические фигуры, но дети не поднимают руку и не говорят отгадку, а рисуют ее у себя на бумаге. После всех загадок, листы с отгадками проверяет воспитатель.

  1. Развитие умения анализировать форму предметов и их частей и воссоздавать предметы разной формы
  • «На что похоже?»

Ход игры: Воспитатель рассматривает с ребенком панно с фигурами, обсуждает картинки: «Смотри, яблоко он какое по форме?» (Круглое). Теперь давай найдет похожую фигуру и т. д.

Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам. В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.

  • «Дорисуй предмет»

Ход игры: педагог предлагает ребенку ряд рисунков с недорисованными геометрическими фигурами. Ребенок самостоятельно додумывает и дорисовывает геометрические фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для детей на формирование элементарных математических представлений

Дидактические игры для детей на формирование элементарных математических представлений...

«Сюжетно- дидактические и ролевые игры при формировании элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи»

Роль практического применения математических знаний в различньrx видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагогиеще в прошлом столетии. Разрабатывая вопросы развития у детей математич...

Дидактические игры для детей на формирование элементарных математических представлений

Дидактические игры для детей на формирование элементарных математических представлений...

Нетрадиционные дидактические пособия как эффективное средство формирования элементарных математических представлений дошкольников

В этой статье мне бы хотелось рассказать вам о своем опыте использования нетрадиционного материала при создании дидактического пособия для занятий с детьми по математике....

Конспект специальной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием игровой деятельности формирование элементарных математических представлений «Путешествие в Королевство Математики»

Цель: закрепление полученных знаний и их активизирование в процессе игровой деятельности.Задачи:1.Социально-коммуникативное развитиеРазвивать интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятел...