Рабочая программа "Смекалочка"
рабочая программа по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чистова Галина Николаевна

Формирование интеллектуальных способностей детей старшего возраста на основе развития логических структур мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_smekalochka.doc334.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга»

СОГЛАСОВАНО:                                                 УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий филиалом МАДОУ д/с «Радуга»                Заведующий МАДОУ д/с «Радуга»

______________ Е.А. Шевченко                                _______________ Е.Н. Матвейчук

                                                Приказ № 67от «18»  2019г.                                                                                                                                    

                                                            ПРИНЯТО:

педагогическим Советом

протокол № 3  от «___» _______________ 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

реализации дополнительной платной образовательной  услуги

«Интеллектуальный кружок «Смекалочка»

для детей   дошкольного возраста от 5 до 7 лет

на период 01.10.2019г. по 31.05.2020 г.

 

Руководитель ПДОУ:

воспитатель высшей кв.категории

                                                                                                              Чистова Г.Н

Содержание

№ п.п.

Наименование

Страница

1.

I. Целевой раздел

2.

1.1. Пояснительная записка

3 - 5

3.

1.2. Возрастные особенности детей  от 5 до 7 лет

5 - 6

4.

1.3. Характеристика возрастных интеллектуальных возможностей детей от 5 до 7 лет

5

5.

1.4.Планируемые результаты освоения воспитанниками  дополнительной образовательной программы

6

6.

II. Организационный  раздел

7.

2.1.Годовой календарный учебный график реализации ДПОУ

7

8.

2.2.Учебный план ДПОУ

7

9.

2.3. График работы руководителя ДПОУ

8

10.

2.4.Лист здоровья воспитанников, посещающих ДПОУ

8

11.

2.5.Программно-методическое обеспечение

8

12.

2.6.Организация развивающей предметно-пространственной среды кабинета

8

13.

III. Содержательный раздел

14.

3.1. Комплексно-тематическое планирование ДПОУ

9 - 10

15.

3.2. Учебный календарный план ДПОУ

11 - 16

16.

3.3. Особенности сотрудничества с семьями воспитанников в рамках ДПОУ

17

17.

Приложения:

Приложение № 1 – мониторинг реализации дополнительной образовательной программы

18 - 19

18.

Приложение 2 – дополнение

20

19.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.

Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.
      В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:
 — от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;

— от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;

— от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

— от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

— от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
      Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится
личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.      Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
      Концепция базируется на следующих принципах:
— непрерывности развития ребенка;

— общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;

— развития творческих способностей у детей;

— развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;

— развития и укрепления здоровья личности;

— развития духовно-нравственных убеждений личности;

— развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

— преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
      Основаниями для
реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:

— ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;

— создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;

— организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;

— подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;

— обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
            Развивающие технологии содержат:
развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
  Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
      
Основными принципами подготовки к обучению являются:
— единство развития, обучения и воспитания;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— комплексный подход

— систематичность и последовательность

— вариативность и вариантность;

— сознательность и творческая активность;

— наглядность

— доступность и достаточность.

В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.
      Основными задачами
подготовки к обучению являются:
— охрана и укрепление здоровья;

— развитие психических функций и качеств личности;

— обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе.

Ступень подготовки к обучению выступает как самостоятельный законченный блок. Переходная ступень обеспечивает преемственность в развитии и образовании дошкольного и начального обучения. Подготовка к обучению включает довольно разнообразное содержание, целью которого является развитие ребенка.

Новизна программы в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование устойчивых умений и навыков  воспитанников детского сада.

Актуальность программы

В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из дошкольного учреждения человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы,  можно с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков начальной школы и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом. ФГОС ДО направлены на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.             

Цель программы: формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить  следующие  задачи:

Обучающая:

сформировать у детей элементарные математические представления; способствовать увеличению объема внимания и памяти, формированию нестандартного мышления, ввести  в активную речь простейшие математические термины, развить умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, синтезировать;

 Развивающая: 

развивать  образную ассоциативную память, внимание, творческие способности,  воображение как основу творческой деятельности; развивать  логическое мышление, вариативность мышления, координацию мелкой  моторики рук;  умение доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточено, планировать и контролировать свои действия; развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
 Воспитательная: 

воспитывать умение общаться со взрослыми, со сверстниками;

 умение заниматься в коллективе, взаимодействовать друг с другом без конфликтов;

Ожидаемые результаты:
Формирование у ребёнка таких качеств, как осведомленность, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения.

