Игры с детьми на развитие логики
статья по математике (подготовительная группа)

Орлова Лариса Маратовна

Дается описание игр на развитие логики с использованием блоков Дьенеша

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_logiki.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с блоками Дьенеша, как средство разностороннего развития дошкольников в детском саду

Интеллектуальная подготовка ребёнка к школе - важнейшая задача детского сада. В дошкольных образовательных учреждениях используются всевозможные развивающие игры, однако не все они позволяют комплексно формировать у детей ключевые мыслительные умения. В этом плане эффективным пособием является логический набор Золтана Дьенеша, который развивает дошкольника не только умственно, но и даёт ребёнку возможность проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи.

Логические блоки придуманы математиком, педагогом и психологом из Венгрии Золтаном Дьенешем. Развивающий комплект представляет собой 48 геометрических фигур, среди которых есть 4 формы (круглая и треугольная, квадратная и прямоугольная), 3 цвета (красный, жёлтый и синий), 2 размера (большой и маленький) и 2 варианта толщины (толстые и тонкие предметы). Получается, что в этом наборе нельзя найти даже двух одинаковых деталей: любая отличается от других хотя бы одним признаком. Свою методику Дьенеш разработал на основе не только педагогических, но и психологических исследований.

Золтан Дьенеш выделял стадии освоения математики — от свободной игры, а затем игры по правилам до самостоятельного формулирования ребёнком логических выводов и умозаключений.

Свою теорию Дьенеш создавал для детей от 3 до 8 лет учитывая их физиологические особенности. На практических занятиях дошкольники осваивают эту методику, как правило, с лёгкостью и интересом. Игры с блоками Дьенеша в детском саду наглядно демонстрируют, что воспитанники быстро приобретают способность анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Дошкольники учатся обозначать различные свойства предмета, замечать разницу и классифицировать объекты по внешним признакам, выделять главные признаки. У ребят развиваются комбинаторные, аналитические способности, когнитивные и речевые навыки.

Достоинство методики венгерского учёного в том, что сложные математические знания, навыки дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке — в ходе игры, пения, выполнения движений. Малыш даже не догадывается, что он усваивает такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации.

Как это не покажется странным, но специалисты никаких недостатков в системе Дьенеша не нашли. Однако изучение отзывов родителей, которые уже занимаются по данной системе считают теорию Дьенеша сложной и не вполне доступной детскому восприятию. В качестве недостатков набора логических блоков выделяют следующие:

  • Ограниченное цветовое разнообразие в блоках Дьенеша;
  • Для ребят постарше, которые решают более сложные задачи, одного набора блоков Дьенеша порой недостаточно;
  • Некорректное понятие "толщина", вследствие чего ребенку иногда сложно объяснить, например, почему квадрат всегда плоский;
  • В России достаточно сложно найти альбомы для занятий по системе Дьенеша.

Внедрение пособия Дьенеша в дошкольный педагогический процесс позволяет решать следующие группы задач:

  • Образовательные: закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах; накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине; совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации; формирование основ алгоритмического мышления;
  • Развивающие: совершенствование памяти, воображения, внимания, креативных способностей;
  • Воспитательные: воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности.

Начинать игровые занятия с комплектом Дьенеша уместно уже с младшими дошкольниками — детьми четвёртого года жизни. 

Вначале педагог просто знакомит малышей с пособием — даёт перебрать фигуры, попробовать их на ощупь, поиграть с ними. После такой адаптации можно предлагать дошкольникам простейшие задания: к примеру, выбрать из всего материала лишь жёлтые предметы (понятие «такой» — «не такой») или рассортировать их по размеру либо толщине. На первом этапе (младшая группа) ребята оперируют только одним свойством (например, цвет), на следующем же (в среднем возрасте) осваивают уже 2, а затем 3 и 4 свойства. Воспитанники старшего дошкольного звена при систематической работе по методике Дьенеша овладевают алгоритмическим мышлением: в данном возрасте вводятся логические цепочки, а также работа с символическими обозначениями.

Задания по мере обучения дошкольников усложняются в следующей последовательности:

  1. Задания на умение обнаруживать свойства фигур и переносить их на свойства других (абстрагировать).
  2. Тренирующие способность сравнивать две и более детали по их признакам.
  3. Развивающие умение проводить классификацию и делать обобщения.
  4. Отрабатывающие способность совершать логические операции — построение алгоритмов.

Чем чаще дети будут работать с набором Дьенеша, тем раньше они будут готовы к восприятию более сложных правил в играх.

Хорошо заинтересовать и родителей упражнениями с логическим комплектом Дьенеша, продемонстрировав элементы методики на одном из собраний. Ведь если мама и папа заинтересуются этим пособием и будут заниматься с ребёнком дома, то и образовательный процесс в детском саду станет более эффективным.

Логические блоки Дьенеша — эффективное пособие для разностороннего развития дошкольника. Этот, казалось бы, обычный набор геометрических фигур помогает совершенствовать умственные и творческие способности ребёнка. На основе этих фигур можно предлагать ребятам множество вариантов игр (дидактических, сюжетно-ролевых, спортивных) с увлекательным сюжетом и различными задачами. Причём, практиковать такую работу можно уже с младшего дошкольного возраста. Если педагог будет заниматься по методике Дьенеша регулярно, то результат не заставит себя долго ждать. А вариативность игр с блоками позволяет использовать их в любое время, реализуя при этом индивидуальный подход.

Организовывать работу с логическими блоками в ДОУ можно в разных формах:

  • занятия (в первую очередь, это формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) и развитие речи — моделирование сказок, а также комплексные и интегрированные, включающие несколько видов деятельности);
  • игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
  • деятельность в свободное от занятий время (конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.) С помощью набора Дьенеша можно придумать огромное количество дидактических игр для разного дошкольного возраста. В игре «Дополни картинку» воспитанники младшей группы подбирают блоки определённой формы (имеет значение только это свойство). При создании картинки в старшем дошкольном возрасте учитываются все свойства фигур, а не только форма (как в младшей группе) итд.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры с детьми по развитию речи»

Консультация для родителей...

Пальчиковые игры с детьми на развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика рекомендована  родителям ....

игры и упражнения для развития логики и мышления

Игры и упражнения для развития логики и мышленияИгра «Разноцветные кружочки»Цель: знакомство с цветами, геометрическими фигурамиИгровой материал: цветные круги разных размеровХод: надо вырезать из цве...

игры с детьми на развитие познавательных способностей

словесные и дидактические игры с детьми на развитие познания у детей дошкольного возраста....

"Игры с детьми по развитию речи дома"

Трехминутные игры с детьми по развитию речи...

Ребусы, игры, головоломки. Задания для развития логики, внимания.

Раздаточный материал для развития логики и внимания у детей дошкольников....

Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития логики у детей дошкольного возраста"

Дидактические игры и упражнения для развития логики у детей дошкольного возраста...