СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
материал (младшая группа)

Леонова Наталья Николаевна

     Сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_vospitanie_detey_rannego_vozrasta_2.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

     Сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

     Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.

     Специально созданные условия — в процессе проведения занятий и в повседневной жизни — позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой — маленький), формы (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т. п.

     Обогащение сенсорного опыта происходит в процессе проведения специальных игр-занятий по группировке похожих предметов одного из восьми цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый), а затем соотнесению их по величине или по форме, путем размещения вкладышей в соответствующие гнезда; по выбору предметов по форме или цвету из двух, затем трех, четырех разновидностей.

     Целесообразно также подводить ребенка к обозначению цветовыми пятнами характерных признаков предметов и явлений, выбирая

необходимую мозаику или краску из двух — трех разновидностей («огоньки ночью», «листочки», «апельсин», «снег идет» и т.п.).

     В повседневной жизни даю детям возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений (листья деревьев, превращение бутонов в распустившиеся цветы, облака, игра красок на небе при закате, свежесть красок природы после дождя, затейливые узоры мороза на окнах, белоснежное разнообразие зимнего пейзажа, яркие краски осенних ковров в садах, скверах, на клумбах и др.).

     Важнейшими условиями успешного сенсорного развития являются общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность взрослых.

     Ребенок еще не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия (на втором году жизни, правда, они не всегда выражают внутренние побуждения: ребенок импульсивен и делает то, что ему нравится).

     Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, — это цвет.

Дети с рождения различают все цвета спектра и даже некоторые оттенки, но учитывать цветовую характеристику предметов при действиях с ними ему сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальному наблюдению.

В раннем и младшем возрастах всё внимание ребёнка направленно на освоение новых материалов. Освоение детьми цвета в этот период больше всего зависит от того, насколько активно они совершают практические действия с различными предметами. Взрослый показывает, дает в руки малышу разные предметы, обращая его внимание на их цвет. Это могут быть кубики, мячи, фрукты, овощи, игрушки.

     Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой.

Сначала в определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенку не сложно обнаружить их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще и не владеть восприятием цвета, не знать, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинаковые или что они разные.

Когда малыш научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путем наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора по образцу (к настоящему восприятию цвета), а затем к обучению его названиям цветов. На основе восприятия цвета формируются и соответствующие представления о нем. Благодаря этому дети могут не только применять цвет в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать его как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).

Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет, — очень сложный и трудный процесс, формирование его заканчивается только к пяти годам.

К концу второго года жизни дети начинают повторять вслед за взрослым названия отдельных цветов. Произнося такие слова, как «белый», «синий» или «голубой», малыш не в состоянии соотнести эти слова с цветом конкретных предметов. Слово-название существует само по себе, а конкретная цветовая характеристика — сама по себе. В лучшем случае ребенок механически запоминает и в конкретной ситуации после длительных упражнений может иногда им воспользоваться.

Ребёнок в жизни сталкивается с огромным разнообразием красок, форм и других свойств предметов, поэтому сенсорное воспитание на занятиях и является основой развития чувственного опыта детей.

Планируя занятия по ознакомлению детей с цветом, я придерживаюсь принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение заданий.

Все занятия провожу в игровой форме с использованием подвижных игр, пальчиковой, фонематической гимнастики, русских народных потешек. От простых игровых сюжетов на ранних стадиях обучения постепенно перехожу к более развёрнутым.

Готовя пособия к занятиям, я опиралась на эталонную систему основных цветов спектра. А опыт работы в группе раннего возраста показал, что никакие промышленные игры и игрушки не могут заменить игрушек, изготовленных вручную. Ведь в них заложена доброта и тепло, потому мои малыши очень любят заниматься такими игрушками, и процесс усвоения материала идёт значительно быстрее.

Особенно важна цветовая характеристика дидактического материала. Цвет характеризуется двумя измерениями: светлотой и чистотой. Он может быть темным или светлым (хотя это один и тот же цвет). Вторым измерением цвета является его чистота, которая зависит от примеси серого цвета. Малейшая примесь серого делает цвет «грязным». При изготовлении дидактических пособий любой чистый цвет я наношу на белую поверхность, только тогда весь спектр будет чистым и ясным, как радуга.

Подбирая дидактический материал стремлюсь к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то одинаково насыщенным, ярким должен быть и оранжевый, и желтый, и синий, и фиолетовый. В противном случае ребенок с нарушением цветового зрения может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность. Тогда светло-красный и светло-зеленый предметы он отнесет к одной группе, а темно-красный объединит с темно-синим или темно- зеленым. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

В моей группе двух-трехлетние малыши. Все они впервые поступили в ясли. В начале года было проведено исследование нервно- психического развития детей. Согласно программе ребятишки данного возраста должны различать 6 основных цветов, отбирать несколько одинаковых предметов по предложению взрослого.

Как показало обследование, в нашей группе из 27 детей различали 6 основных цветов пятеро. Четыре цвета различали 8 детей, и трое  не различали ни одного цвета.

Учитывая разную степень подготовки детей, я начинала с того, что учила их находить предмет по образцу, предъявленному воспитателем, или по такому же предмету. Первое занятие я провела с цветными шариками, цель которого: упражнять детей в различении красного и синего цвета; научить понимать обращение: «Покажи шарик».

У каждого ребенка и у воспитателя коробка с шестью шариками красного и синего цвета.

Занятия я проводила по подгруппам. Сначала предложила детям посмотреть, какие красивые шарики у меня в коробке. Дала по такой же коробке с шариками каждому ребенку. Попросила всех взять в руки по шарику и рассмотреть его. Затем сама показала красный шарик — малыши должны были показать такой же, не называя цвета.

Конечно, дети показывали и синие шарики вместо красного, но я предлагала приложить шарик к моему красному и таким образом добивалась от каждого ребенка, чтобы он показал именно красный шарик. Потом показывала синий, опять обращалась к каждому, просила показать такой же.

По такому образцу я провела целый ряд занятий. Например, «Постройка башни из кубиков», «Игра с цветными палочками», «Разложи в стаканчики, коробочки», «Прокати шарики с лоточка», «Грибочки, кружочки — по местам».

На первых занятиях подгруппы, состоящей из двенадцати детей, хорошо усвоили материал пятеро. Один малыш неуверенно различал цвета. Да и трое других плохо ориентировались в материале.

Чтобы закрепить знания детей, на следующих занятиях я пользовалась уже другими дидактическими материалами. В повседневной жизни мы обращаем внимание на цвет одежды, цвет предметов в групповой комнате, на прогулке.

Большое значение имела и индивидуальная работа с детьми. Так, например, Катя Бартош и Саша Федюнин очень любили по цвету подбирать бабочек к цветку, колечки пирамидки к цвету палочки. Такие повседневные упражнения давали результаты. Скоро эти дети стали более четко различать цвета.

Убедившись, что большинство ребят может узнавать цвет по образцу и действовать с ним, я перешла к более сложному приему — показу предмета с называнием цвета, однако первый прием (показ по образцу) продолжала использовать. Знакомила детей с названием цвета в следующем порядке: красный — синий, синий — желтый, желтый — зеленый. И всегда брала предметы двух цветов, чтобы мои маленькие воспитанники могли выбрать нужный цвет путем сравнения и прикладывания одного предмета к другому.

На занятие принесла подставку с палочками красного цвета. Сначала применила первый прием: дети показывали красную палочку по образцу. Когда все показали именно красные палочки, я назвала цвет: «Красная палочка у меня». После этого спросила у Ильи и Марата, какого цвета у них палочки. Выслушав ответы, предложила детям поместить красные палочки в красный стаканчик. При этом каждый раз задавала одни и те же вопросы: «Какого цвета ты поставил палочку?», «В какой стаканчик?».

На закрепление названия красного цвета понадобилось 3— 4 занятия, но с разными дидактическими материалами.

Следующим этапом было знакомство детей с синим цветом, затем с желтым, зеленым. Все эти игры повторяла и вне занятий, давая словесные указания: «В синюю коробку положи синие шарики, в желтую — желтые». Но уже без показа образца. К трем годам мои дети в основном усвоили названия 6 основных цветов.

Интересно прошло открытое занятие, которое было представлено на педагогическом совете. Это дидактическая игра «Найди перышко». От детей требовалось различать и называть цвета: красный, синий, желтый, зеленый; повторять за мной простые и более сложные фразы, вопросы, восклицания. С ними они обращались друг к другу и к петушку: «Какое перышко тебе подарить?», «Очень красивый хвостик!» и т. п. Все это относилось к двум крупным картинкам с изображением петуха. Один петух был с красивым разноцветным хвостом, другому перышки для хвоста подбирали сами дети.

В конце года, проверив уровень нервно-психического развития малышей моей группы, я увидела результаты своей работы: из 17 ребятишек 15 свободно различали и называли все 6 основных цветов.

Пришлось поработать и с родителями. В группе я провела специальное родительское собрание на тему «Как учить детей различать и называть основные цвета», организовала выставку пособий с рекомендациями по их использованию. В индивидуальной беседе родители выясняли те вопросы, которые вызывали у них затруднения.

В занятия по восприятию цвета я включаю изобразительную деятельность, аппликацию и конструирование.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:

• дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

  • группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме,

величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей в период от 2 лет до 2 лет 3 месяцев и старше;

  • соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине,

фактуре при выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.);

  • узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления,

имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.), в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котенка (с 2 лет - 2 лет 3 месяцев);

  • обозначают различные предметы в соответствии с их

характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т. п. (с 2,5 лет);

  • активно используют «опредмеченные» слова-названия для

обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыпленок, небо и др.) (с 2 лет 3 месяцев - 2 лет 6 месяцев);

  • отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития

самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски- кирпичи» или кубики определенного цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);

  • начинают активно пользоваться общепринятыми словами -

названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и желтый, и зеленый предмет).

     Мир цвета сказочен не только для ребёнка. Когда погружаешься в разработку новой игры, сам попадаешь в мир сказки и фантазии, каждое уже завершенное пособие даёт толчок к изготовлению нового. Так хочется в наш компьютеризированный, технический век подарить детям весёлую, яркую, цветную мягкую сказку, сделанную с любовью и добротой собственными руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета"

Цель:- развитие восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта, путём активного использования органов чувств (зрения, слуха);- обогащение чувственного опыта детей в разных видах деятельности....

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета

В данной статье хочу поделиться опытом своей работы с детьми в развитии восприятия цвета....

Формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста через восприятие цвета

В данной статье говорится о формировании сенсорных способностях у детей раннего возраста через восприятие цвета. Представлена система работы по развитию восприятия цвета у детей в процессе различных в...

Сенсорное развитие детей раннего возраста через восприятие цвета

 Дети знакомится  с произведениями искусства – музыкой, живописью, с многообразием форм, красок, игрушек и предметов домашнего обихода. Каждый ребенок, даже без целенаправленного восп...

Сенсорное воспитание детей младшего возраста через восприятие цвета

Сенсорное воспитание детей младшего возрастачерез восприятие цвета...

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета.

Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребёнка процессов воспитания и получение представлений о предметах и явлениях окружающего мира....