Рабочая программа к ДООП "Ментальная арифметика"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Зарбашева Светлана Владимировна

Рабочая программа к ДООП "Ментальная арифметика", старший дошкольный возраст

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 26 «Теремок» г. Назарово Красноярского края

             СОГЛАСОВАНО:

              Заведующий    МБДОУ

       ______________

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2021 – 2022 учебный год

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Ментальная арифметика»

Направленность программы: социально-гуманитарная

Уровень программы: стартовый.

Возраст обучающихся: дети 5-7 лет

Срок реализации программы: 1 год.

                       Составитель:

Зарбашева Светлана Владимировна

Воспитатель высшей квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

социально-гуманитарная

Уровень сложности программы

стартовый

Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеразвивающей программе: особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, юбилеям детского объединения, учреждения, реализация проектов).

Изменения содержания, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеразвивающей программы, обоснование изменений (причины замены тем)

нет

нет

Особенности организации образовательного процесса по дополнительной общеразвивающей программе с указанием:

  • количества учебных часов по дополнительной общеразвивающей программе;
  • количества учебных часов согласно расписанию;
  • информации об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов, модулей) с указанием причин и целесообразности изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы

36 часов

36 часов

нет

Цель рабочей программы на текущий учебный год для конкретной учебной группы

максимальное развитие интеллектуальных, творческих  и познавательных способностей детей, а также возможностей восприятия и обработки информации, через использование методики ментального счета.

Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы

Предметные задачи:

•Научить пользоваться счетами абакус, набору однозначных и двухзначных чисел на абакусе;

•Познакомить с понятиями: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.

•Научить распознавать изображение числа на счетах и  показывать их на счетах.

•Научить производить вычисления сложения и вычитания однозначных чисел на абакусе и ментально.

•Научить работать с флеш-картами и ментальной картой.

•Научить держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с ними по очереди.

•Научить перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Межпредметные задачи:

•Способствовать развитию  внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности, способности к визуализации;

•Способствовать развитию мелкой моторики детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;

•Способствовать расширение пассивного и активного словарного запаса и выражений.

Личностные задачи:

  •воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.

•воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.

•способствовать воспитанию желания и умения взаимодействовать со сверстниками, взрослыми;

•способствовать проявлению положительных качества личности;

Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа)

Количество академических часов в неделю

1(длительностью 25-30 минут).

В месяц 4 занятия.

Формы занятий (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий и их сочетание между собой)

Так дети дошкольного возраста, образовательный процесс проходит ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании подгрупповой и индивидуальной работы с детьми и использованием приемов поддержки детской инициативы. Обеспечивается участие ребѐнка во всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия. В содержание занятий включена постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогом, самостоятельная деятельность, разминка, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, беседы, работа в тетрадях, работа у доски, математические игры, работа по развитию мелкой моторики.

Планируемые результаты в текущем учебном году и форма проведения промежуточной и итоговой аттестации

Форма проведения промежуточной аттестации открытое занятие для родителей, форма итогового контроля предусматривает проведение итогового занятия, в мае (диагностика) результаты фиксируются в таблице на каждого ребёнка и пишется аналитическая справка.

Результаты.

Предметные:

•умеют пользоваться счетами абакус, освоил набор однозначных и двухзначных чисел на абакусе;

•распознают изображение числа на счетах и  показывает их на счетах.

•умеют производить вычисления сложения и вычитания однозначных чисел на абакусе.

•понимают понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.

•умеют работать с флеш-картами и ментальной картой.

•умеют держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с ними по очереди.

•дети могут  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Межпредметные:

•у детей развито  внимание, фотографическая память и оперативное  мышление, логика и воображение, слух и наблюдательность, способность к визуализации;

•у детей развита мелкая моторики детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;

• у детей расширен пассивный и активный словарный запас.

Личностные задачи:

•дети проявляют инициативность, самостоятельность и уверенность в себе.

•дети проявляют интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.