                         1.2.Возрастные особенности  детей от 5 до 7 лет

 

Характеристика возрастных возможностей логического мышления  детей   от 5 до 7 лет

Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

                                1.3. Характерные особенности программы:

  1. Воплощение концепции личностно- ориентированной модели развития и воспитания детей.
  2. Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.
  3. Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в обучении.
  4. Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.
  5. Использование новейших разработок по теме «Интеллектуальное развитие дошкольников»;  широкое применение наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, игры Воскобовича,  игры «Геоконт», «Танграм»,  «Сценарии занятий с дошкольниками» под ред.Е.А Ульевой, Рабочие тетради + 5, + 6;
  6. Применение здоровье сберегающих технологий (хождение по шипованным дорожкам,
  7. Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному.
  8. Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться.
  9. Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем.

В реализации программы участвуют дети в возрасте от 5 до 7 лет.

1.4.Планируемые результаты освоения воспитанниками образовательной   программы

Данная программа призвана сформировать у воспитанников устойчивый интерес к предлагаемой деятельности,  использованием умений и навыков, которые были приобретены на занятиях, в повседневной жизни.

.      Ребенок 5-7 лет  умеет: 

  • Выделять свойства предметов;
  • Сравнивать предмет или группы предметов по одному или несколько признакам;
  • Выполнять различные логические операции;
  • Строить высказывания, делать умозаключения;
  • Самостоятельно продолжать ряд из предметов или фигур по одному или нескольким признакам.
  • Определять правильную последовательность; решать логические задачи

                                                 Характеристика детей

Общее количество детей

20

Количество мальчиков

Количество девочек

Количество детей коренной национальности

0

Количество детей – инвалидов

1

Количество детей - мигрантов

-

Количество детей с аллергическими

заболеваниями

-

Количество детей с хроническими

заболеваниями

-

Количество детей с ОВЗ (нарушения речи)

-

Количество опекаемых детей

Количество детей с I группой здоровья

Количество детей с II группой здоровья

Количество детей с III группой здоровья

Количество детей с IV группой здоровья

-

Количество детей с V группой здоровья

-

                                    II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 2.1.  Годовой календарный учебный график на 2019 -2020 учебный год

работы платной образовательной услуги «Интеллектуальный кружок «Смекалочка»

Период

продолжительность

Кол-во дней

Период учебного года

01.10.2019 -31.05.2020

 недель –  дней

Недельный режим работы

2 дня

в 1 неделю

Праздничные дни

01.01.2019 - 08. 01. 2018 г.,

23.02.2018 г.,

08.03.2018г.,

01.05.2018 г.

09.05.- 09.05.2018 г.

12 дней

ИТОГО: Количество учебных недель за период обучения

 32 недели 1 день

161 день

 2.2. Учебный план «Интеллектуального кружка «Смекалочка»

Платная образовательная услуга

группа

в неделю

всего

коли-чество

длительность (в минутах)

Коли-чество

Длительность (в минутах)

подготовительная к школе группа, старшая группа

2

25 - 30

66

1980

Организация работы кружка:

Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю в  определённые дни.

Продолжительность занятия   25 - 30 мин;  (группа детей от 5 до 7 лет).

Количество детей в группе – 11 человек (старшая гр); 9 человек (подготовительная гр)

Формы и режим занятий

Занятия проводятся вне основного образовательного процесса; занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Каждое занятие строится по схеме:

1. Вводная, вступительная часть (2–3 мин.)

Цель – психологический настрой детей на установление благожелательного эмоционального контакта. Приветствие (ритуал, вначале предложенный взрослым потом самими детьми)

2. Основная часть.

Одна или две игры – упражнения, с обязательной физкультминуткой между ними или в середине.

Цель – игровое освоение основных математических знаний и умений, объединенных общими задачами и темой. (15–20 мин.)

3. Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия (2–3 минуты)

Цель – поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы.

Занятия проводятся вне основного образовательного процесса. Занятия могут проходить по подгруппам, индивидуально.

