Конспекты дидактических игр для развития математических представлений у детей дошкольного возраста с использование игровых пособий ПМК "Мозаичный ПАРК"
методическая разработка по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Мокеева Мариана Борисовна

Конспекты дидактических игр для развития математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием игровых пособий ПМК "Мозаичный ПАРК"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_didakticheskih_igr.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты дидактических игр по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием игровых пособий ПМК «Мозаичный ПАРК».

1.Развивающая игра «Строим дом» (для детей среднего дошкольного возраста)

Цель: учить считать до 5; объединять предметы по смыслу; обозначать группы предметов обобщающими словами.

Материал и оборудование: Карточки с изображением цветов, животных, игрушек, съедобных предметов (фон карточек – желтого, зеленого, красного и синего цвета, количество предметов в каждой группе –до 5); конструктор «Мягкие блоки» (ПМК «Мозаичный ПАРК»).

Ход игры

Игра проводится на гладкой поверхности, не ограничивающей движения ребенка, например, на полу.

Педагог произвольно раскладывает карточки изображением вверх. Ребенку предлагается построить домик для предметов, которые чем-то похожи друг на друга.

Сначала ребенок отбирает по любому общему признаку несколько карточек, объясняет, в чем их общность. Самостоятельно или по просьбе воспитателя называет всю группу одним обобщающим словом. После этого приступает к постройке домика. Воспитателю важно обратить внимание ребенка, что размер домика должен соотноситься с количеством предметов на выбранных карточках. В конце работы педагог вместе с ребенком считают, сколько этажей у домика, сколько кубиков использовано для постройки основания и т.п.

2. Дидактическая игра «Веселое домино» (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Закреплять навыки счета; запоминать цифры; решать арифметические примеры; развивать логическое мышление, внимание и память; развивать мелкую моторику.

Материал и оборудование: Комплект «Веселая математика» (ПМК «Мозаичный ПАРК»).

Ход игры

Игра предназначена для детей от 6 лет. В процессе игры ребенок закрепляет навыки счета, запоминает цифры, решает арифметические примеры. В игру входят 36 карточек домино неправильной формы. На одной стороне изображены числа от 3 до 10 и кружки, на другой - суммы чисел (арифметические примеры) и кружки. Кружки из карточек вынимаются, и их можно использовать для счета, составления узоров, выкладывания цифр и других различных изображений на листе или столе. Карточки представляют собой детали пазла. Соединить их можно только определенным образом, что усложняет игру.

Игра начинается с того, что педагог объясняет детям правила игры. В свой ход каждый игрок должен добавить в цепочку домино одну из своих карточек так, чтобы не только количество кружков совпало с числом или примером, но и сложился пазл. Игра продолжается до тех пор, пока у кого-либо из игроков не закончатся карточки. Этот игрок считается победителем. Игра может завершиться и в том случае, если у игроков карточки остались, но ход сделать нельзя. Тогда игроки подсчитывают количество оставшихся карточек. В этом случае выигрывает тот, у кого после подсчета окажется меньше всего карточек.

3. Дидактическая игра «Разложи фигуры в свои домики» (для детей младшего дошкольного возраста)

Цель: Учить подбирать и сопоставлять разные геометрические фигуры по форме, размеру и цвету; развивать логическое мышление.

Материал и оборудование: Комплект «Математика для малышей»: набор геометрических фигур и сортировщик «Цвет и высота» (ПМК «Мозаичный ПАРК»).

Ход игры

Игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Педагог на примере данного пособия показывает детям как можно сортировать фигуры из комплекта по форме, размеру и цвету. Затем педагог предлагает детям самим попробовать отправлять нужную фигуру в подходящий домик. Сначала детям предлагается разложить фигуры по форме, далее по цвету и в порядке возрастания по высоте. Когда дети полностью заполнят сортировщик нужными фигурами, педагог оставляет пустыми некоторые ячейки и предлагает детям самим заполнить сортировщик недостающими геометрическими фигурами.

4. Дидактическая игра «Геометрическое лото» (для детей среднего дошкольного возраста)

Цель: Учить выделять различные геометрические фигуры; формировать способность к прогнозированию; способствовать построению логических причинно – следственных связей.

Материал и оборудование: Карточки с изображением разноцветных геометрических фигур и конструктор «Мягкие блоки» (ПМК «Мозаичный ПАРК»).

Ход игры

Педагог раздает детям карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, цветовым сочетанием. Сначала ведущим является педагог, затем его может сменить кто-то из детей. Ведущий по одной вытаскивает из мешка фигуры из конструктора «Мягкие блоки». Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Кто первый закроет свою карточку фигурами, рассказывает ведущему, какие у него фигуры и в каком порядке они расположены. Впоследствии можно увеличить число фигур на карточке до 6.