•дети умеет взаимодействовать со сверстниками, взрослыми;

•дети умеют проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях (радоваться успехам других, не огорчаться, если что-то не получилось, контролировать свои эмоции, доводить начатое до конца)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ментальная арифметика»

1 МОДУЛЬ

«Введение в ментальную арифметику» (12 часов)

Цель: ознакомление детей с понятием «ментальная арифметика».

Задачи: сформировать у детей понятие значения числа и цифры. Познакомить с  работой на счетах (абакусе): конструкция абакуса, правила передвижения бусинок, изображение и набор чисел на счетах.  Научить распознавать изображение числа на счетах (от 1 до 9) и  показывать их на счетах. Познакомить с флеш-картами и ментальной картой.

Фиксация результатов: анализ выполнения детьми заданий, отзывы родителей,  наблюдение, журнал посещаемости.

№ п/п

Месяц

число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел 1. Вводное занятие. Выявление уровня первичной подготовки детей

  1. 1

11

1

сентябрь

7

15.40-16.05

Занятие-знакомство

1

Вводное занятие

Изостудия

Наблюдение

Журнал посещаемости

14

15.40-16.05

Занятие

Матем. игры

1

Число и цифра

Изостудия

Наблюдение, опрос

Журнал посещаемости

Раздел 2. Знакомство с  «ментальной арифметикой»

21

15.40-16.05

Занятие-презентация, игра

1

Знакомство с ментальной арифметикой

изостудия

Наблюдение

журнал посещаемости.

28

15.40-16.05

Занятия-практикум

1

Знакомство с абакусом

изостудия

Наблюдение

журнал посещаемости.

22

октябрь

5

15.40-16.05

Занятие-игра, практикум

1

Изображение чисел 1-4 на абакусе

изостудия

Наблюдение

Журнал посещаемости

12

15.40-16.05

Занятие

практикум

1

Набор чисел 1-4 на абакусе

изостудия

Наблюдение, журнал посещаемости

19

15.40-16.05

Занятие-игра

1

Пятерка  старший брат, другой разряд – друзья

изостудия

Наблюдение, журнал посещаемости

26

15.40-16.05

Занятие-игра

1

Изображение чисел 5-9 на абакусе

изостудия

Наблюдение, журнал посещаемости

3

3

Ноябрь

2

15.40-16.05

Занятие-эксперимент

1

Набор чисел 5-9 на абакусе

изостудия

Наблюдение, журнал посещаемости

19

15.40-16.05

Занятие-игра

1

Знакомство с флеш-картами

изостудия

Наблюдение, журнал посещаемости

116

15.40-16.05

Занятие-практикум

1

Ментальная карта и как с ней работать

изостудия

Наблюдение, журнал посещаемости

223

15.40-16.05

Тестовые задания

1

Отображение чисел 1-9

изостудия

итоговое, журнал посещаемости

2 МОДУЛЬ

«Простой счет» (12 часов)

Цель: формирование у детей навыка ментального счета.

Задачи:  Познакомить с простыми операциями «простое сложение» и «простое вычитание» однозначных чисел на счетах без применения законов. Научить работать  на счѐтах – Абакусе (постановка пальцев, передвижение косточек, обнуление). Познакомить с  набором двузначных чисел на счетах без применения законов. Научить простому сложению и вычитанию (без применения законов) на счётах и ментальной карте. Научить выполнять  3 разовые операции с однозначным   числом.

Фиксация результатов: аналитическая справка, дипломы, готовые работы, наблюдения, журнал посещаемости.

Месяц

число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел.1 Операция «простое сложение» и «простое вычитание»  однозначных чисел на счетах и на ментальной карте

3

5

Декабрь

11,

8,

15,

22

15.40-16.05

Занятие-практикум

  4

Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, 4 +\- 5, когда не требуются правила).