                                                               2.3. График

работы руководителя платной образовательной услуги:

«Интеллектуальный кружок «Смекалочка»

на 2019-2020  учебный год

Группа

День недели

время

Группа (5 – 7 лет)

Вторник, четверг

16.45 – 17.30

2.4 Программно – методическое обеспечение

             

1. Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».
2. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
3. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» - пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2002г.
4. Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления»
5. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А.Р., 2000г.
6. Тихомирова Л.Ф. «Логика». Ярославль, А.Р., 2000г.
7. Венгер А.Л., Венгер Л.А. «Домашняя школа мышления».

8. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников.  – М.: Просвещение, 2000.

9.Е.А.Ульева «Сценарии занятий с дошкольниками» - М. «ВАКО». 2016г

10.В.В.Воскобович «Солнечные лабиринты игры» -

 

                         

                               2.5. Материально-техническое обеспечение ПДОУ

Платная дополнительная образовательная услуга

           Содержание предметно-пространственной среды

Интеллектуальный

кружок «Смекалочка»

Игры Воскобовича; Блоки Дьёнеша; Палочки Кюизенера; игра «Геоконт», тетради с заданиями под редакцией Е.А Ульевой, Танграм,  Колумбово яйцо, рабочие тетради + 5, + 6;

                                  2.6. Мониторинг реализации программы кружка

«Интеллектуальный кружок «Смекалочка»

 

Фамилия, имя ребенка

Знание геометрич. фигур, умение показать по слову

Знание

4-х  св-в (цвет, форма,

величина,

толщина)

Нахожден.

по карточке-схеме

Нахождение предмета по слову, удерживая в памяти

Отсутствие

свойства с

использов.

карт«НЕ»

Умение опери-ровать

2-мя свойст-

вами

Умение опери-ровать

3-мя свойст-

вами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 8 – 10 баллов – сформированы (максимальное количество баллов)

4 – 7 баллов – находятся в стадии формирования

1 – 3 балла – не сформированы                                                                              

                                          III.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ

          3.1. Комплексно-тематическое планирование для детей 5 - 7 лет

Месяц

Число занятия

Задачи

Средства реализации

Октябрь

1-10

- Развитие внимания и наблюдательности.
- Формирование представления о символическом изображении вещей.
- Формирование умения рассуждать.

  Дидактическая игры: «Весёлое путешествие»

«Волшебные превращения»

«Отгадай слово»

«Поиск затонувшего клада» (блоки Дьенеша - альбом)

Рабочие тетради (+5; +6)

Ноябрь

11 - 18

- Развитие конструктивных способностей.
-  Умение строить упорядоченные ряды по выбранному признаку.
-  Развитие математических понятий о составе числа при помощи схем.
-  Формирование умения находить основание для сравнения.

Игры – головоломки:

 «Уникуб»,

«Кубики для всех».

«Найди закономерность, дорисуй»,

«Числовая лесенка» (палочки Кюизенера);

Д/игры «Логическая цепочка», «Случайная фигура», «Отгадай слово»

Рабочие тетради (+5; +6)

Декабрь

19 - 26

- Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.
- Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.
-  Формирование представления о символическом изображении вещей.
- Развитие речи, мышления

 игры с блоками Дьенеша: «Праздник в стране Блоков» - альбом с заданиями.
«Д/игры «Загадочный шкаф», «Загадки и отгадки», «Отгадай слово»

Рабочие тетради (+5; +6)

Январь

27 - 32

- Формирование умения упорядочивать предметы по выбранным признакам.
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие умения действовать согласно алгоритму.
- Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации.

Д/игры «Рассеяный художник», «Лучшее человеческое качество», «Отгадай слово»

Игры с палочками Кюизенера: «Кростики. Игры с блоками Дьёнеша
Рабочие тетради (+5; +6)

Февраль

33 - 40

- Формирование конкретного смысла действий сложения и вычитания.
- Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения.
- Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.
- Формировать умение описывать определённое понятие.

 Д/игры «Мальчики и девочки», «Недостающее звено», «Отгадай звено»

Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера)

 «На золотом крыльце» - альбом с заданиями.
Рабочие тетради (+5; +6)

Март

41 - 48

- Формирование понятия об отрицании некоторого свойства и о логической операции, обозначаемой союзом «и».
- Развитие внимания, умения анализировать и сравнивать объекты по самостоятельно выделенным свойствам.
- Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.
- Формирование умения устанавливать логические связи.