5. Дидактическая игра «Найди такой же» (для детей младшего и среднего возраста)

Цель: Учить узнавать по форме знакомый предмет среди нескольких, имеющих сходную форму, воспитывать познавательную активность, учить приемам осязательного обследования.

Материал и оборудование: Два комплекта «Волшебные мешочки»: «Геометрия» (геометрические объемные фигуры в мешочке) (ПМК «Мозаичный ПАРК»).

Ход игры

Дети садятся на стулья полукругом. На столе предметы и два мешочка. Педагог показывает детям, как просунуть руки в мешок, а затем поочередно вытаскивает из коробки каждый предмет и ставит на стол. Дети рассматривают и называют каждый предмет. После этого педагог вызывает одного ребенка, чтобы он уложил предметы одного комплекта в мешок. Другой комплект во второй мешок складывает сам, вызывает двух детей, сажает за стол, считалочкой выбирает из них того, кто будет начинать первым, и объясняет, как играть. Первый ребенок должен просунуть руки в мешок, где находится не более пяти предметов, определить на ощупь выбранный им предмет (поворачивая и ощупывая двумя руками), назвать его, вытащить из мешка, показать всем и поставить на стол. При этом нужно сказать: «У меня есть (название предмета), а у тебя?»

Второй ребенок должен на ощупь найти в своем мешке такой же предмет и назвать его: «У меня тоже есть ...», достать из мешка и поставить на стол. Дети оценивают правильность выбора. Затем игра повторяется с другими участниками. При желании дети могут играть в эту игру без участия педагога, а лишь под его контролем, что будет способствовать сближению детей и развитию их самостоятельности.

6. Дидактическая игра «Широкая и узкая» (для детей младшего дошкольного возраста)

Цель: Учить сравнивать предметы по ширине способом наложения и группировать их по одному признаку; употреблять в речи результаты сравнения: широкая, узкая.

Материал и оборудование: Цветные полоски (разной ширины, но равной длины); комплект деревянных машинок – каталок (ПМК «Мозаичный ПАРК»).

Ход игры

Педагог раскладывает на столе цветные полоски и машинки – каталки. Затем задает детям вопросы: «Ребята, скажите, где ездят машины?» (по дороге). Педагог рассказывает детям о том, что дороги бывают широкие и узкие. Далее спрашивает какого цвета полоски и как можно определить, какая широкая, а какая узкая полоска. Дети отвечают на вопросы, определяют способом наложения или приложения, какие полоски узкие, а какие широкие.

Педагог предлагает из полосок построить дороги, а затем выбрать машину и нужную ей дорогу. Педагог задает детям вопросы: «Скажите, какая машина может проехать по узкой дороге? По широкой?»

Педагог предлагает выбрать ту дорогу, по которой будет ехать их машина и проехаться по ней. Выполнив задание, дети рассказывают, какую машину они выбрали и по какой дороге она поедет.

7. Дидактическая игра «Собери пирамидку» (для детей младшего дошкольного возраста)

Цель: Учить детей различать формы, развивать мелкую моторику, пространственное воображение, цветовосприятие, логическое мышление.

Материал и оборудование: Комплект «Логика для малышей»: пирамидка «Веселые фигурки» (ПМК «Мозаичный ПАРК»).

Ход игры

Педагог раскладывает пирамидку на столе и предлагает детям внимательно рассмотреть фигурки: какой они формы и цвета. Затем говорит детям: «Сейчас мы с вами будем нанизывать фигурки на штырьки разной формы (квадратной, круглой, прямоугольной, и треугольной)». Сначала педагог показывает на примере, как нужно подбирать и нанизывать фигурки. А далее предлагает детям самим попробовать собрать пирамидки. Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется. Во время игры педагог поощряет и стимулирует действия детей. Когда дети выполнят задание, педагог спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур состоит эта пирамидка, другая и т.п.?». Дети рассматривают получившиеся пирамидки, с помощью педагога вспоминают и называют геометрические фигуры (квадраты, круги, прямоугольники, треугольники).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием ПМК "Мозаичный ПАРК"

Презентация из опыта работы структурного подразделения "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с исп...

Консультация для родителей "РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

Особая  роль в развитии элементарных математических представлений принадлежит игровым технологиям. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных дете...

Методическая разработка «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»

Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задачи:- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.- Д...

Презентация к методической разработке «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»

Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задачи:- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.- Д...

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования головоломок

Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Автор раскрывается сущность основных понятий: «математические представл...