Сенсорное воспитание детей младшего возраста через восприятие цвета
консультация (младшая группа) на тему

Фролова Ирина Юрьевна

Сенсорное воспитание детей младшего возраста

через восприятие цвета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sens.odt24.53 КБ

Предварительный просмотр:

 Сенсорное воспитание детей младшего возраста

через восприятие цвета

        Сенсорное развитие ребенка  -  это  развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов.

        А ведь именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

        Поэтому проблема ознакомления детей, которые впервые пришли в детский сад, всему, что их окружает, является особо актуальной.

        Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но это всего лишь предпосылки для восприятия окружающего мира.

        Научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения призвано сенсорное воспитание.

        С научной точки зрения именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.В. Запорожец, Е.И. Тинеева, А.П. Усова и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

        Психологические исследования показывают, что без воздействия на детей, их восприятие долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития.

        Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой.

        Когда малыш научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путем наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора по образцу, а затем к обучению его названиям цветов. На основе восприятия цвета формируются и соответствующие представления о нем. Благодаря этому дети могут не только применять цвет в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать его как сигнал к действию  в быту (например, понимать сигналы светофора).

        Особенно важна цветовая характеристика дидактического материала, необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то одинаково насыщенным, ярким должен быть и оранжевый, и желтый, и синий, и зеленый. В противном случае ребенок с нарушением цветового зрения может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность. Тогда светло-красный и светло-зеленый предметы он отнесет к одной группе, а темно-красный объединит с темно-синим или темно-зеленым.

        Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

        Исходя из актуальности проблемы нами была сформулирована цель данной работы:

        Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

        Исходя из цели выделены следующие задачи:

        -  закреплять умения выделять цвет, форму, величину как особые

           свойства предметов, группировать однородные предметы по

           нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;  

        -  совершенствовать навыки установления тождества и различия

           предметов по величине, форме, цвету;

        -  обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;

        -  совершенствовать восприятие детей, активно используя все органы

           чувств.

        Сенсорное воспитание ребенка в раннем возрасте нельзя переоценить, и в этом направлении я стараюсь работать больше.

        Начнем с пальчиковой гимнастики.

        Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие, она не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. В работе я использую основной принцип дидактики: от простого  -  к сложному.

        Для начала занятий выбираем более простые упражнения:

1.  «Ты, утенок, не пищи,                            -      Сжимание и разжимание

      Лучше маму поищи …»                                пальцев рук.

2.   «Водичка, водичка,                                -      Выполнение движений в

      Умой мое личико …»                                    соответствии с текстом.

        Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста. Каждое занятие проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день. При этом не даются все упражнения сразу, начинаю с одного, ежедневно добавляя по одному и доводя до комплекса из 4-6 упражнений.

        К середине учебного года переходим к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком в отдельности:

     1.   «Этот пальчик  -  дедушка …»                     -    Массаж пальцев

  1. «Повстречал ежонка еж …»

        Хотелось бы отметить, что вся работа ведется совместно с родителями. С ними проводятся собрания, индивидуальные беседы. И, конечно, я не ограничиваюсь пальчиковой гимнастикой.  Добавляю упражнения по мелкой моторики  рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекладывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц.

        Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: учебные занятия, дидактические игры, дидактические упражнения.

        В моей группе двух - трехлетние дети. Согласно программе ребятишки данного возраста должны различать 6 основных цветов, отбирать несколько одинаковых предметов по предложению взрослого.  В начале года было проведено исследование развития детей по этим вопросам. В моей группе семеро детей, трое из которых различали 4 цвета, один ребенок различал 2 цвета, и два не различали ни одного цвета.

        Только после системы занятий по данной теме, самостоятельной деятельности детей по ознакомлению с цветом, работы с родителями по этой проблеме, в конце учебного года я выявила, что трое детей различают все 6 цветов, трое  -  3 цвета, и один ребенок не различает ни одного цвета.

        Необходимо подчеркнуть, что на результаты обследования детей могли повлиять многие факторы, например: личность воспитателя, настроение детей, другие дети, индивидуальная работа, которая, может быть, велась  в недостаточной степени.

        Также нужно учитывать психологические особенности детей - младших дошкольников  -  это неустойчивое внимание, конкретность мышления.

        Так как сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста является основой организации чувственного опыта детей, а я работаю именно с младшими дошкольниками, мне эта тема наиболее близка, поэтому я выбрала ее для своего выступления.

        Также работа по ознакомлению детей с цветом очень заинтересовала меня. Я решила, что следующим этапом моей деятельности будет ознакомление малышей не только с шестью основными цветами, но и с цветами спектра. Ведь современные психологические исследования показывают, что ребенку с самого раннего возраста доступно все богатство разнообразных цветов и оттенков.

Библиографический список

  1. Белая К.Ю.  Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. – 216 с.
  2. Белоусова Л.Е.  Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи. / Под ред. Б.Б. Финкельштейн. – СПб.: «Детство – Пресс», 2002. – 128 с.
  3. Дабижа О.  Сенсорное воспитание детей младшего возраста через восприятие цвета. / Дошкольное воспитание., 2000. – с. 15-18.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета"

Цель:- развитие восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта, путём активного использования органов чувств (зрения, слуха);- обогащение чувственного опыта детей в разных видах деятельности....

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета

В данной статье хочу поделиться опытом своей работы с детьми в развитии восприятия цвета....

Формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста через восприятие цвета

В данной статье говорится о формировании сенсорных способностях у детей раннего возраста через восприятие цвета. Представлена система работы по развитию восприятия цвета у детей в процессе различных в...

Сенсорное развитие детей раннего возраста через восприятие цвета

 Дети знакомится  с произведениями искусства – музыкой, живописью, с многообразием форм, красок, игрушек и предметов домашнего обихода. Каждый ребенок, даже без целенаправленного восп...

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета.

Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребёнка процессов воспитания и получение представлений о предметах и явлениях окружающего мира....

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

   Сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также ...

Отчёт по самообразованию на тему: «Сенсорное воспитание детей младшего возраста через дидактические игры»

Отчёт по самообразованию за 2020-2021у.г. воспитателя группы №8 Сёмкиной Д.СТема самообразования: «Сенсорное воспитание детей младшего возраста через дидактические игры»В 2020-2021 учебном...