Конспект занятия по математике "Квадрат" старшая группа
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Артемьева С.А.

 Сформировать представление о квадрате как общей форме некоторых предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_femp_st_gr_kvadrat.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

ёЗанятие по ФЭМП «Квадрат» (старшая группа).

Цель: Сформировать представление о квадрате как общей форме некоторых предметов, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановки и среди других фигур (треугольников, кругов), познакомить с некоторыми свойствами квадрата;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом « спросить у того, кто знает»;

Закрепить счет до четырех, представления о круге и треугольнике, умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине;

Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, творческие способности.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: предметы квадратной формы, контурные изображения квадрата, круга, треугольника, сапожка, репки, книги, картинки с изображением различной обуви, овощей, предметные картинки, имеющие круглую, квадратную, треугольную форму, карточки с изображением кругов, квадратов, треугольников разного цвета и размера.

Раздаточный: полоски картона черного цвета двух размеров.

Ход занятия.

Воспитатель собирает  детей около себя.

-Ходите ли вы с мамами по магазинам?

-В какой магазин вы любите ходить больше всего?

Воспитатель предлагает детям пройтись по магазинам.

Игра «Назови магазин».

В группе на одном столе расположены картинки с изображением различной обуви, на другом- овощей, на третьем – различные предметы квадратной формы разного размера. Количество квадратных предметов должно равняться количеству детей.

Дети вместе с воспитателем подходят к первому столу.

-Назовите все, что вы видите на витрине.

Дети перечисляют: тапочки, кроссовки, сапоги и т. д.

- Как  называется этот магазин? (Обувной.)

-Почему вы считаете, что это обувной магазин? (Потому что тапки, кроссовки, сапоги – это обувь.

-Почему такие разные предметы назвали одним словом – обувь? (Их носят на ногах, для того чтобы ноги не мерзли, не пачкались.)

Аналогично разбирается второй магазин.

Дети подходят к столу, на котором находятся квадратные часы, квадратная коробка из-под печенья, настольная игра в квадратной коробке (в нее можно положить счетные палочки или полоски двух размеров), квадратная картина, несколько листов цветной бумаги квадратной формы и т. п.

-Назовите предметы, которые продаются в этом магазине.

После того как дети перечисляют находящиеся на столе предметы, звонит мобильный телефон. Воспитатель говорит детям, что звонит мама и спрашивает, где находятся дети. Она хочет забрать их в кино.

Как правило, дети отвечают, что находятся в магазине.

-Как называется этот магазин?- спрашивает мама.

Дети затрудняются в ответе, так как все предметы разные.

-Смогли вы объяснить маме, как называется магазин? (Нет.)

-Почему не смогли? (Мы не знаем, чем похожи все товары, которые в нем продаются.)

-Что нужно сделать для того,  чтобы узнать название магазина? (Надо выяснить, чем похожи все товары, которые в нем продаются.)

Дети садятся за стол, на котором расположены квадратные предметы, и берут по одному.

-Чем похожи коробки, платок и т.д.

Если дети не могут ответить на поставленный вопрос, воспитатель задает им наводящие вопросы:

-Одинаковый ли цвет, размер у всех предметов в этом магазине? (Нет.)

-Может быть все эти предметы сделаны из одного материала? (Нет, коробка- картонная, листы- бумажные, часы- пластмассовые и т.д.

Если понадобиться, можно задать им вопрос:

-Может быть все эти предметы имеют одинаковую форму?

Таким образом, дети приходят к выводу о том, что у всех предметов, которые продаются в этом магазине, одинаковая форма. Задача воспитателя здесь, как обычно, создать атмосферу доброжелательности, заинтересованного отношения ко всем версиям, высказанным детьми, эмоциональной поддержки тех, кто догадался, что форма у всех предметов одинаковая- ведь это действительно интеллектуальное достижение детей!

В завершение игры воспитатель предлагает детям обвести свой предмет пальчиком. Делать это лучше всем вместе.

Воспитатель говорит:

-Поставьте пальчик на угол. Проведите по одной стороне (показывает). Заверните за угол, снова ведите пальчиком по стороне, снова заверните за угол и т.д.

-Сколько раз вы завернули за угол? (Четыре.)

-Значит, сколько углов у платка, коробки т. д.?

Воспитатель делает вывод: у всех предметов в этом магазине 4 стороны и 4 угла.

- Кто знает, как называется эта форма?

Поскольку термин квадрат ранее уже был введен в речевую практику, то обычно дети сами верно его называют. Если же никто из детей не ответит, можно закрепить с ними способ преодоления затруднения «спросить у того, кто знает»:

-Что нужно сделать, если чего-то не знаешь и очень хочешь узнать? (Надо у кого-либо спросить.)

