Проект " Занимательная математика"
проект по математике (подготовительная группа)

Хохлова (Непомнящая) Ирина Владимировна

Проект "Занимательная математика" (развитие матиматических представлений через игровые технологии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zanimatelnaya_matematika.docx38.27 КБ

Предварительный просмотр:

Проект
«Занимательная  математика».

                                                             

Актуальность темы

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ещё Ломоносов говорил, что математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. А один из крупнейших педагогов-гуманистов Иоганн Генрих Песталоцци считал, что счёт и вычисления — основа порядка в голове.

Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно это и помогает в дальнейшем обучении в школе.

Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений максимально эффективной, помочь ребёнку усвоить наибольший  доступный для него объём знаний на каждом возрастном этапе.

Цель проекта: создание  условий для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечение успешного  развития способностей и мышления детей.

Задачи проекта

Образовательные

Развивать познавательный  интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста;

расширять и систематизировать знания детей по ФЭМП.

Развивающие

Формировать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в игры;

способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления).

Воспитательные

Формировать у детей интерес к интеллектуальной деятельности;

• формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

     Чтобы математика вошла в жизнь дошкольников,  как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира,  я решила использовать наряду с традиционными,  нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности. Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным.

Что делает занятия по математике эффективными?

  • Нетрадиционная форма.
  • Учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.
  • Задания развивающего, проблемно-поискового характера.
  • Игровая мотивация.
  • Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой.
  • Интеграция разных видов деятельности (игровой, музыкальной,
  • двигательной, изобразительной, конструктивной и др.)
  • на основе математического содержания.
  • Чередование видов деятельности.

В своей работе с детьми я использовала:

Занятия-соревнования. Выстраиваем  на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.  Предполагается разделение детей на 2 подгруппы и проводим как математические викторины, КВН.

Театрализованые занятия. 

Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию. Например, я говорю детям: «Представьте, что вы очутились в лесу, на опушке леса стоит теремок, а вы лесные звери. В какого зверя вы превратитесь? (дети  надевают маски). Посчитайте, сколько зверей сегодня на лесной опушке». Персонажей сказки  может быть разное количество 7,8,10.  

К традиционным  героям сказки добавляются рысь, кабан, лось. Дети в лицах разыгрывают фрагмент, отвечая на вопросы «Который по счету заяц, медведь, кабан». Затем  выполняют следующие задания - пересчитывают всех  зверей по порядку (прямой и обратный счет); затем считают от первого до шестого, от второго до седьмого, от третьего до восьмого, от четвертого до десятого. Отвечают на вопросы:

« Назовите  соседей каждого персонажа»

Математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развертывание. Например, чтобы войти в волшебную дверь, необходимо отыскать ключ с таким же сечением, как и отверстие замка; чтобы найти необходимый по сюжету предмет, нужно отмерить определенное количество шагов или мерок в ту или другую сторону; чтобы добраться до замка Кощея Бессмертного, необходимо правильно «прочесть» письмо, в котором представлен план пути, и т.д.

 «Математические сказки».

«Поможем Золушке»

«Путешествие по сказкам Чуковского»

«Гуси – лебеди» и др.

Например, занятие «Гуси – лебеди» . В его основу положен сюжет знакомой русской народной сказки. Когда гуси лебеди похищают маленького братца, сестра понимает, что одной ей не справиться в поисках. И ребята помогаютей выполнить задания от «печки матушки», яблоньки и речки. На  протяжении 25 минут дети, помогая сказочному персонажу, составляют задачи, считают, сравнивают числа, решают разного рода логические головоломки.

Занятие «Путешествие по сказкам Чуковского»

Здесь дети сначала помогают Айболиту вылечить животных, отсчитывая нужное количество витаминок, помогают Федоре починить посуду, подбирая нужной формы заплатки. Используя макеты телефонов,  набирают нужный номер (вспоминая цифры).

Аналогично можно придумать другие задания для сказочных персонажей или от их имени.

