Сенсорное развитие детей раннего возраста через восприятие цвета
статья на тему

Иванчикова Ирина Сергеевна

   Дети знакомится  с произведениями искусства – музыкой, живописью, с многообразием форм, красок, игрушек и предметов домашнего обихода. Каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей раннего возраста через восприятие цвета

   В каждом возрасте надо обращать внимание на развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.

   В два года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Сенсорный опыт служит источником познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. детей окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами.

   Дети знакомится  с произведениями искусства – музыкой, живописью, с многообразием форм, красок, игрушек и предметов домашнего обихода. Каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

Приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

  Одно из направлений сенсорного воспитания – это восприятие цвета у ребенка. Ознакомление с этим свойством составляет основное содержание сенсорного воспитания, наряду с формой и величиной. Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, опирается только на зрительные ощущения и восприятие. В связи с этим усвоение сенсорных эталонов цвета происходит медленнее и сложнее.

Необходимым условием для ознакомления детей с цветом является в первую очередь организация сенсорного уголка в группе, оформление окружения ребенка в эстетическом цветовом решении.

   Сенсорный уголок включает в себя различные дидактические игры по цвету, вкладыши, картинки, картотеки игр, цветные предметы, мешочки и т.д.

В работе с детьми необходимо широко использовать:

 -  наглядные методы – наблюдения в природе и окружающем мире, рассматривание картин и игрушек и др.;

-  практические методы – исследовательская деятельность, использование дидактических игр;

-  словесные методы – рассказ воспитателя, беседы, художественное слово и др.

Более полно раскрыть цветоощущение детям помогают дидактические игры.    Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Темпы овладения этими умениями неодинаковы: узнавать предметы и действовать с ними дети начинают быстрее, чем называть их. Деятельность их на первых порах выражается не в произнесении слов-названий, а в жестах и движениях, они показывают предмет, приносят его по просьбе взрослого. Следовательно, от одного занятия к другому усложняются и требования воспитателя к детям: необходимо уже правильно называть предметы и вещи, действовать с ними в соответствии с их качествами. Постепенно у детей развиваются восприятие, речь, накапливаются знания об окружающем.

   Цель таких игр: научить ребенка различать предметы по цвету путем сравнения однородных и разных по цвету предметов. Для этого можно использовать такие практические действия как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку. После освоения практических действий у детей формируются эталоны – образцы основных цветов, с которыми они сопоставляют окружающие предметы. На основе практических действий по различению цвета и системы цветовых эталонов ребенок учится определять цвет предмета «в уме», т.е. мысленно, не прибегая к практическим действиям – тогда происходит мгновенное различение цвета. Использование дидактических игр важно еще и потому, что организация сенсорного опыта детей на занятиях является хотя и существенной, но лишь одной из многих задач. Игры необходимо проводить в последовательности, соответствующей возрастным особенностям малышей.

  Работу необходимо строить поэтапно.

На первом этапе это игры на ознакомление ребенка с одним, двумя основными цветами. Второй этап: соотнесение и выбор по образцу.

Третий этап работы: группировка по основным признакам.

 Заключительный этап: называние цвета ребенком. Работа по ознакомлению ребенка с цветом проводится на специально организованных занятиях. Это познавательные занятия, занятия по изобразительной деятельности, развитию речи, конструированию, лепке, аппликации. Также эта работа проводится и вне занятий, как индивидуальная или самостоятельная деятельность детей. В повседневной жизни необходимо обращать внимание детей на цвет одежды, цвет в групповых помещениях, цвет на прогулке. Особая роль в формировании представлений детей о цвете принадлежит наблюдениям в природе. Природа является важным помощником в развитии у детей цветового восприятия. Ее многоцветие радует нас во все времена года.

 На прогулках организуются наблюдения за небом, солнцем, радугой, растениями, животными и т.д., отмечается с детьми цвет объектов.

Осенью проводятся наблюдения за удивительной игрой красок на уже начинающих меняться деревьях.

Зимой – рисование гуашью на снегу.

 Весной наблюдение за травой и листьями.

Летом – за цветущими растениями и т.д.

Любые прогулки с детьми на природе имеют не только познавательное значение, но и способствуют эстетическому восприятию.

Систематическая и планомерная работа по данной проблеме эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов. У детей появляется интерес к цветовой стороне окружающей жизни, начинает проявляться предпочтение к определенному цвету, расширяется кругозор.

Таким образом, системная работа по данному направлению дает определенные результаты в области познания детьми цвета, что в свою очередь, положительно влияет на всестороннее развитие детей и упорядочивает хаотичные представления, полученные ими при взаимодействии с внешним миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета"

Цель:- развитие восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта, путём активного использования органов чувств (зрения, слуха);- обогащение чувственного опыта детей в разных видах деятельности....

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета

В данной статье хочу поделиться опытом своей работы с детьми в развитии восприятия цвета....

Формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста через восприятие цвета

В данной статье говорится о формировании сенсорных способностях у детей раннего возраста через восприятие цвета. Представлена система работы по развитию восприятия цвета у детей в процессе различных в...

Сенсорное развитие детей раннего возраста, через игры на восприятие цвета

Во все времена, сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в...

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета.

Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребёнка процессов воспитания и получение представлений о предметах и явлениях окружающего мира....

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

   Сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также ...