Игры с кругами Эйлера (блоки Дьенеша, игрушки).
Игры с Блоками: «Дорожки», Домино», «Найди пару», Поймай тройку».  
Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры.
«Общее название», «Подходящее слово» Рабочие тетради (+5; +6)

Апрель

49 - 56

- Формирование представлений о случайных и достоверных событиях (исход опыта).
- Развитие умения разбивать множества на классы, производить логические операции.
- Развитие умения сравнивать.

Д/игры «Подходящая пара», «Страшное животное», «Отгадай слово», «Чудо – соты»;

«Круги Эйлера» (Блоки Дьенеша).
«Перепутаница»

Рабочие тетради (+5; +6)

Май

57 - 66

- Развитие комбинаторных способностей, представлений о симметрии.
- Упражнение в сравнении чисел, выявлении их отношений, классификации.
- Формирование умения кодировать и декодировать информацию о свойствах объектов.
- Развитие умения рассуждать, делать умозаключения.

Д/игры «Противоположности», «Лишний предмет», «Подходящий транспорт», «Загадочная дверь»
«Раздели блоки» (блоки Дъенеша).
Рабочие тетради (+5; +6)

 

3.2. Лист здоровья воспитанников

п/п

Коды детей

мебели

Группа здоровья

Физическое развитие

Физкультурная

 группа

Рекомендации

1

Г.Я

I

II

Средне-гармоничное

       основная

Профилактика ОРЗ, режим дня

2

Д.Е

1

11

3

М.А

1

I

Средне-гармоничное

основная

Профилактика ОРЗ, режим дня

4

М.М

1

I

Средне-гармоничное

основная

Профилактика ОРЗ, режим дня

5

Н.К

1

II

Средне - гармоничное

основная

«Д» - невролог

6

О.Д

1

V

Ниже среднего

основная

Инвалид

«Д» - невролог, занятия с логопедом

7

О.М

I

I

Средне - гармоничное

основная

Профилактика ОРЗ, режим дня

   8

П.Ю

I

II

Ниже среднего

основная

«Д» - окулист

9

С.П

I

II

Ниже среднего

основная

«Д» - невролог, занятия с логопедом.

10

К.М

1

11

Средне - гармоничное

основная

хирург

11

К.С

1

11

Средне - гармоничное

основная

логопед

12

А.К

11

1

Средне - гармоничное

основная

Профилактика ОРЗ, режим дня

13

В.Д

1

11

Средне - гармоничное

основная

Профилактика ОРЗ, режим дня

14

   З.М

11

1

Средне - гармоничное

основная

Профилактика ОРЗ, режим дня

15

М.М

1

11

Средне - гармоничное

основная

Профилактика ОРЗ, режим дня

16

С.Д

1

11

Средне - гармоничное

основная

Профилактика ОРЗ, режим дня

17

Ш.Б

11

11

Средне - гармоничное

основная

эндокринолог

18

Ш.В

11

1

Средне - гармоничное

основная

Профилактика ОРЗ, режим дня

19

Ш.И

1

11

Ниже среднего

основная

логопед

20

Ч.М

1

11

Ниже среднего

основная

логопед

                 

                                                    3.2.Учебно – календарный план  для детей 5-7 лет

Дата

занятия

Тема

                            Программное содержание

Кол-во

по плану

Кол-во

по факту

Примечание

01.10.19

1

Свойства: цвет

Игра «Угадай цвет»

Сформировать пространственные представления ближе, дальше;  умения выявлять свойства предметов, анализировать, строить умозаключения; развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, глазомер, мелкую моторику руки.

1(25-30)

1(25-30)

03.10.19

2

Свойства: форма

Игра «Угадай форму»

Сформировать пространственные представления выше, ниже; отработать навыки сравнения; умение  выделять свойства предметов (форму и цвет); анализировать, строить умозаключения;   развивать логическое мышление, внимание, память, речь,    

1(25-30)

1(25-30)

08.10.19

3

Свойства: размер

Игра «Конструктор»

Сформировать  умение  выявлять свойства  предметов

(величину, цвет, форму), анализировать, рассуждать;

развивать логическое мышление, внимание, память.

