Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета
статья (младшая группа) по теме

 Церюта Ольга Дмитриевна

 

В данной статье хочу поделиться опытом своей работы с детьми в развитии восприятия цвета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

Церюта О.Д.

Воспитатель МБДОУ д-с №52

Г. Таганрога

Цвета действуют на душу,

                  они могут вызывать чувства,

пробуждать эмоции, мысли.

И.В. Гете

В данной статье хочу поделиться опытом своей работы с детьми в развитии восприятия цвета. Основой данного опыта являются исследования Э.Г. Пилюгиной, Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер, Е.И. Тихеева, использую инновационные разработки Т.В. Савиной, И.А. Лыковой, педагогов дошкольного образования Л.А. Савеловой., А.В. Колисниченко, С.Ю. Кондратовой, Л.М. Кукасян.,

В организме человека существует система направленная на организацию восприятия окружающего мира, которую называют- сенсорной(чувственной). Перед сенсорным воспитанием в каждом возрасте ставятся свои задачи:

Младшие дошкольники должны научиться выделять цвет. Форму и величину, как признаки предметов. Накапливать представления об их разнообразии и об отношениях между  предметами по величине.

Старшие дошкольники овладевают знаниями о сенсорных эталонах, геометрических фигурах, накапливают сенсорный опыт. Пополняют словарный запас. С помощью этих достижений дошкольник активно осваивает окружающую действительность, в процессе чего формируется восприятие дошкольника.

Восприятие является ведущим процессом в формировании познавательной деятельности дошкольника. Сущность процесса заключается в том, что он обеспечивает первичную обработку информации полученной из внешнего мира, узнавание и различение свойств предметов, их особенностей и назначения. Этот процесс помогает отличать один предмет от других, выделять из ряда других похожих или не похожих на него.

Раскрывая данный вопрос надо отметить, что успешное обучение в начальных классах школы зависит от уровня развития процесса восприятия. Развивая восприятие дошкольника, педагог способствует овладению ребенком перцептивными действиями (обследованию предмета, вычленению характерных свойств) и создает условия для формирования мышления. В свою очередь мышление направлено на познание ребенком не внешних особенностей предметов, а внутренних связей между предметами и явлениями, установление причинно-следственных связей. Уровень сформированности мышления говорит о готовности ребенка к обучению в школе.

Акцентируя свою работу на развитии восприятия цвета у детей дошкольного возраста хочу отметить, что восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практическим путем, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой.

Планируя занятия по ознакомлению детей с цветом, я придерживаюсь принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение задачи. Сначала в определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенку не сложно обнаружить их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще и не владеть восприятием цвета, не знать, что цвета одинаковые или что они разные.

Когда ребенок научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путем наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора по образцу (к настоящему восприятию цвета), а затем к обучению его названиям цветов. На основе восприятия цвета формируются и соответствующие представления о нем. Благодаря этому дети могут не только применять цвет в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать его как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).

Особенно важна цветовая характеристика дидактического материала. Цвет характеризуется двумя измерениями: светлотой и чистотой. Он может быть темным или светлым (хотя это один и тот же цвет). Вторым измерением цвета является его чистота, которая зависит от примеси серого цвета. Работу над оттенками цветов, по мнению многих авторов, целесообразно проводить с 4-х лет, поскольку с этого возраста ребенок способен воспринимать цветовые качества (насыщенность, светлота, чистота).

Подбирая дидактический материал, необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то одинаково насыщенным, ярким должен быть и оранжевый, и желтый, и синий, и фиолетовый. В противном случае, ребенок с нарушением цветового зрения может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность. Тогда светло-красный и светло-зеленый предметы он отнесет к одной группе, а темно-красный объединит с темно-синим или темно-зеленым.

Все занятия провожу в игровой форме, с использованием подвижных игр, пальчиковой, фонематической гимнастики, русских народных потешек. От простых игровых сюжетов на ранних стадиях обучения постепенно перехожу к более развернутым.

Занятия я начинаю с различения двух цветов – красного и зеленого. Учитывая разную степень подготовки детей, взаимодействие выстраиваю так, в начале помогаю находить предметы по образцу, предъявленному воспитателем, или по такому же предмету. Это небольшой комплекс занятий под названием «Разноцветный сад» уже в начале адаптационного периода помогает развлечь и организовать детей. Занятие провожу по подгруппам.  Ведущая роль отводится взрослому, но и ребенок принимает активное участие в деятельности. Перед ребенком предметы одной формы и одного размера (например, яблоки на дереве в саду у воспитателя у детей в коробке) отличающиеся только цветом (красные и зеленые). У взрослого в руке образец – яблоко (например, красное). Непосредственно прикладывая образец к яблокам на столе, обращаю внимание ребенка на сходство предметов с образцом или отличие. Используем слова «такой», «не такой». Цвет не называем!

По такому образцу проводила целый ряд занятий. Например: «Уточки и рыбки», «Игра с цветными палочками», «Покажи шарики с цветными платочками», «Яблочки и листочки – по местам!».

Убедившись, что большинство ребят может узнавать цвет по образцу и действовать с ним, переходила к более сложному приему – показу предмета с названием цвета, однако первый прием (показ по образцу) продолжала использовать. Знакомила детей с названием цвета в следующем порядке: красный-зеленый, зеленый-желтый, желтый-синий. Всегда брала предметы двух цветов, чтобы дети могли выбрать нужный цвет путем сравнения и прикладывания одного предмета к другому.

Далее игры-занятия становятся разнообразнее, в них включается дидактический материал с усложнением. Таков цикл игр-занятий «Веселые подружки».

Здесь предполагается ориентировка на четыре цвета в разном их сочетании: парами, по три и все четыре в зависимости от подгруппы детей и степени подготовки детей. В этом цикле занятий малыши учатся первым элементам сюжетной игры, использованию предметов заместителей.

Сюжеты цикла знакомы ребятам. На закрепление сенсорного опыта понадобится 3-4 занятия, но с разными дидактическими материалами.

После цикла игр-занятий с куклами переходим к дидактическим играм, выполненным в цветовой гамме радуги. Комплекс игр-занятий «Мы едем, едем, едем» включает в себя группирование однородных и соотношение разнородных предметов, закрепление представлений о форме и величине предметов.

Все виды работ по формированию представлений о цвете использую как на специально организованных занятиях, так и в других видах деятельности: изобразительной, конструктивной, сюжетных играх, в играх на развитие мелкой моторики.

Мир цвета сказочен и прекрасен. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием красок, поэтому развитие восприятия цвета является основой сенсорного развития чувственного опыта детей.

Литература

  1. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, Цвет, звук – Ярославль. : Академия развития, 1997. – 240 с.
  2. Венгер, Л. А .Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М. : Просвещение, 1988. – 144 с.
  3. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста.– М. : Просвещение, 1996. – 112 с.
  4. Самые маленькие в детском саду. ( из опыта работы московских педагогов)/Авт. Сост. В. Сомникова. – М. : Линка Пресс, 2005. – 136 с.
  5. Фомина, Л. В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте 4(5)-6 лет. – М. : ТЦ « Сфера», 2001. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета"

Цель:- развитие восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта, путём активного использования органов чувств (зрения, слуха);- обогащение чувственного опыта детей в разных видах деятельности....

Формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста через восприятие цвета

В данной статье говорится о формировании сенсорных способностях у детей раннего возраста через восприятие цвета. Представлена система работы по развитию восприятия цвета у детей в процессе различных в...

Сенсорное развитие детей раннего возраста через восприятие цвета

 Дети знакомится  с произведениями искусства – музыкой, живописью, с многообразием форм, красок, игрушек и предметов домашнего обихода. Каждый ребенок, даже без целенаправленного восп...

Сенсорное воспитание детей младшего возраста через восприятие цвета

Сенсорное воспитание детей младшего возрастачерез восприятие цвета...

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета.

Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребёнка процессов воспитания и получение представлений о предметах и явлениях окружающего мира....

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

   Сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также ...