конспект деловой игры для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений у дошкольника"
консультация по математике

Лелюхина Лидия Фаритовна

конспект деловая игра для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений у дошкольника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Конспект деловой игры для воспитателей

«Формирование элементарных математических представлений

у детей дошкольного возраста»

подготовила воспитатель

Лелюхина Л.Ф.

2020г.

 Деловая игра

«Формирование элементарных математических представлений

у детей дошкольного возраста»

Цель: Совершенствование работы педагогов по формированию математических представлений детей дошкольного возраста.

 

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математического развития подрастающего поколения. Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.  Как доказывает практика начальной школы – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в ориентации ДОУ на развитие математических способностей, познавательных интересов, в индивидуальном подходе в обучении, в математически и методически корректной передаче знаний, умений навыков. А как сделать, чтобы дети во время НОД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т. д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Чем же мы, воспитатели дошкольных учреждений, должны руководствоваться, чтобы знать, о чем помнить, чему следовать, формируя у детей элементарные математические представления?

Об этом мы сегодня и поговорим.

Задание 1. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?

(Доступности. Индивидуального подхода. Систематичности и последовательности. Развивающего и воспитывающего обучения. Наглядности. Научности. Интеграции.)

Принцип наглядности Я.А. Коменский называл «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что "если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».

Задание 2. Прежде всего, по какой бы программе мы не работали, мы должны четко представлять ее содержание. Любая программа по ФЭМП включает разделы. Из каких же разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?

 Из каких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?

(Количество и счёт. Величина. Форма. Ориентировка в пространстве. Ориентировка во времени.)

«Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

«Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).

«Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.

«Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.

«Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

Задание 3. Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП.

(Словесные, наглядные, игровые, практические)- традиционные.

Инновационные методы- метод игрового проблемного обучения, использование компьютерных и мультимедийных  средств, проектный и исследовательский метод (закрепляются знания о математических понятиях, применяя которые в разных видах деятельности, ребенок может создать что-то новое; учит детей принимать решения, оперировать предметами, выявлять свойства и признаки предметов.)

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям, т.е. вся работа построена на диалоге воспитатель -ребенок.

Особенности словесного метода:

Требования к речи воспитателя:

-эмоциональная;

-грамотная;

-доступная;

-четкая;

-достаточно громкая;

-приветливая;

-в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;

-в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе...

Требования к речи детей:

-грамотная;

-понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;

-с нужными математическими терминами;

-достаточно громкая...

Требования к вопросам воспитателя:

-точность, конкретность, лаконизм;

-логическая последовательность;

-разнообразие формулировок;

-небольшое, но достаточное количество;

-избегать подсказывающих вопросов;

-умело пользоваться дополнительными вопросами;

-давать детям время на обдумывание...

Требования к ответам детей:

-краткие или полные в зависимости от характера вопроса;

-на поставленный вопрос;

-самостоятельные и осознанные;

-точные, ясные;

-достаточно громкие;

-грамматически правильные...

Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем – в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?

Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребенок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи. - в младшем возрасте - прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как? - в старшем - в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?

 Практический и игровой метод

-упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям - отводится большое место. Ребѐнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП. Древняя пословица гласит: «Я слышу- и я забываю, я вижу - и я запоминаю, я делаю - и я понимаю».

Задание 4. Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности.

 Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? Каким требованиям должен соответствовать наглядный материал на занятиях по ФЭМП?

(Демонстрационный, раздаточный).

Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям:

* быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным,

* в достаточном количестве.

* предметы для счета и их изображения должны быть известны детям.

* и демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении - с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания. Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой).

Задание 5. Уважаемые коллеги, дружите ли вы с грамматикой? Что означает данное выражение:

«Считай»- назови числительное по порядку;

«Посчитай»- ответь на вопрос «Сколько всего»;

«Отсчитай»- выдели часть;

«Пересчитай»-проверь;

«Сосчитай»-вычисли.

Задание 6. «Просклоняй числительное» 548

И. П.(сколько?)

Р. П.(скольких?)

Д. П.(скольким?)

В. П.(сколько?)

Т. П.(сколькими?)

П. П.(о скольких?)

Вы почувствовали, как сложно было справиться с заданием? Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.

Задание 7. Назовите формы работы по ФЭМП.

(Игровая деятельность, НОД, организация РППС, досуги, совместная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность).

Задание 8.Решение  педагогической ситуации.

В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик. Вызванный ребенок так считал: «Елочка одна, грибок один и еще кубик один». На вопрос «сколько всего игрушек», ребенок не смог ответить. Вопросы: Правильно ли считал ребенок? Усвоил ли он счет до пяти? Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счѐта игрушки? В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?

Задание 9.

 Из 7 палочек надо составить 3 треугольника.

 Составить ромб из 5 палочек.

Сложите 5 квадратов из 16 палочек. Затем уберите 4 палочки, чтобы получилось 3 квадрата.