изостудия

Наблюдение

Журнал посещаемости

Январь

12,19.26

15.40-16.05

Занятие-практикум

3   3

Простые операции: цепочечное сложение и вычитание  на флеш-картах и счетах

Изостудия

Наблюдение

Журнал посещаемости

РАЗДЕЛ 2. Набор двузначных чисел на счетах без применения законов

6

Февраль

4

12,9

8

15.40-16.10

Занятие -практикум

2

Знакомство с Двузначными числами

Журнал посещаемости Наблюдение

116

15.40-16.10

Занятие -практикум

1

Отображение двузначных чисел, набор чисел на счетах.

изостудия

Наблюдение

Журнал посещаемости

7

Март

4

12

15.40-16.05

Занятие -практикум

1

Повторение: отображение двузначных чисел, набор чисел на счетах.

изостудия

Журнал посещаемости Наблюдение

19

15.40-16.05

Тестовые задания

1

Отображение и набор однозначных и двузначных чисел.

изостудия

Журнал посещаемости, итоговое

Модуль 3

«Младшие товарищи» (метод «Помощь брата»)

Март

16

15.40-16.05

1

Состав числа 5.

Журнал посещаемости Наблюдение

23

30

15.40-16.05

2

Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4

Журнал посещаемости Наблюдение

8

Апрель

6

13

20

15.40-16.05

3

Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4

изостудия

Наблюдение

Журнал посещаемости

27

15.40-16.05

1

Вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формула вычитания чисел 1-4

изостудия

Наблюдение

9

Май

4

11

18

15.40-16.05

3

Вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4

изостудия

Наблюдение

Журнал посещаемости

225

15.40-16.10

Тестовые задания

Решение примеров с применением известных правил

изостудия

Итоговое занятие

ПЕРЕЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА ТЕКУЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД

(перечень творческих заданий, игр; тем проектов, исследований, сочинений, наблюдений; репертуарные планы)

№ п/п

Наименование элементов перечня

1

Тестовые задания по 1  модулю «Введение в ментальную арифметику»        по теме  «Отображение чисел 1-9» 

2

Тестовые задания по 2 модулю «Простой счет»  по теме  «Отображение и набор однозначных и двузначных чисел»

3

Тестовые задания по 3 модулю «Младшие товарищи» (метод «Помощь брата») по теме «Решение примеров с применением известных правил»


Список литературы.

1. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.

2.Ментальная арифметика. Изучение арифметики с помощью абакуса.                     Д. Вендланд  (часть1)

3. Ментальная арифметика. Изучение арифметики с помощью абакуса.                     Д. Вендланд  (часть 2)

4. Никифорова О.К. Учимся думать, играя. Задание упражнение по развитию логического мышления / Издательство «Учитель», Волгоград 2016 г. – 79 с.

5.  http://www.menar.ru.com/indexru.html 

6. http://www.youtube.com/watch?v=9gBAJVNYiNw

7. https://www.momentalno.online (Онлайн-тренажер «Абакус»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования «Ментальная арифметика»

Рабочая программа дополнительного образования «Ментальная арифметика» Цель: обучение технике устного счета на абакусе. Задачи образовательной программы:· развитие концентр...

Программа по ментальной арифметике для детей 6-7 лет

Содержание дополнительной программы по ментальной арифметике заключается в использовании новых форм обучения устному счёту, с помощью специальных счет – абакус. Считается, что каждое из полушари...

Рабочая программа по ментальной арифметике 5-7 лет

Ментальная арифметика для детей 5-7 лет...

Рабочая программа кружка "Ментальная арифметика"

Рабочая программа кружка "Ментальная арифметика"...

Рабочая программа "Ментальная арифметика" для детей 5-7 лет

Данная программа является адаптированной для детей 5-7-летнего возраста независимо от наличия у них специальных навыков. Ведущая идея данной программы – развитие способностей, творческого поте...

Рабочая программа дополнительного образования в старшей группе "Ментальная арифметика"

Цель данной Программы - развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе....

Рабочая программа по дополнительной услуге "Ментальная арифметика"

Представлена программа для работы с детьми ОВЗ...