   1(25-30)

1(25-30)

10.10.19

4

Сравнение предметов

Игра «Чем отличается?»

Сформировать умение выделять признаки предметов,

анализировать, сравнивать, рассуждать, развивать  

логическое мышление, внимание, память, речь.     

1(25-30)

125-(30)

15.10.19

5

Сравнение предметов

Игра «Пирожки»

Сформировать умение выделять признаки предметов,

 пространственные представления, развивать навыки

работы в тетради, мышление, внимание, память,

глазомер, мелкую моторику руки.

1(25-30)

1(25-30)

17.10.19

6

Сравнение предметов по двум признакам

Игра «Листья»

Сформировать  умение выделять признаки предметов, анализировать, сравнивать, рассуждать; развивать логическое мышление, внимание, память.

1(25-30)

1(25-30)

22.10.19

7

Игра «Угадай форму и цвет» (сравнение по 2 признакам)

Сформировать умение выделять признаки предметов, анализировать, сравнивать, рассуждать; развивать логическое мышление, внимание, память.

1(25-30)

1(25-30)

24.10.19

8

Сравнение предметов по трём признакам

Игра «На что похоже?»

Сформировать  умение выделять признаки предметов

сравнивать, рассуждать; развивать логическое мышление, внимание, память.

1(25-30)

1(25-30)

29.10.19

9

Определение понятий

Игра «Угадай фигуру»

Сформировать умение выделять признаки предметов,

анализировать, сравнивать, обобщать, строить

умозаключения ,развивать логическое мышление, внимание,

память, речь, воображение.

1(25-30)

1(25-30)

31.10.10

10

Игра на развитие

м/моторики

«Разноцветные ленточки»

Сформировать умение выделять признаки предметов,

анализировать, сравнивать, обобщать, строить умозаключения

развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение.

1(25-30)

1(25-30)

Итого:

10

10

05.11.19

11

     Обобщение

Игра «Что общего?»

Сформировать  умение выделять признаки предметов, анали-

зировать,  сравнивать, рассуждать; развивать логическое

мышление, внимание, память, воображение.

1(25-30)

1(25-30)

07.11.19

12

       Обобщение

Игра «Друзья»

Сформировать  умение выделять признаки предметов, анали-

зировать,  сравнивать, рассуждать; развивать логическое

мышление, внимание, память, воображение.

1(25-30)

1(25-30)

12.11.19

13

Классификация

Игра «Магазины»

Сформировать умение выделять признаки предметов, анали

зировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, строить

умозаключения, развивать логическое мышление, внимание

память, речь.

1(25-30)

1(25-30)

14.14.19

14

Классификация

Игра «Разложи ткань»

Сформировать умение выделять признаки предметов, анали

зировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, строить

умозаключения, развивать логическое мышление, внимание

память, речь.

1(25-30)

1(25-30)

19.11.19

15

Отрицание

Игра «Мозаика»

Сформировать умение выделять признаки предметов, анали

зировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, строить

умозаключения, развивать логическое мышление, внимание

память, речь.

1(25-30)

1(25-30)

21.11.19

16

Утверждение и отрицание.

Игра «Угадай фигуру»

Сформировать умение выделять признаки предметов, анали

зировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассужд

ать, развивать логическое мышление, внимание,память, речь.

1(25-30)

1(25-30)

26.11.19

17

Сочетание признаков

Игра «Домики»

Сформировать умение выделять признаки предметов, анали

зировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассужд

ать, развивать логическое мышление, внимание,память, речь

1(25-30)

1(25-30)

28.11.19

18

Сходство и различие

Игра «Коробки»

Сформировать умение выделять признаки предметов, анали

зировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассужд

ать, развивать логическое мышление, внимание,память, речь

1(25-30)

1(25-30)

Итого:        8

8

03.12.19

19

Сопоставление и выбор

Игра «Выбери игрушку

Сформировать умение выделять признаки предметов, определять последовательность, анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение.

1(25-30)

1(25-30)

05.12.19

20

Последовательность

Игра «Исправь ошибку»

Сформировать умение выделять признаки предметов,

определять последовательность, анализировать, сравнивать,

обобщать, рассуждать, развивать логическое мышление,

внимание, память, речь, воображение.

1(25-30)

1(25-30)

10.12.19

21

Последовательность

Игра «Что следующее?»

Сформировать умение выделять признаки предметов,

определять последовательность, анализировать, сравнивать,

обобщать, рассуждать, развивать логическое мышление,

внимание, память, речь, воображение.

1(25-30)

1(25-30)

12.12.19

22

Анализ

Игра «Что лишнее?»

Сформировать умение выделять признаки предметов,

анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать,

развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение.

1(25-30)

1(25-30)

17.12.19

23

Анализ

Игра «Разложи в две коробки»

Сформировать умение выделять признаки предметов,

анализировать, сравнивать, обобщать, строить

умозаключения ,развивать логическое мышление, внимание,

память, речь, воображение. 

1(25-30)

1(25-30)

19.12.19

24

Синтез

Игра «Составь картинку»

 Сформировать умение выделять признаки предметов,

анализировать, сравнивать, обобщать, строить

умозаключения ,развивать логическое мышление, внимание,

память, речь, воображение.

1(25-30)

1(25-30)

24.12.19

25

Синтез

Игра «Сложи фигуру»

Сформировать умение выделять признаки предметов,

анализировать, сравнивать, обобщать, строить

умозаключения ,развивать логическое мышление, внимание,

память, речь, воображение.

1(25-30)

1(25-30)

26.12.19

26

Логическая игра «Домино»

 Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму    размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.

1(25-30)

1(25-30)

Итого:   8

8

09.01.20

27

Определение понятий

Игра «Что лишнее?»

Сформировать умение выделять признаки предметов,

анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать,

развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение.

1(25-30)

1(25-30)

14.01.20

28

Комбинаторика

Игра «Построй скворечник»

Сформировать умение выделять признаки предметов,

анализировать, сравнивать, обобщать, строить

умозаключения ,развивать логическое мышление, внимание,

память, речь, воображение.

1(25-30)

1(25-30)

16.01.20

29

Комбинаторика

Игра «Яблоки»

Сформировать умение выделять признаки предметов,

анализировать, сравнивать, обобщать, строить

умозаключения ,развивать логическое мышление, внимание,

память, речь, воображение.

1(25-30)

1(25-30)

21.01.20

30

Деление на группы

Игра «На что похоже?»

Сформировать умение выделять признаки предметов, анали

зировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассужд

ать, развивать логическое мышление, внимание,память, речь

1(25-30)

1(25-30)

23.01.20

31

Нахождение сходства

Игра «Моё»

Сформировать умение выделять признаки предметов, анали

зировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассужд

ать, развивать логическое мышление, внимание,память, речь

1(25-30)

1(25-30)

28.01.20

32

Нахождение различия

Игра «Что изменилось?»

Сформировать умение выделять признаки предметов,

анализировать, сравнивать, обобщать, строить

умозаключения ,развивать логическое мышление, внимание,

память, речь, воображение.

1(25-30)

1(25-30)

30.01.20

33

Комбинаторика

Игра «Поезд»

 Сформировать умение выделять признаки предметов,

анализировать, сравнивать, обобщать, строить

умозаключения ,развивать логическое мышление, внимание,

память, речь, воображение.

1(25-30)

1(25-30)

Итого:  7

7

04.02.20

34

Сравнение предметов по трём признакам

Игра «Камешки»

Сформировать  умение выделять признаки предметов, анали-

зировать,  сравнивать, рассуждать; развивать логическое

мышление, внимание, память, воображение.

1(25-30)

1(25-30)

06.02.20

35

Сопоставление и вывод.

Игра «Друзья»

Сформировать умение выделять признаки предметов,

анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать,

 рассуждать, развивать логическое мышление, внимание, память, речь 

1(25-30)

1(25-30)

11.02.20

36

Игры «Весёлое путешествие»,

«Волшебные превращения»

Сформировать  умение выделять признаки предметов, анали-

зировать,  сравнивать, рассуждать; развивать логическое

мышление, внимание, память, воображение.

1(25-30)

1(25-30)

13.02.20

37

Игра «Логическая цепочка»

Сформировать умение выделять признаки предметов,

анализировать, сравнивать, обобщать, строить

умозаключения ,развивать логическое мышление, внимание

1(25-30)

1(25-30)

18.02.20

38

Игры «Рассеянный

художник», «Недостающее звено» 

Сформировать умение выделять признаки предметов, анали

зировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассужд

ать, развивать логическое мышление, внимание,память, речь

1(25-30)

1(25-30)

20.02.20

39

Игры «Общее название», «Подходящая пара»

Сформировать умение выделять признаки предметов, анали

зировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассужд

ать, развивать логическое мышление, внимание,память, речь

1(25-30)

1(25-30)

25.02.20

40

Игры «Противоположности», «Лишний предмет»

Сформировать умение выделять признаки предметов,

анализировать, сравнивать, обобщать, строить умозаключения

развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение.

1(25-30)

1(25-30)

27.02.20

41

Игры «Сказочные герои», «Перепутаница»

Сформировать умение выделять признаки предметов,

анализировать, сравнивать, обобщать, строить умозаключения

развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение

1(25-30)

1(25-30)

Итого:         8

8

03.03.20

42

Игры: «Разложи пропущенные фигуры» 

Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа разложения фигур;  закрепить представления о свойствах геометрических фигур. 

1(25-30)

1(25-30)

05.03.20

43

Игра «Волшебное дерево»,  

 Развивать представление  о символическом изображении предметов;  умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление. 

1(25-30)

1(25-30)

10.03.20

44

Игра«Перемещение» (по принципу пятнашек)

Упражнять в классификации геометрических фигур по цвету и форме. Развивать пространственное, логическое мышление, восприятие, внимание. 

1(25-30)

1(25-30)

12.03.20

45

Игра «С двумя обручами» 

Формировать операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам с использованием кодов и без них; определение областей пересечения в играх с двумя обручами. Развивать логическое мышление, внимание. 

1(25-30)

1(25-30)

17.03.20

46

Игра: «Ромашка»

Закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам; закреплять цвет и форму геометрических фигур; определять область пересечения в игре с овалами. Развивать логическое мышление и внимание 

1(25-30)

1(25-30)

19.03.20

47

Игра: «Бабочка » 

Развивать умение составлять бабочку из геометрических фигур. Закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать способности расшифровывать информацию, изображённую на карточке,  внимание, логическое мышление. 

1(25-30)

1(25-30)

24.03.20

48

Игра «Собачка»  

Развивать умение составлять животное из геометрических фигур. Закреплять знания геометрических фигур. Развивать внимание, логическое мышление

1(25-30)

1(25-30)

26.03.20

49

Игра «Домино»

 Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.

1(25-30)

1(25-30)

31.03.20

50

Игры «Восьмёрка»,

 «Логоформочки»

Развивать внимание, память, речь, мышление, мелкую моторику рук; учить конструировать цифры с помощью палочек

1(25-30)

1(25-30)

Итого: 9

9

02.04.20

51

Игры «Кораблик Плюх – плюх», «Волшебный квадрат» (2-х цветн)

Учить детей складывать фигуры по схемам сложения, запоминания алгоритма конструирования;   развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику рук.

1(25-30)

1(25-30)

07.04.20

52

 Игры «Чудо – крест

ики», «Геоконт»

 (с применением ИКТ)

Совершенствовать процессы логического и пространственного мышления, внимания;  развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику рук.

 

1(25-30)

1(25-30)

09.04.20

53

Игры «Чудо – крест

ики», «Геоконт»

 (с применением ИКТ)

Развивать познавательные и творческие способности.

 Закрепить понятия: прямая,  вертикальная линия. Совершенствовать процессы логического и пространственного мышления, внимания.

1(25-30)

1(25-30)

14.04.20

54

Конструирование «Альбом фигурок» игра «Чудо – соты»

Учить детей конструировать предметные формы по схемам; развивать память, речь, творческое воображение; учить складывать цветы из «лепестков» по содержанию сказки.

