Рабочая программа дополнительного образования «Ментальная арифметика»
рабочая программа по математике (старшая группа)

Арифулина Анна Николаевна

Рабочая программа дополнительного образования «Ментальная арифметика»

 

Цель: обучение технике устного счета на абакусе.

 Задачи образовательной программы:

· развитие концентрации внимания и скорости реагирования на поставленную задачу, а также способность включать в работу целый ряд познавательных процессов и ресурсов при построении знаковых систем;  увеличение объёма долговременной и визуальной памяти;

·  развитие образного мышления;

·  развитие логического мышления

·  формирование вычислительных навыков;

·  развитие воображения, творческого мышления;

·   развитие чувства собственного достоинства у ребенка по мере освоения техники ментального счета;

· воспитание чувства ответственности и уверенности в своих силах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mentalnaya_arifmetika_-_kopiya.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа дополнительного образования «Ментальная арифметика»

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

Программа «Ментальная арифметика» для детей 5-7 лет МАДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155 Министерства образования Российской Федерации.

Цель: обучение технике устного счета на абакусе.

 Задачи образовательной программы:

 развитие концентрации внимания и скорости реагирования на поставленную задачу, а также способность включать в работу целый ряд познавательных процессов и ресурсов при построении знаковых систем;  увеличение объёма долговременной и визуальной памяти;

  развитие образного мышления;

  развитие логического мышления

  формирование вычислительных навыков;

  развитие воображения, творческого мышления;

   развитие чувства собственного достоинства у ребенка по мере освоения техники ментального счета;

 воспитание чувства ответственности и уверенности в своих силах.

Основные принципы

- Системность .Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.

- Комплексность. Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям

 Программа обучения  строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.

-  Постепенность. Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

- Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.

-  Индивидуализация темпа работы. Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.

-   Повторяемость. Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.

- Взаимодействия. Совместное взаимодействие педагога, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка. Повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей. Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

Значимые характеристики

Старший дошкольный возраст играет очень важную роль в формировании будущей личности. Ребёнком движет потребность быть лидером и быть признанным сверстниками, стремление быть первым, лучшим и в то же время действовать по правилам, в соответствии с нравственно-этическими нормами. В возрасте 5–6 лет ребёнок может управлять своими эмоциями с помощью слов. Возрастает потребность в уважении и признании взрослого. Появляется высшая форма общения со взрослым – внеситуативно-личностная.

В старшем дошкольном возрасте ребёнку всё чаще приходится решать более сложные и разнообразные задачи, требующие от него выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Теперь при установлении причины какого-то явления дети учитывают не только бросающиеся в глаза особенности предметов, но и их менее заметные свойства, существенные или несущественные. Дети часто рассуждают вслух, приводят свои аргументы, доводы, сами себя поправляют. Мышлению присуща конкретная образность. Умозаключения часто бывают нелогичны, на взгляд взрослого, так как ребёнок может их делать, основываясь на несущественных признаках предмета или явления.

Ожидаемые результаты 1-го модуля обучения:

Ребенок знает понятия: цифра, число, сложение, вычитание.

  Ребенок умеет работать на абакусе считая  двумя руками одновременно.  

Освоил прием ментального счета

  Знает арифметические знаки (числа от 1 до 19 и больше, знак «+», «-»)

  Умеет совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»)

Ожидаемые результаты 2-го модуля обучения:

  Знает арифметические знаки (числа от 1 до 100 и больше, знак «+», «-»)

   Умеет совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»):  цепочка однозначных чисел; цепочка двухзначных чисел.

  Имеет достаточную скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий: на счётах «Абакус», при ментальном счете (скорость, кол-во чисел)

Ожидаемые результаты 3-го модуля обучения:

 Умеет совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»):  цепочка однозначных чисел; цепочка двухзначных чисел; цепочкатрёхзначных чисел.

Может считать примеры на сложение и вычитание, состоящие из цепочки от 10 чисел (состоящих из 1, 2, 3 цифр)

  Умеет одновременно выполнять математические действия и другие действия (н-р: рассказывать стихотворение, играть на музыкальном инструменте, петь и т.д.)

II. Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности

            Ребенок, познакомившись с цифрами от 1 до 10, начинает использовать Абакус для простых арифметических упражнений. В процессе выполнения арифметических действий ребёнок передвигает деревянные косточки одновременно большим и указательным пальцами обеих рук, что способствует гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга. При этом ребенок учится представлять числа и математические действия в виде определенного положения косточек на спицах Абакуса. Со временем постепенно ослабляется привязка ребёнка к счётам и стимулируется его собственное воображение, благодаря чему уже через несколько занятий он сможет производить простейшие расчеты в уме, лишь представляя Абакус перед собой и мысленно совершая движения косточками (работа с воображаемыми счётами). Таким образом, первоначально, дети учатся производить арифметические операции на уровне физических ощущений: пальчиками (тактильная память), передвигая косточками на счётах. В это же время они учатся представлять счёты в уме, как картинку (образная память), и начинают решать задачи, складывая не цифры, а образы-картинки. При работе на счётах (сначала настоящих, потом воображаемых) действуют сразу несколько видов восприятия по ведущему анализатору: зрительное, звуковое, тактильное. Края косточек заострены, что позволяет развивать мелкую моторику ребёнка. Практика свидетельствует о том, что у многих детей результатом обучения является не только отточенный вычислительный навык, но и улучшаются концентрация внимания, объем памяти, развивается образное мышление, воображение и наблюдательность, совершенствуются умения анализировать и обобщать. Немаловажный фактор эффективности программы в том, что в процессе обучения ребенок почти всегда переживает ситуацию успеха, что является положительным подкреплением. Ребёнок быстро получает ответ, видит непосредственный результат, всё это создает ощущение широких возможностей и уверенность в себе. Дошкольник становится менее зависимым от педагога.

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы

Реализация программы проходит в совместной деятельности педагога и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс проходит ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании подгрупповой и индивидуальной работы с детьми и использованием приемов поддержки детской инициативы. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия. В содержание занятий включена постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность, разминка, лого ритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, беседы, работа в тетрадях, квест технологии, работа у доски, работа на компьютерах, математические игры, работа по развитию мелкой моторики, в конце второй неделе просмотр мультфильмов с развивающим сюжетом и другие различные способы работы с наглядностью. Так же особое внимание уделяется на совместные проекты и деятельность с родителями.

2.3. Особенности образовательной деятельности

Организация дополнительного образования в детском саду осуществляется в форме кружка. Продолжительность занятий  25 минут 1 раз в неделю подгруппой детей не более 8 человек.

2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы.

Использование современных педагогических технологий: моделирование, ИКТ-технологии.

Активизация детей: создание проблемных ситуаций,  создание ситуации выбора, проведение различных видов игр. Особая роль в развитии активности детей отводится разным видам игр (познавательно-дидактическим, подвижным), которые имеют познавательную направленность.

2.5. Взаимодействие с семьями

Месяц        

Повышение культуры родителей

Привлечение родителей к участию в образовательном процессе

Февраль

Мастер – класс «Считаем на абакусе»

Март

Консультация родителей

Ежемесячно

Информирование родителей

Май

Открытый просмотр

III Организационный раздел.

3.1 Комплексно-тематическое планирование

1 модуль

Тема

Задачи

1.

Знакомство с ментальной арифметикой, Абакус и его конструкция . Знакомство с цифрами 1-4 на абакусе .

Познакомить детей с абакусом. Повторить смысл сложения и вычитания. Учить детей писать числа на абакусе.  Учить решать простые примеры на абакусе. Развить математические способности.

2.

Сложение на абакусе цифр 1-4. Ментальный счет.

Упражнять в счете  примеров на сложение на абакусе (1-4). Развить внимание, память. Познакомить с техникой ментального счета.

3.

Вычитание на абакусе цифр 1-4. Ментальный счет.

Упражнять в счете  примеров на вычитание на абакусе(1-4). Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров  ментально.

4.

Сложение и вычитание на абакусе цифр 1-4. Ментальный счет.

Упражнять в счете  примеров на сложение и  вычитание на абакусе(1-4). Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров  ментально.

5.

Изучение цифр 5-8 на абакусе. Ментальный счет.

Познакомить с цифрами 5-8 на абакусе. Закрепить счет до 8. Закрепить умение решать примеры на абакусе.Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров  ментально.

6.

Добавление и вычитание на абакусе цифр 5-8. Ментальный счет.

Упражнять в счете  примеров на сложение и  вычитание на абакусе(5-8). Закрепить счет до 8. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров  ментально.

7.

Изучение цифр 9-10 на абакусе. Ментальный счет.

Познакомить с цифрами 9 -10 на абакусе. Закрепить счет до 10. Закрепить умение решать примеры на   абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров  ментально.

8.

Повторение. Добавление и вычитание  пройденных цифр на абакусе. Ментальный счет.

Упражнять в счете  примеров на сложение и  вычитание на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров  ментально.

9.

Повторение. Набор цифр от 1 до 10 на абакусе. Определение чисел с абакуса. Ментальный счет.

Упражнять в счете  примеров на сложение и  вычитание на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров  ментально. Упражнять в определении чисел с абакуса .

10.

Простое сложение  и вычитание однозначных чисел. Ментальный счет.

Упражнять в счете  примеров на сложение и  вычитание на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров  ментально. Упражнять в определении чисел с абакуса .

11.

Изучение цифр 11-19 на абакусе. Ментальный счет.

Познакомить с цифрами 11 -19 на абакусе. Закрепить счет до 10. Закрепить умение решать примеры на   абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров  ментально.

12.

Набор цифр от 1 до 19 на абакусе. Определение чисел с абакуса. Ментальный счет.

Упражнять в счете  примеров на сложение и  вычитание на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров  ментально. Упражнять в определении чисел с абакуса .

3.2. Материально – техническая база

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Материалы, оборудование

Учебно-наглядное пособие

Информационные и технические средства обучения

Абакус (демонстрационный и для каждого ребенка), набор геометрических фигур и тел, набор счетных палочек, карточки с цифрами, линейки, карточки с изображением символов, обозначающих цвет, форму, размер; предметные картинки, мячи, счетный материал, часы

Таблицы для закрепления состава числа, числовой отрезок, флеш – карты,

Ноутбук, проектор, презентация «Состав числа», ЭОР «Генератор чисел»

3.3 Особенности организации предметно-пространственной среды

Деятельность проводится в специально оборудованном помещении группы «Лекотека», где имеется  мультимедийное оборудование и проектор. С целью математического развития детей дошкольного здесь размещены:

— игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности ;

— учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (абакус, модель числового ряда, обучающие книги);

— оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (календари, числовые оси, измерительные приборы).

Литература:

  1. Куралай Эрускызы Жунисбекова .Ментальная арифметика. Методическое пособие для преподавателей и родителей
  2. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика какнетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников. Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
  3. 4 Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016 №1. С. 44-53.