Затем дети задают вопрос и воспитатель рассказывает, что такая форма называется квадратом.

Воспитатель делает вывод: у квадрата 4 стороны и 4угла.

Дети набирают номер маминого мобильного телефона и рассказывают ей, что магазин называется магазином квадратных товаров.

Игра «Вывеска».

Служащие магазина рассказывают детям о том, что раньше на магазинах не было написано название, а висела вывеска, глядя на которую люди сразу понимали, какой это магазин.

Воспитатель выкладывает на стол схематичное изображение сапожка, репки, книжки, а также карточки, на которых нарисован круг, квадрат,  треугольник, и предлагает на разные магазины повесить такие вывески.

- На какой магазин можно повесить такую вывеску?

Воспитатель по очереди показывает на сапожок, репку, книжку. После ответов детей эти карточки убираются.

- Какую вывеску надо повесить над нашим магазином?

Воспитатель предлагает детям выбрать карточку из оставшихся. Дети должны выбрать квадрат.

Игра «Квадрат».

Служащие магазина просят детей помочь  привезти со склада в магазин квадратные товары. Дети подходят к столу, на котором находятся предметные картинки треугольной, круглой и квадратной формы, причем картинок, имеющих квадратную форму столько же, сколько детей.

- выберите квадратные товары.

Если кто- то из детей успеет взять две картинки, то кому-то картинки не достанется.

- Все выполнили задание? (Нет.)

- Почему ты не взял предмет квадратной формы? (Здесь больше их нет.)

- Как надо поступить для того, чтобы картинки были у всех?

После того как картинки выбраны, воспитатель задает вопрос каждому ребенку:

- Какой предмет ты повезешь в магазин квадратных товаров?

Дети отвечают, согласовывая прилагательное с существительным в роде: квадратный стол, квадратную скатерть, квадратное окно и т.  д.

Воспитатель показывает детям на треугольные и круглые предметы.

- Почему вы не взяли эти картинки?  (Потому что они не квадратные.)

Дети относят товар в магазин. В магазине квадратных товаров дети покупают коробку с полосками (или счетными палочками).

Игра «Полоски».

Дети садятся за столы по 4 человека. На середину каждого стола воспитатель вперемешку кладет полоски двух размеров (8 коротких и 8 длинных).

Воспитатель задает детям вопросы:

- Как вы думаете, сколько в нашем городе обувных (овощных, книжных) магазинов? (Много.)

- Сколько нужно вывесок для этих магазинов? (Много).

Воспитатель рассказывает, что магазинов квадратных товаров в городе, в котором они оказались, тоже много, и предлагает детям для каждого такого магазина сделать вывеску.

- Какая должна быть вывеска? (Квадрат).

Воспитатель ставит на видное место вывеску, которую выбрали дети для магазина квадратных товаров. Затем он предлагает детям выложить из полосок квадрат.

Детям предоставляется самостоятельность. Как правило, вначале они не обращают внимания на длину полосок.

- Кто из вас выполнил задание?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: для того чтобы выложить квадрат, нужны 4 одинаковые полоски. Дети самостоятельно меняются полосками так, чтобы у каждого оказались полоски одинаковой длины.

Воспитатель делает вывод: У квадрата четыре одинаковые стороны.

Игра «Поездка на автобусе».

Воспитатель предлагает детям вернуться измагазинов домой на автобусе.

Каждый ребенок получает карточку, на которой нарисована одна фигура: 1 квадрат,1 треугольник или 1 круг. Фигуры имеют разный цвет и размер.

В разных местах группы стоят стулья, на которых прикреплены карточки с контурным изображением этих фигур. Дети двигаются по группе. По сигналу воспитателя они должны подойти  к тому столу, на котором нарисована фигура нужной формы.

Игра проводится 3 раза. Каждый раз воспитатель меняет «билеты» у детей таким образом, чтобы у каждого в руках побывали карточки с разными по форме фигурами.

Итог занятия.

Дети собираются около воспитателя.

- Где вы сегодня побывали?

-Кому смогли помочь?

- Смогли ли вы объяснить маме, где находитесь?

Воспитатель говорит детям о том, что они смогли дать название магазину, завезти в него нужные товары, сделать для магазина вывеску потому, что они теперь знают, что такое квадрат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста Конспект занятия во второй группе раннего возраста «Даша моет ручки»

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возрастаКонспект занятия во второй группе раннего возраста «Даша моет ручки»Цель: Формирование культу...

Конспект занятия по рисованию в ясельной группе «Солнышко». Конспект занятия в ясельной группе

Конспект занятия по рисованию в ясельной группе              «Солнышко».Конспект занятия в ясельной группеЦель: развивать у...