Рабочая программа к ДООП "Ментальная арифметика"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа к ДООП "Ментальная арифметика", старший дошкольный возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа к ДООП "Ментальная арифметика" | 44.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 26 «Теремок» г. Назарово Красноярского края
СОГЛАСОВАНО: Заведующий МБДОУ ______________ | |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2021 – 2022 учебный год
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Ментальная арифметика»
Направленность программы: социально-гуманитарная
Уровень программы: стартовый.
Возраст обучающихся: дети 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Составитель:
Зарбашева Светлана Владимировна
Воспитатель высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | социально-гуманитарная | |
Уровень сложности программы | стартовый | |
Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеразвивающей программе: особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, юбилеям детского объединения, учреждения, реализация проектов). Изменения содержания, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеразвивающей программы, обоснование изменений (причины замены тем) | нет нет | |
Особенности организации образовательного процесса по дополнительной общеразвивающей программе с указанием:
| 36 часов 36 часов нет | |
Цель рабочей программы на текущий учебный год для конкретной учебной группы | максимальное развитие интеллектуальных, творческих и познавательных способностей детей, а также возможностей восприятия и обработки информации, через использование методики ментального счета. | |
Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы | Предметные задачи: •Научить пользоваться счетами абакус, набору однозначных и двухзначных чисел на абакусе; •Познакомить с понятиями: цифра, число, разряд, сложение, вычитание. •Научить распознавать изображение числа на счетах и показывать их на счетах. •Научить производить вычисления сложения и вычитания однозначных чисел на абакусе и ментально. •Научить работать с флеш-картами и ментальной картой. •Научить держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с ними по очереди. •Научить перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Межпредметные задачи: •Способствовать развитию внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности, способности к визуализации; •Способствовать развитию мелкой моторики детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка; •Способствовать расширение пассивного и активного словарного запаса и выражений. Личностные задачи: •воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе. •воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике. •способствовать воспитанию желания и умения взаимодействовать со сверстниками, взрослыми; •способствовать проявлению положительных качества личности; | |
Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа) | Количество академических часов в неделю 1(длительностью 25-30 минут). В месяц 4 занятия. | |
Формы занятий (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий и их сочетание между собой) | Так дети дошкольного возраста, образовательный процесс проходит ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании подгрупповой и индивидуальной работы с детьми и использованием приемов поддержки детской инициативы. Обеспечивается участие ребѐнка во всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия. В содержание занятий включена постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогом, самостоятельная деятельность, разминка, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, беседы, работа в тетрадях, работа у доски, математические игры, работа по развитию мелкой моторики. | |
Планируемые результаты в текущем учебном году и форма проведения промежуточной и итоговой аттестации | Форма проведения промежуточной аттестации открытое занятие для родителей, форма итогового контроля предусматривает проведение итогового занятия, в мае (диагностика) результаты фиксируются в таблице на каждого ребёнка и пишется аналитическая справка. Результаты. Предметные: •умеют пользоваться счетами абакус, освоил набор однозначных и двухзначных чисел на абакусе; •распознают изображение числа на счетах и показывает их на счетах. •умеют производить вычисления сложения и вычитания однозначных чисел на абакусе. •понимают понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание. •умеют работать с флеш-картами и ментальной картой. •умеют держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с ними по очереди. •дети могут перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Межпредметные: •у детей развито внимание, фотографическая память и оперативное мышление, логика и воображение, слух и наблюдательность, способность к визуализации; •у детей развита мелкая моторики детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка; • у детей расширен пассивный и активный словарный запас. Личностные задачи: •дети проявляют инициативность, самостоятельность и уверенность в себе. •дети проявляют интерес к быстрому счету и ментальной арифметике. •дети умеет взаимодействовать со сверстниками, взрослыми; •дети умеют проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях (радоваться успехам других, не огорчаться, если что-то не получилось, контролировать свои эмоции, доводить начатое до конца) |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ментальная арифметика»
1 МОДУЛЬ
«Введение в ментальную арифметику» (12 часов)
Цель: ознакомление детей с понятием «ментальная арифметика».
Задачи: сформировать у детей понятие значения числа и цифры. Познакомить с работой на счетах (абакусе): конструкция абакуса, правила передвижения бусинок, изображение и набор чисел на счетах. Научить распознавать изображение числа на счетах (от 1 до 9) и показывать их на счетах. Познакомить с флеш-картами и ментальной картой.
Фиксация результатов: анализ выполнения детьми заданий, отзывы родителей, наблюдение, журнал посещаемости.
№ п/п | Месяц | число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | ||
Раздел 1. Вводное занятие. Выявление уровня первичной подготовки детей | ||||||||||
11 1 | сентябрь | 7 | 15.40-16.05 | Занятие-знакомство | 1 | Вводное занятие | Изостудия | Наблюдение Журнал посещаемости | ||
14 | 15.40-16.05 | Занятие Матем. игры | 1 | Число и цифра | Изостудия | Наблюдение, опрос Журнал посещаемости | ||||
Раздел 2. Знакомство с «ментальной арифметикой» | ||||||||||
21 | 15.40-16.05 | Занятие-презентация, игра | 1 | Знакомство с ментальной арифметикой | изостудия | Наблюдение журнал посещаемости. | ||||
28 | 15.40-16.05 | Занятия-практикум | 1 | Знакомство с абакусом | изостудия | Наблюдение журнал посещаемости. | ||||
22 | октябрь | 5 | 15.40-16.05 | Занятие-игра, практикум | 1 | Изображение чисел 1-4 на абакусе | изостудия | Наблюдение Журнал посещаемости | ||
12 | 15.40-16.05 | Занятие практикум | 1 | Набор чисел 1-4 на абакусе | изостудия | Наблюдение, журнал посещаемости | ||||
19 | 15.40-16.05 | Занятие-игра | 1 | Пятерка старший брат, другой разряд – друзья | изостудия | Наблюдение, журнал посещаемости | ||||
26 | 15.40-16.05 | Занятие-игра | 1 | Изображение чисел 5-9 на абакусе | изостудия | Наблюдение, журнал посещаемости |
3 3 | Ноябрь | 2 | 15.40-16.05 | Занятие-эксперимент | 1 | Набор чисел 5-9 на абакусе | изостудия | Наблюдение, журнал посещаемости |
19 | 15.40-16.05 | Занятие-игра | 1 | Знакомство с флеш-картами | изостудия | Наблюдение, журнал посещаемости | ||
116 | 15.40-16.05 | Занятие-практикум | 1 | Ментальная карта и как с ней работать | изостудия | Наблюдение, журнал посещаемости | ||
223 | 15.40-16.05 | Тестовые задания | 1 | Отображение чисел 1-9 | изостудия | итоговое, журнал посещаемости |
2 МОДУЛЬ
«Простой счет» (12 часов)
Цель: формирование у детей навыка ментального счета.
Задачи: Познакомить с простыми операциями «простое сложение» и «простое вычитание» однозначных чисел на счетах без применения законов. Научить работать на счѐтах – Абакусе (постановка пальцев, передвижение косточек, обнуление). Познакомить с набором двузначных чисел на счетах без применения законов. Научить простому сложению и вычитанию (без применения законов) на счётах и ментальной карте. Научить выполнять 3 разовые операции с однозначным числом.
Фиксация результатов: аналитическая справка, дипломы, готовые работы, наблюдения, журнал посещаемости.
№ | Месяц | число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
Раздел.1 Операция «простое сложение» и «простое вычитание» однозначных чисел на счетах и на ментальной карте | |||||||||
3 5 | Декабрь | 11, 8, 15, 22 | 15.40-16.05 | Занятие-практикум | 4 | Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, 4 +\- 5, когда не требуются правила). | изостудия | Наблюдение Журнал посещаемости | |
Январь 12,19.26 | 15.40-16.05 | Занятие-практикум | 3 3 | Простые операции: цепочечное сложение и вычитание на флеш-картах и счетах | Изостудия | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
РАЗДЕЛ 2. Набор двузначных чисел на счетах без применения законов | |||||||||
6 | Февраль | 4 12,9 8 | 15.40-16.10 | Занятие -практикум | 2 | Знакомство с Двузначными числами | Журнал посещаемости Наблюдение | ||
116 | 15.40-16.10 | Занятие -практикум | 1 | Отображение двузначных чисел, набор чисел на счетах. | изостудия | Наблюдение Журнал посещаемости | |||
7 | Март | 4 12 | 15.40-16.05 | Занятие -практикум | 1 | Повторение: отображение двузначных чисел, набор чисел на счетах. | изостудия | Журнал посещаемости Наблюдение | |
19 | 15.40-16.05 | Тестовые задания | 1 | Отображение и набор однозначных и двузначных чисел. | изостудия | Журнал посещаемости, итоговое | |||
Модуль 3 «Младшие товарищи» (метод «Помощь брата») | |||||||||
Март | 16 | 15.40-16.05 | 1 | Состав числа 5. | Журнал посещаемости Наблюдение | ||||
23 30 | 15.40-16.05 | 2 | Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4 | Журнал посещаемости Наблюдение | |||||
8 | Апрель | 6 13 20 | 15.40-16.05 | 3 | Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4 | изостудия | Наблюдение Журнал посещаемости | ||
27 | 15.40-16.05 | 1 | Вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формула вычитания чисел 1-4 | изостудия | Наблюдение | ||||
9 | Май | 4 11 18 | 15.40-16.05 | 3 | Вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4 | изостудия | Наблюдение Журнал посещаемости | ||
225 | 15.40-16.10 | Тестовые задания | Решение примеров с применением известных правил | изостудия | Итоговое занятие |
ПЕРЕЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА ТЕКУЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД
(перечень творческих заданий, игр; тем проектов, исследований, сочинений, наблюдений; репертуарные планы)
№ п/п | Наименование элементов перечня |
1 | Тестовые задания по 1 модулю «Введение в ментальную арифметику» по теме «Отображение чисел 1-9» |
2 | Тестовые задания по 2 модулю «Простой счет» по теме «Отображение и набор однозначных и двузначных чисел» |
3 | Тестовые задания по 3 модулю «Младшие товарищи» (метод «Помощь брата») по теме «Решение примеров с применением известных правил» |
Список литературы.
1. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
2.Ментальная арифметика. Изучение арифметики с помощью абакуса. Д. Вендланд (часть1)
3. Ментальная арифметика. Изучение арифметики с помощью абакуса. Д. Вендланд (часть 2)
4. Никифорова О.К. Учимся думать, играя. Задание упражнение по развитию логического мышления / Издательство «Учитель», Волгоград 2016 г. – 79 с.
5. http://www.menar.ru.com/indexru.html
6. http://www.youtube.com/watch?v=9gBAJVNYiNw
7. https://www.momentalno.online (Онлайн-тренажер «Абакус»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования «Ментальная арифметика»
Рабочая программа дополнительного образования «Ментальная арифметика» Цель: обучение технике устного счета на абакусе. Задачи образовательной программы:· развитие концентр...
Программа по ментальной арифметике для детей 6-7 лет
Содержание дополнительной программы по ментальной арифметике заключается в использовании новых форм обучения устному счёту, с помощью специальных счет – абакус. Считается, что каждое из полушари...
Рабочая программа по ментальной арифметике 5-7 лет
Ментальная арифметика для детей 5-7 лет...
Рабочая программа кружка "Ментальная арифметика"
Рабочая программа кружка "Ментальная арифметика"...
Рабочая программа "Ментальная арифметика" для детей 5-7 лет
Данная программа является адаптированной для детей 5-7-летнего возраста независимо от наличия у них специальных навыков. Ведущая идея данной программы – развитие способностей, творческого поте...
Рабочая программа дополнительного образования в старшей группе "Ментальная арифметика"
Цель данной Программы - развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе....
Рабочая программа по дополнительной услуге "Ментальная арифметика"
Представлена программа для работы с детьми ОВЗ...