Сложите корову из 15 палочек. Затем переложите 3 палочки так, чтобы корова взмахнула хвостом и оглянулась.

Подведение итогов.

На экране вы видите, как выглядит модель успешной НОД по ФЭМП.

Первое колечко в нашей пирамидке - компетентность педагога в области преподаваемой образовательной области.

Второе колечко модели успешного занятия - готовность воспитателя к НОД.

Третье колечко Пирамидки успешного занятия - выбор оптимальных методов и приёмов.

Четвёртое колечко нашей модели - правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала.

Пятое колечко - грамотная речь воспитателя.

И только при наличии всех этих компонентов, НОД будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.

Завершая деловую игру, скажу несколько слов об оценке деятельности детей на занятии.

Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на НОД, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки «молодцы» есть и другие-правильно, верно, очень хорошо, молодец, постарался, ты меня сегодня радуешь, ты сегодня активный, внимательный, старательный и т. д. Эти же слова можно отнести и к вам сегодня, к вашим ответам.

Предлагаю вам картотеку дидактических игр, которые можно  использовать как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала.

Литература:

«Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций» под. ред. Будько Т.С.; Издательство БрГУ,2006

Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет.-Пд ред. А.А.Столяра.-Москва.: Просвещение, 1991

интернет ресурсы:

https://www.getsoch.net/formirovanie-elementarnyh-matematicheskih-predstavlenij-u-doshkolnikov/ 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2016/04/13/pedsovet-delovaya-igra-formirovanie-matematicheskih-predstavleniy 

http://znakka4estva.ru/dokumenty/pedagogika/obuchenie-matematike-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-detskogo-sada 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский» Деловая игра для воспитателей « Формирование элементарных математических представлений у дошкольника» Автор: Лелюхина Л.Ф. 2018г.

Слайд 2

? Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?

Слайд 3

Доступности. Индивидуального подхода. Систематичности и последовательности. Развивающего и воспитывающего обучения. Наглядности. Научности. Интеграции.

Слайд 4

? Из каких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?

Слайд 5

Количество и счёт. Величина. Форма. Ориентировка в пространстве. Ориентировка во времени.

Слайд 6

? Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП.

Слайд 7

Словесные. Наглядные. Игровые. Практические.

Слайд 8

Словесные. Наглядные. Игровые. Практические. Метод игрового проблемного обучения. Использование компьютерных и мультимедийных средств. Проектный и исследовательский метод.

Слайд 9

традиционные инновационные словесные наглядные игровые практические метод игрового проблемного обучения использование компьютерных и мультимедийных средств проектный и исследовательский

Слайд 10

? Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? Каким требованиям должен соответствовать наглядный материал на занятиях по ФЭМП?

Слайд 11

Демонстрационный. Раздаточн ый.

Слайд 12

Что означает данное выражение: «Считай» «Посчитай» «Отсчитай» «Пересчитай» «Сосчитай»

Слайд 13

«Считай»- назови числительное по порядку; «Посчитай» - ответь на вопрос «Сколько всего»; «Отсчитай» - выдели часть; «Пересчитай» - проверь; «Сосчитай» - вычисли.

Слайд 14

«Просклоняй числительное» 548 И. П. (сколько) Р. П. (скольких) Д. П. (скольким) В. П. (сколько) Т. П. (сколькими) П. П. (о скольких)

Слайд 15

? Назовите формы работы по ФЭМП.

Слайд 16

Игровая деятельность. НОД. Организация РППС. Досуги. Совместная деятельность в режимных моментах. Самостоятельная деятельность.

Слайд 17

Решение педагогической ситуации. В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик. Вызванный ребенок так считал: "Елочка одна, грибок один и еще кубик один”. На вопрос "сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить. Вопросы: Правильно ли считал ребенок? Усвоил ли он счет до пяти? Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счѐта игрушки? В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?

Слайд 18

модель успешной НОД по ФЭМП Компетентность педагога Готовность воспитателя к НОД Подбор материала Грамотная речь воспитателя Выбор оптимальных методов и приёмов.

Слайд 19

Литература: «Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций» под. ред. Будько Т.С.; Издательство БрГУ,2006 Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет.-Пд ред. А.А.Столяра.-Москва .: Просвещение, 1991 интернет ресурсы: https://www.getsoch.net/formirovanie-elementarnyh-matematicheskih-predstavlenij-u-doshkolnikov/ https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2016/04/13/pedsovet-delovaya-igra-formirovanie-matematicheskih-predstavleniy http://znakka4estva.ru/dokumenty/pedagogika/obuchenie-matematike-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-detskogo-sada

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у дошкольников

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ...

«Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Примерные дидактические игры по формированию  элементарных математических представлений у дошкольников....

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Дидактические игры в развитие элементарных математических представлений у дошкольника.

Интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающег...

Дидактическая игра, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом....