Доклад «Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация по математике

Кузьмина Диля Хакимовна

В развитии детей дошкольного возраста используются развивающие игровые технологии З.П.  Дьенеша, Д. Кюизнера, Ф. Фрёбеля и программа "Мате +"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

Доклад

«Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

                                                                           Воспитатель: 

Кузьмина Диля Хакимовна

первая квалификационная категория

 

г.о. Электрогорск, 2020год

       Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного решения проблемы, развития личности ребенка.

       Целью игровых технологий является решение ряда задач: дидактических, развивающих, воспитывающих, социализирующих.

       Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. В развитии детей дошкольного возраста используются развивающие игровые технологии З.П.  Дьенеша, Д. Кюизнера, Ф. Фрёбеля и программа "Мате +"

  • Логические блоки  Дьенеша

    Логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков.

     Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию.

     Данный комплект подходит для детишек от 2 лет, к нему прилагается инструкция и альбом с заданиями.

     Для начала надо познакомить малыша с фигурами и дать ребенку в пользование не весь набор, а его часть. Далее, по мере его интереса добавлять фигуры.

    Первый (ознакомительный) этап. Когда ребенок впервые увидел и начал знакомиться с обучающим материалом. Взрослый дает ребенку самое простое задание или предлагает такие игры как:

  • «Найди все фигуры (блоки), как эта» по цвету (по размеру, форме).
  • «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по форме, размеру).
  • Упражнение «Продолжи ряд», «Цепочка» и т.д.

    После этого начинается второй этап обучения. Здесь взрослый должен попытаться в доступной для ребенка форме объяснить новые немного усложненные задания. Важно, чтобы ребенок понял, что от него требуется, в этом заключается суть обучения. Можно поиграть в такие игры как:

  • Выкладывание сюжетных картин.
  • Использование в работе карточек, на которых условно изображены свойства блоков.
  • Упражнения «Что изменилось?», «Третий лишний», «Какой фигуры не хватает?», «Волшебный кубик» и др.

Для детей в возрасте  2- 3 лет для знакомства и первичного обучения, подойдут такие пособия:

  • «Блоки Дьенеша для самых маленьких 2-3 года».
  • «Маленькие логики»
  • «Лепим нелепицы с 4 лет»

Для детей постарше:

  • «Поиск затонувшего клада для старших 5-8 лет».
  • «Спасатели приходят на помощь 5-8 лет».
  • Палочки  Д. Кюизенера

     Особенность цветных чисел Кюизенера заключается в том, что малыш осваивает простейшие математические понятия в игровой форме.

    В комплект входят 116 палочек, которые отличаются друг от друга по двум признакам: размеру и цвету. Чем короче палочка, тем чаще она встречается. Например, самых коротких – белых в наборе 25 штук, а самых длинных оранжевых – всего 4. Главный секрет игры мы узнаем, если сложим из разных палочек лесенку.  Так становится видно, что каждая предыдущая палочка короче на одно деление, т.е. на один белый кубик. Дело в том, что это числа – каждая палочка обозначает свое число от 1 до 10.

    Цель методики Кюизенера – использование принципа наглядности.

 С его помощью сложные абстрактные понятия из области элементарной математики – числа, количественные величины, соотношения между ними – представлены в форме, которая максимально доступна малышам  в  игре.

    На первом этапе  проводятся ознакомительные игры и занятия с палочками Кюизенера:

  • Выкладывание по образцу простейших изображений: стул, домик, цветочек.
  • Сравнение палочек по длине, высоте, количеству.
  • Выкладывание  квадратов, прямоугольников, упражнения «Продолжи ряд», «Найди такую же» и т.д.

 После этого (на втором этапе) дошкольникам предлагаются более сложные игры, многие из них уже имеют конкретный сюжет:

  • Выкладывание сюжетных картин.
  • Освоение количественного и порядкового счета.
  • Решение числовых выражений и задач.

      Для детей в возрасте  2- 3 лет для знакомства и первичного обучения, подойдут такие пособия:

  • «Волшебные дорожки  для самых маленьких 2-3 года».
  • «Дом с колокольчиком»

Для детей постарше:

  • «Страна блоков и палочек  4-7 лет».
  • «На золотом крыльце… 5-8 лет».

    Занятия с палочками Кюизенера – отличный способ подготовить ребенка к школе, сформировать у него важнейшие навыки, способность фантазировать, разбираться в цветах и размерах. Схемы отличаются разнообразием, поэтому ребенок имеет возможность создавать новый узор хоть каждый день. Нередко такая работа приходится по душе усидчивым детям, которым нравятся всевозможные мозаики и пазлы.

  • Дары Ф.Фребеля

Ядром педагогики детского сада Фрёбеля была игра. Фребель первым систематизировал детские игры, определив для каждой свое место и время, разделив изобразительные, трудовые и ручные занятия. Среди основных предметов для игр он предложил мяч, шар, валик, кубик, дощечки и т. д. Связь между этими предметами заключается в их материальной основе, с их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение, то есть все элементы человеческого знания. На этой основе Ф. Фрёбель ввел для занятий детей новый дидактический материал, назвав его «дарами». Дары Фрёбеля — это последовательная система развития. Шаг за шагом ребенок идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам. Наборы используются сразу, как один большой конструктор/мозаика. Порядок обучения, который Фридрих Фребель обозначил номерами. Это переход от объемных объектов к двумерной абстракции. Три игры Фребеля: формы жизни — создаем объекты из жизни ребенка. Формы знаний — создаем геометрические формы и открываем ребенку научные термины. Формы красоты — создаем узоры и симметричные рисунки. В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

       «Шесть Даров Фридриха Фрёбеля»:

 1)мячи разного цвета на ниточках ( способствовало знакомству с цветами, первичному пониманию формы, развитию пространственного мышления, развитию мелкой моторики)

 2)небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов;

3) кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д.

 4)такой же кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);

  5) куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

 6) кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части (знакомство с понятиями полуцилиндра)

    В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля», можно применять игры по следующим направлениям:

  • социально - коммуникативное развитие – «Светофорик», «У нас в квартире», «Хозяюшка», «Весёлый и грустный».
  • познавательное развитие – «Что в мешочке?», «Отражение», «Теремок из кубов», «Назови геометрическую фигуру», «Счётные палочки», «Приглашаем в гости»; «День защитника отечества»;
  • речевое  развитие – «Дорожка для колобка», «Что было раньше?»;
  • художественно-эстетическое развитие – «Домики для поросят», «Мы играем и поём», «А что за окном?», «Солнышко и цветок»;

    Методические рекомендации содержат различные виды заданий, чаще всего в игровой форме, которые направлены на познавательное развитие дошкольников в целом. Однако относительно направления формирования и развития элементарных математических представлений можно определить небольшой набор заданий для разных возрастов: «В мире фигур», «Капризная принцесса», «Туристический автобус», «Большая стирка», «Одного поля ягоды». Следовательно, существует необходимость подбора и разработки новых заданий. В связи с этим были разработаны задания с использованием игрового набора Дары Фребеля, направленные на формирование элементарных математических представлений дошкольников.

Задания систематизированы в три раздела: количество и счет, геометрические формы и величина. Например:

  • задания из раздела «Величина» способствуют развитию таких мыслительных операций, как сравнение (задание «Какое кольцо больше», детям необходимо показать сначала большое кольцо, затем маленькое, разделить на 2 группы), классификация (задание «Какой?», детям необходимо найти ленты одинаковой длины или ширины);
  • задания из раздела «Количество и счет» направлены на развитие умения классифицировать (задание «Много-мало», в котором детям нужно разделить палочки на 2 группы по длине), умение устанавливать соответствие количества с цифрой (задание «Счетная мозаика»);
  • задания из раздела «Геометрические фигуры» способствуют развитию таких мыслительных операций, как абстрагирование (задание «Подбери по форме», в котором дети должны разложить фигуры по форме, не обращая внимания на цвет), конкретизация (задание «Найди и назови», где детям необходимо назвать определенную фигуру, вычленив ее из группы других по определенным признакам: цвету, форме, размеру).

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.

  • Программа «Мате: плюс»

Программа основывается на данных современных научных исследований в области психологии детского развития, опирается на лучший отечественный педагогический опыт и построена на современных научных принципах и теориях. Программа позволяет формировать систему раннего математического образования, отражает подходы к модернизации математического образования.

   «Мате: плюс. Математика в детском саду» — математический комплекс нового поколения для развития математического мышления детей от 4 до 7 лет.

   «Мате: плюс" - это:

-индивидуальный подход к каждому ребенку;

-результативность и чувство успешности у детей с разными возможностями;

-получение базового математического опыта, необходимого для дальнейшего обучения в школе по новым программам;

-освоение математических представлений в игре и проектах;

-игры и задания разной сложности, в том числе для одаренных детей;

-ясные рекомендации, инструкции и материалы для взрослых.

Система «Мате: плюс. Математика в детском саду» охватывает все  

необходимое для дошкольников математическое содержание. Она поможет

сформировать представления о пространстве и форме, величинах и измерениях, множестве, числах, математических операциях и многом другом. Благодаря нескучным и порой неожиданным заданиям дошкольники обнаружат, что математика окружает нас повсюду. При этом особенно важно, чтобы дети осваивали все новое с удовольствием и в любимой ими форме — прежде всего в игре.

         В комплекте предлагаются:

  • карточки для педагога, в которых даны конкретные указания со всеми материалами комплекта.
  • карточки для самостоятельной деятельности детей
  • математические тетради для детей

Программа делится на пять разделов. Каждому разделу математики присвоен свой цветовой код, который используется в печатных материалах комплекта: на карточках для педагогов и карточках для детей, в математических тетрадях для детей и таблицах наблюдений.

Разделы:

1.Пространство и форма (зелёный цвет)

2.Структуры, закономерности, узоры (фиолетовый цвет)

3. Величины и измерения (красный цвет)

4.Данные, частота, вероятность (голубой цвет)

5.Множества, числа, операции (жёлтый цвет)

  • В комплекте находятся 10 наборов карточек для многочисленных игр и заданий. Каждому набору соответствует свой символ, который указан на обратной стороне (рубашке) карточки для детей.
  • Сюжетные игровые поля. (4 поля) На них можно сделать много открытий: находить части целого, сравнивать объекты по размеру и количеству, осваивать пространственные понятия.
  • Игровое поле. (2 поля) Предназначены для игр по правилам, в которых потребуется умение считать и просчитывать свои ходы.
  • В наборе представлены фигурки медведей трёх цветов и трёх размеров. Фигурки медведей используются для развивающих игр по разделам: сравнивать и сортировать; копировать схемы расстановки; для освоения пространственных понятий. Расставлять медведей можно под диктовку, по карточке-образцу, зеркальную расстановку.
  • В разделе «Множества числа операций» фигурки используются для пересчёта, сравнения количества: больше, меньше.
  • Деревянное табло. (кубики синие и красные) Деревянное табло размеченное на 20 ячеек, формирует у детей первое представление о составе числа. В табло размещаются кубики, окрашенные в синий и красные цвета, что позволяет наглядно увидеть, что при изменении цветов кубиков, общее число остаётся неизменным.
  • Кубики для строительства. (деревянные кубики) Кубики для строительства предназначены, для создания трёхмерных фигур. Здесь возможны самые разные варианты заданий, которые будут стимулировать развитие пространственного воображения у детей.
  • Мозаичные кубики. (красные, жёлтые) Способствуют развитию пространственного воображения. Задания выполняются на плоскости, но при этом от ребёнка требуется структурирование изображённых на карточках фигур из кубиков. Можно строить фигуры по образцу, определить какой из кубиков отсутствует в незаконченной фигуре, также придумывать свои фигуры.
  • Волчок и кубики. В играх с кубиками (6-гранники и 12-гранники) и волчком дети получают первые представления о вероятности. Служит для изучения вероятности. Сектора круга волчка можно формировать, т.е. раскрашивать самыми разными способами и от этого будет зависеть вероятность того, что волчок упадёт на тот или иной сектор цвета. Таким образом у детей развивается понимание связи между способом раскраски секторов круга и вероятности того, на какой цвет упадёт волчок.
  • Штампы. В наборе имеются цветовые штампы. С их помощью дети печатают цифры в прямой и обратной последовательности. Располагают на листе бумаги под диктовку педагога или сверстников.
  • Трафареты. С помощью них дети учатся аккуратно рисовать фигуры. Создавать самые разные узоры в разной последовательности.
  • Мешочек для тактильных игр. Дети в мешочек прячут различные предметы, а затем определяют их на ощупь, не заглядывая в мешочек. Ищут предметы по заданным свойствам, например: круглый, с гранями, определяют количество и др.
  • Фишки. (круги синие, красные). Фишки позволяют отобразить количество. С их помощью дети выполняют различные действия. Выкладывают заданное количество, например: положи 4 фишки в один ряд, а под ними 3 фишки, показывают равнозначные количества и т.д.
  • Тубы. Дети помещают в тубы определённое количество фишек и ставят тубы рядом, сравнивая количество фишек. Происходит прямое сравнение, без определения количества.
  • Коробочка с шариками «Встряхни и отгадай» служит для разложения числа и развития понимания части и целого. В коробочку помещают определенное количество бусин и встряхивают ее. Сколько бусин в одной секции мы видим, а сколько бусин в другой? (Встряхните коробочку с шариками и сосчитайте количество шариков в одной секции и в другой).
  • Зеркало безопасное на подставке. С помощью, которого дети исследуют изображения и объекты с точки зрения симметрии.
  • Цветные геометрические фигуры. Подходят для разных геометрических экспериментов. С их помощью можно упражнять детей в умении сортировать и сравнивать фигуры, создавать большие геометрические фигуры и узоры, сравнивать их площади и получать первое представление об углах, создавать дорожки и по аналогии продолжать их дальше.

   На этом этапе детям предлагаются следующие задания:

  • - игры на развития тактильной памяти. Задача: найти в тканевом мешочке на ощупь две фигуры одинаковой формы.
  • - выложить узоры и нарисовать их на листе бумаги с треугольной разлиновкой.
  • - выложить фигуру по образцу на карточке. Работа усложняется тем, что карточки отличаются по трём уровням сложности: картинка из цветных фигур, контурная картинка, силуэтная картинка.

На следующем этапе работы с геометрическими фигурами, дети учатся накладывать геометрические фигуры друг на друга, пробуют совмещать их между собой, сравнивают их площади, получают первые представления об углах.

   Детям предлагаются следующие задания:

- продолжить узор: выложить и продолжить узор.

- выложить узоры, зеркально отображающие образец.

Заключительный этап направлен на рассортировку карточек по трём уровням, придумывание самых различных узоров. Здесь дети проявляют фантазию, воображение.

Таким образом, использование материала «Мате: плюс» на занятиях и в самостоятельной деятельности детей благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников способствует повышению уровня математического развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Презентация «Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»...

Презентация «Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Презентация «Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»...

«Эбру (рисование на воде) как инновационная технология в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития речевых и творческих навыков дошкольников»

Моя технология связана с творчеством Эбру. Цель применения инновационной технологии в моей работе с детьми – это развитие речевых и творческих навыков детей дошкольного возраста в процессе творч...

Мастер-класс для педагогов на тему: ««Лэпбук» как инновационная технология в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер класс для педагогов в ДОУ: «Лэпбук» как инновационная технология в работе с детьми дошкольного возраста....

" Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

žИнновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса.   Внедрение инноваций означает необходимость воспитателей подстраивать свою деятельность под мен...

«Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи        детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...