Дети обычно с большим интересом включаются в работу и с удовольствием помогают сказочным персонажам справиться с заданием.

 На  занятиях  широко использую разного рода речевой материал – стихи, считалки, загадки, задачки в стихотворной форме, которые помогают оживить занятие, наполнить его эмоциональным содержанием.

Экспериментирование и опыты. Одним из современных методов обучения математике являются элементарные опыты. Детям предлагается, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар), чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу), чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.

Занятия типа «Следствие ведут знатоки». 

Даю задание по работе со схемой, ориентировке по схеме с детективной сюжетной линией.

Например,

        В чаще леса густой,  под зеленым листком

        Жил трудяга лесной добрый маленький гном.

        Под землею он днем  самоцветы искал,

        Золотые монеты  везде добывал.

        Знают все, что сундук  полный золотом был.

        Но никому не известно, где его он зарыл.

        Нам зеленый листок  может путь указать.

        А сундук тот с добром  лишь самим отыскать.

        Если смелые вы, если знаний полны,

        Предлагаю сундук  нам всем вместе найти.

- Вы согласны? Вы действительно смелые и полны знаний?  Вас можно назвать знатоками? Тогда мы начинаем наше следствие.

- Вот тот листок, под которым жил гном. Интересно чем он сможет нам помочь?

- Нам нужно соединить точки-цифры по порядку от меньшего к большему. И мы узнаем, что здесь нарисовано, где кроется подсказка.

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении мы использовали инновационные педагогические технологии, одним из которых является моделирование.

     Моделирование - наглядно-практический прием, включающий создание моделей. Использовали модели при формировании временных представлений (модель частей суток, недели, года, календарь); пространственных представлений (например, модели геометрических фигур и т. д.) 

Лепка цифр

Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина и ее украшение. Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Его лучше включать в конце занятия, поскольку он может затянуться по времени.

Для  создания интереса  к обучению математике широко использовали обучающие программы, мультимедийные презентации, которые активизирует познавательную деятельность детей, повышает их мотивацию, совершенствует формы и методы организации математических занятий. В мультимедийные презентации включаю  игровые задания, которые дети последовательно выполняют, например … (слайд)

Большое оживление в работу вносили с помощью занимательных задач, "замысловатых" вопросов, загадок, стихотворений, считалок, веселых картинок математической направленности. Такие приемы позволяют разнообразить ООД, снять утомление, а самое главное при этом дети узнают что-то новое, задумываются, учатся сравнивать, обобщать, делать умозаключения.

    Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, названии множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Все дидактические игры я разделила для себя на несколько групп:

  • Игры с цифрами и числами.
  • Игры путешествие во времени.
  • Игры на ориентировке в пространстве.
  • Игры с геометрическими фигурами.
  • Игры на логическое мышление.

Во время занятий с дошкольниками я  использовала различные игры (с предметами, динамические и др.), литературный материал. Только тогда занятие пройдет увлекательно и велика вероятность того, что дети поймут и запомнят новый материал. Так как я работаю в логопедической группе, в работе с детьми часто использую игры с прищепками. Эти игры позволяют не только закрепить математические знания, но и развивают мелкую моторику рук, что немаловажно для развития речи детей. С этой же целью использовали игры - шнуровки «Прикрепи столько предметов, какую цифру видишь».

 Такие игры стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Кроме того, из них можно сделать какой-либо предмет: цветок, елочку, ежика, солнышко и т.д.

Вот какие игры мы используем в первой группе:

Закрепить знание смежных чисел к названному числу «до» и «после» можно в дидактической игре  «Помоги цыпленку отыскать своих друзей – соседей», «Найди пропущенное число». Умение продолжать счет — количественный и порядковый — можно в словесной игре «Считай дальше», а закрепить навыки количественного счета можно в игре «Посади бабочку на нужный цветок». Дети считают количество кружочков на крылышках бабочек и находят цветок с нужным числом. Можно разнообразить ход игры, дать задание прикрепить бабочку к нужному цветку таким же количеством скрепок или прищепок. С этой же целью мы используем игры «Автобус» и «Помоги пчелке отыскать нужный бочонок с медом». В игре «Автобус» дети считают количество пассажиров, едущих в автобусе, находят сбоку нужное число из 3 вариантов и прикрепляют к нему прищепку, а во второй игре наоборот, дети по цифре , которая есть у пчелки ищут бочонок с нужным количеством точек .

.При формировании представлений о промежутке времени как « неделя» использовали такие игры, как «Живая неделя». Все дети берут цифры от 1 до 7. Под звук бубна или колокольчика дети гуляют по группе. По сигналу «По порядку -  стройся!» дети выстраиваются по порядку. Затем дети называют свой день недели. Каждому дню недели дается какое – то задание: подпрыгнуть 5 раз, присесть, сделать налево(направо) какое-то количество шагов и т. д. Одновременно решали и другие задачи: закрепляли счет в пределах 10, упражнялись в определении направления.

    Одной из наиболее эффективных игр, направленных на развитие зрительно-пространственной ориентировки на микроплоскости и активизацию соответствующей терминологии в речи детей является игра «9 клеток». Сначала даем название каждой клеточке, в зависимости от того, где она располагается относительно листа: в середине, в середине вверху ,внизу), в середине справа (слева), в правом (левом) нижнем углу, в правом (левом) верхнем углу. Далее по словесной инструкции ребенок самостоятельно располагает фигуры, предметы в 9 клетках, например: в правый верхний угол положите квадрат, с правой стороны в середину – треугольник. Располагая фигуры, ребенок словесно обозначает их пространственное расположение в клеточках. Также можно располагать материал по лексическим темам, например, «транспорт», «овощи – фрукты», «птицы», «животные» и т. д.

   Задание можно усложнить, если детям предложить самим по цепочке придумать задание, называя пространственное направление расположения фигуры, предмета в определенной клетке. Такое задание они выполняют с удовольствием. Дети поочередно исполняют роль ведущего, который вправе выбрать любого из детей и спросить, где он расположил заданную фигуру или в какой клетке находится фигура, предмет.

   При закреплении знаний о величине предметов  можно предложить детям такие игры, как «Подбери лестницу к фонарному столбу», или «Подбери ремешки к часам».

   Для совершенствования знаний о геометрических фигурах я использовала следующие игры:

 Игра «Что лишнее?» побуждает детей найти лишнюю геометрическую фигуру по нескольким признакам.

Игра «Сложи из треугольников»  также пользуется у детей успехом. В основе этой игры лежит работа с детьми по образцу конфеты, сложенной из треугольников.

Игра «Дополни картинку треугольниками», например, чтобы получилась конфетка, рыбка и др.

Сюжетно-ролевые игры в математике

Наряду с дидактическими использовали увлекательные игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, космонавтов, моряков, поваров; в больницу, магазин, парикмахерскую, школу, завод и т. д.

Дошкольники в сюжете и содержании игр, а также в игровых действиях

отражают знакомую им область действительности: быт семьи, детского сада, события

общественной жизни, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребенок может производить разнообразные счетные и измерительные действия. Например, в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, записывает свои подсчеты, измеряет ткань, ленты, веревочки и др. ; в игре «Транспорт» устанавливает маршруты и рейсы поездов, самолетов, автобусов и т. д.

     Благодаря сюжетно-ролевым играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. Изначально их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у дошкольников пробуждается интерес и к самому предмету обучения. В игре ребенок получает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

На занятиях по математике дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проблем: практическими (действия в подборе, перекладывании) и мыслительными (обдумывании хода, предугадывании результата). В ходе поиска дети проявляют догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению. На самом деле они находят путь, способ решения. Занимательные задачи с математическим смыслом побуждают детей дошкольного возраста применять находчивость, смекалку, чувства юмора, приобщают детей к активной умственной деятельности.

Задачи-шутки - занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их необходимо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание лишь косвенно напоминают математическую задачу.

Задачи-шутки для детей 6-7 лет:

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.)

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола.)

Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть.)

На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая, ее? (Переложить крайнюю.)

Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола.)

Логические концовки.

Если два больше одного, то один. (меньше двух).

Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа. (вышел позже Саши).

Если река глубже ручейка, то ручеек. (мельче реки).

Если правая рука справа, то левая. (слева).

Если стол выше стула, то стул. (ниже стола).

Задачи в стихотворной форме.

Ежик по лесу шел. на обед грибы нашел: два под березой, один у осины. Сколько их будет в плетеной корзине?

Под кустом у реки жили майские жуки. Дочка, сын, отец и мать. Кто их может сосчитать?

Подарил утятам ежик восемь кожаных сапожек Кто ответит из ребят, сколько было всех утят?

Стихи-шутки:

Плачет Ира, не унять, очень грустно Ире: стульев было ровно пять, а теперь четыре. Начал младший брат считать: «Раз, два, три, четыре, пять.» «Не реви!»,- сказал малыш, - «Ведь на пятом ты сидишь!»

Для закрепления навыков обратного счета также можно использовать считалки.

 Например:

Девять, восемь, семь, шесть, Пять, четыре, три, два, один, В прятки мы играть хотим. Надо только нам узнать, Кто из нас пойдет искать.

Формированию элементарных математических представлений могут помочь пословицы и поговорки. Помогут пословицы и при изучении временных представлений.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один отрежь.

В настоящее время в образовательной деятельности широко распространен метод квест – игр. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. 

Дети сталкиваются с различными проблемами, придумывают, как с ними справиться, и в конце игры получают определенный результат. Это, несомненно, творческий акт, осуществляемый в процессе игровой деятельности.

     В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:

- образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, в ходе которого формируются новые знания;

- развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;

- воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

     При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

 Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

 «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

 Карта (схематическое изображение маршрута);

 «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

 Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п.

Чаще всего используем в своей работе линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.

Вот сейчас и  мы с вами совершим « Квест - Путешествие в страну Математики», а поможет нам в этом математическая ширма.

1. остановка «Город чисел»,(задание: определи, какие числа пропущены)

2. остановка «Разложи фонари по высоте».

3. остановка «Город геометрических фигур»

4. остановка «Ориентировка в пространстве»

        Многие родители желают, чтобы их дети, придя в первый класс, умели считать, знали цифры, умели решать простейшие математические задачи. Поэтому они с энтузиазмом приняли участие в этом проекте.

С ними были проведены наглядно – информационные мероприятия с целью

повысить уровень знаний у родителей по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей:

Стенды:

Консультации:

- «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»,

- «Использование игровых шуток в свободное время»,

- «Математика - это интересно»

ИТОГИ ПРОЕКТА

В заключение можно сделать следующие выводы:

Использование  игровых методов и приёмов способствуют развитию познавательной активности у дошкольников, развитию мыслительной деятельности  и лучшему усвоению материала . Можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль.

Проект позволил детям расширить математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентировке в пространстве, времени. Дети стали использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Проведя педагогическую  диагностику по ФЭМП в конце  года, я обнаружила положительную динамику

 Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.

Данный проект позволил сделать процесс по формированию элементарных математических представлений у детей более интересным и доступным.

Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Занимательная математика в детском саду"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 25 «Звёздочка»       Проект по теме:  «Занимательная математика в детском саду»...

Проект "Занимательная математика"

Проект для работы с детьми дошкольного возраста включает в себя аннотацию, постановку целей, задач, определение основных этапов работы....

Математический проект "Занимательная математика-гимнастика ума"

"Занимательная математика-гимнастика ума"...

Проект " Занимательная математика при помощи сказок"

Очень интересный проект знакомство детей младшего возраста  с програмными задачами  при помощи сказок ....

Семейный проект "Занимательная математика"

Проект «Занимательная математика» направлен на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.   В данном проекте представлены формы работы с детьми и ро...

Математический проект "Занимательная математика"

Формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески мыслить....