 

1(25-30)

1(25-30)

16.04.20

55

Игры «Чудо – крестики»,«Геоконт

 

Способствовать познанию геометрических фигур (стороны, углы), развитию творческого воображения;

1(25-30)

1(25-30)

21.04.20

56

Игра «Поляна чудесных цветов» «Чудо – цветик», «Геоконт»

Продолжать знакомить детей с углами: прямой, острый, развёрнутый; развивать логическое мышление, память, внимание.

1(25-30)

1(25-30)

23.04.20

57

Игра «Как зверята грибы собирали» «Чудо – крестики»  

Развивать память, речь, творческое воображение,  познавательные и творческие способности.

1(25-30)

1(25-30)

28.04.20

   58

Творческая игра «Как кораблик «Плюх-плюх» путешествовал» 

Развивать внимание, память, речь, мышление, мелкую моторику рук; продолжать знакомить детей с понятием «отрезок».

1(25-30)

1(25-30)

30.04.20

 59

Досуг«Путешествие в Фиолетовый в лес»

Учить детей конструировать предметные формы по схемам; развивать память, речь, творческое воображение;

1(25-30)

1(25-30)

Итого: 9

9

Итого: 59

      59

Май: проведение итоговой диагностики;

Предполагаемый результат:

     ребенок 5-7 лет  умеет: 

  • Выделять свойства предметов;
  • Сравнивать предмет или группы предметов по одному или несколько признакам;
  • Выполнять различные логические операции;
  • Строить высказывания, делать умозаключения;
  • Самостоятельно продолжать ряд из предметов или фигур по одному или нескольким признакам.
  • Определять правильную последовательность;
  • Решать логические задачи;

3.2.План взаимодействия с родителями

Содержание

Цель

Дата

Итоговый документ

1.

Консультация «Развитие логического мышления у детей

5 – 7 лет»

Повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам  развития логического мышления детей  дошкольного возраста.

Октябрь

Конспект, фото

2

Ширма. «Рекомендации: «Как организовать игры детей с использование занимательного математического материала»

Познакомить родителей с математическими играми, которые можно использовать для развития детей логического мышления.

 

Ноябрь  

Фотоотчёт

3

День открытых дверей «Путешествие в страну чудес»

Познакомить родителей с играми, физ. минутками математического содержания, которые можно использовать в течении дня.

Декабрь

Фотоотчёт

4

Буклет «Занимательные игры»

Познакомить родителей с логическими играми, которые можно использовать в совместных мероприятиях.

 

Январь

Фотоотчёт

5

Выставка популярных книг и пособий для родителей «Учимся, играя»

Познакомить родителей с популярной литературой и пособиями для развития логического мышления детей.

 

Февраль

Фотоотчёт

6

Изготовление дидактических игр «Чудесные превращения», «Четвертая картинка», «Что для кого?»

Привлечь родителей к совместному изготовлению дидактических игр по развитию логического мышления.

 

Март

Фотоотчёт

7.

 Фото – выставка «Мы занимаемся, играем – математику мы знаем»

Повысить компетентность родителей в вопросе формирования логического мышления детей 5 – 7 лет

 

Апрель

Фотоотчёт

8.

Развлечение с приглашением родителей, использование занимательного материала «Теремок»

Развивать творческое взаимодействие родителей и детей

 

Май

Фотоотчёт

                                                                                                             

                                                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Диагностический мониторинг  уровня интеллектуальных способностей

Сформированы предполагаемые умения и навыки:

Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Предполагаемые умения и навыки находятся в стадии формировании. Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Предполагаемые умения и навыки не сформированы. Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не способен делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса. Не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив.

Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе

                                    Мониторинг реализации программы кружка

«Интеллектуальный кружок «Смекалочка»

 

Фамилия, имя ребенка

Знание геометрич. фигур, умение показать по слову

Знание

4-х  св-в (цвет, форма,

величина,

толщина)

Нахожден.

по карточке-схеме

Нахождение предмета по слову, удерживая в памяти

Отсутствие

свойства с

использов.

карт«НЕ»

Умение опери-ровать

2-мя свойст-

вами

Умение опери-ровать

3-мя свойст-

вами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 8 – 10 баллов – сформированы (максимальное количество баллов)

4 – 7 баллов – находятся в стадии формирования

1 – 3 балла – не сформированы                                                                              

                                                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ДОПОЛНЕНИЯ (изменение списочного состава группы, закрытие детского сада и т.д.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...