Сенсорное воспитание детей младшего возраста
методическая разработка по математике (младшая группа)
Моя разработка по сенсорному воспитанию детей младшей группы с помощью дидактических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сенсорное воспитание дошкольников – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания, совершенствование ощущений и восприятия. Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие процессов ощущения и восприятия, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств.
Значение сенсорного воспитания Значение сенсорного развития в раннем и младшем дошкольном детстве играет огромную роль. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания. Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития! Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Основная задача сенсорного воспитания – своевременно научить ребёнка сравнивать, обобщать, синтезировать, развивать мысль о предмете через близкое его восприятие. Чтобы сенсорное воспитание детей осуществлялось целенаправленно и гармонично, очень важно, чтобы дети освоили сенсорные эталоны (это обобщённый опыт человечества по сенсорным знаниям). Наиболее значимые сенсорные эталоны, которые должны освоить дошкольники: 1. Система мер веса; 2. Система мер длины; 3. Система направлений; 4. Система геометрических фигур; 5. Система цвета; 6. Система величины; 7. Система звуков; 8. Система запахов; 9. Система фактуры. Усвоение таких сенсорных эталонов – процесс очень длительный. Усвоение этих эталонов позволяет развивать ребёнка во всех направлениях, но главное – у ребёнка происходит умственное развитие и развитие речи.
Можно выделить этапы освоения сенсорных эталонов детьми: I. Этап освоения сенсорных предэталонов (это яркие особенности предметов – некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния и др.). Длится этот этап со второй половины первого года жизни до первой половины третьего года жизни. II. Знакомство с предметными эталонами через сравнение. Например, ребёнок усваивает цвета, через сравнения с какими-нибудь знакомыми предметами с ярко выраженным и относительно постоянным цветом. Например, жёлтый – как лимон, или зелёный – как травка, или оранжевый – как апельсин и т.д. Ещё один пример, ребёнок усваивает систему геометрических фигур и сравнивает эталоны с предметами: круглый, как мяч; квадратный, как кубик; треугольный, как ёлка; овальный, как яйцо и т.д. Этот этап длится с трёх до семи лет. III. Этап сравнения качества предметов с общепринятыми эталонами. Например, солнце как шар, лимон и огурец овальной формы. Эталоном цвета является семь цветов спектра и их оттенки, для слухового восприятия – звуковысотная шкала (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и звуки родного языка. Длится этот этап от шести до семи лет. Ребёнок усваивает все эталоны через активную деятельность с предметами.
Одной из основных средств сенсорного развития у детей являются дидактические игры и упражнения Это игры на знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Таким образом, нужно использовать игры, направленные на:
Игры для развития осязания (тактильного ощущения) К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Чудесный мешочек» «Определи на ощупь» Угадай на ощупь из чего сделан этот предмет» «Узнай фигуру» «Что в мешочке » Игры на развитие тактильных ощущений :
Можно сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу, фольгу и многое другое. Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку.
Развитие восприятия цвета решается в следующих задачах: 1. Развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении, обозначать результат словами, действовать по подражанию. 2. Познакомить детей с названиями основных цветов 3 .Развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, производить выбор цвета по слову . Дидактически игры и упражнения на закрепление цвета: «Какого цвета не стало?» «Какого цвета предмет?» «Сложи радугу» «Какие цвета использованы?» «Уточним цвет предмета»
Восприятие формы конкретизируется в следующих задачах : 1. Развивать умение практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках. 2. Развивать умение соотносить форму предметов с помощью проб, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами; сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности. 3 . Развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб и примеривания. 4. Осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения, вычленять контур предмета. 5. Закреплять знание названий форм, осуществлять выбор формы по ее названию.
Игры «Цвет и форма», «Геометрическое лото» позволяют закреплять знания о геометрических фигурах и цвете. Упражнять в счете фигур не зависимости от формы и цвета. Воспитывать способность детей сравнивать фигуры, находить признаки сходства, активизировать словарь, речь, формировать сообразительность, сосредоточенность, быстроту мышления. Игры на классификацию предметов по двум признакам (цвету форме)
Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Дети любят играть с блоками! Как показывает опыт российских педагогов в работе с 2 – 10 лет, игры с логическими блоками позволяют: * Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. * Развивать пространственные представления. * Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации). * Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. * Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. * Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. * Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. * Развивать речь.
1 . развивать умение ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры, пробуя варианты и фиксируя верные, учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; 2 . закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше »); 3. формировать отношение к величине как к значимому признаку ; 4. обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий »; 5. развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом, учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин ; 6. обратить внимание на относительность величины предметов; 7 . развивать умение осуществлять выбор величин по слову-названию. Восприятие величины конкретизируется в следующих задачах:
Дидактические игры на закрепление понятия величины: «Сравни предметы по высоте» «Палочки в ряд» «Пирамидки» «Матрешки» «Разноцветные кружки» «Разложи по размеру» «Расставь по порядку»
Развитие слухового восприятия Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка. Игры: Что шумит? (шумовые коробочки”. «Далеко – близко» (определить тихое – громкое звучание колокольчика). «Самолет высоко – низко» (высота голоса). «Звуковые ручейки»: высокое звучание: « буль – Буль», низкое звучание «буль-буль». «Ветер – шалун» (слышать тихое и громкое шуршание листьев). «Кто летит?»( жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”, комарики звенят: “З – З- З- З”).
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребёнка. При грамотном, умелом использовании дидактической игры в сенсорном развитии и воспитании детей, можно достичь высокий результатов, как в сенсорном, так и в общем развитии детей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное воспитание детей младшего возраста
Уважаемые родители, тема нашего собрания«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразны...
Сенсорное воспитание детей младшего возраста. Краткие рекомендации.
Практика психолого-педагогической деятельности показывает, что успешность умственного и физического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того наскольк...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-433730-1396934071.png)
«СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТИ В АСПЕКТЕ ФГТ. ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»
«СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТИ В АСПЕКТЕ ФГТ. ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-399274-1414926983.jpg)
«Сенсорное воспитание детей младшего возраста с использованием развивающих игр Воскобовича В.В»
В нашем дощкольном учреждении создана развивающая среда "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича и широко используется в разных возрастных группах....
Педагогический игровой проект «Сенсорное воспитание детей младшего возраста в игре»
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/17/picture-852203-1479375443.jpg)
Сенсорное воспитание детей младшего возраста.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/09/picture-218428-1362848581.jpg)
Статья на тему: "Сенсорное воспитание детей младшего возраста с использованием развивающих игр Воскобовича В.В"
Сенсорное воспитание детей составляет фундамент общего умственного развития ребёнка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в...