Картотека д/и по ФЭМП
картотека по математике (подготовительная группа)

Грачёва Ирина Михайловна

Картотека Д/и по ФЭМП на количество и счёт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_did._igr.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

1.Весёлый счёт

Цель: Учить детей прямому и обратному порядковому счёту в пределах десяти.

Материал: Карточки с изображением животных – 10 шт., карточка с изображением парусника – 1 шт.

Ход игры:

Прочитать детям рассказ «Веселый счёт», где козлёнок поочерёдно считает животных. Вместе с детьми помочь козлёнку посчитать животных, показывая их картинки. Определить цель счёта (для чего считал козлёнок животных). Помочь животным сойти на берег (упражнять детей в обратном счёте).

2.Математическая рыбалка.

Цель: закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.

Материал: 10 картинок ведёрок, с изображёнными на них цифрами от 1 до 10; картинки рыбок на которых написаны примеры без ответов.

Ход игры:

Положить в ведро рыбку, у которой ответ на пример будет равен цифре на ведре.

3.Математические весы.

Цель: формировать умение считать до 10; умение уравнивать «гирьки» на весах.

Материал: настольные весы, на концах которых находятся крючки, на которые вешаются гирьки, гирьки с цифрами.

Ход игры:

Повесить на одну часть весов 3 гирьки, попросить детей повесить на другую часть весов столько же гирек, или больше на 1,…, меньше на 2,… т т.д.

4.Числовые домики.

Цель: Закреплять состав числа в пределах 10;

учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее;

 учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

Материал: Треугольники с цифрами, карточки с двумя окошками, в каждом окошке по одной цифре.

Ход игры:

Предложить детям построить многоэтажный дом. Сумма чисел на этаже должна равняться числу изображённому на крыше .Побеждает тот у кого будет самый высокий дом.

 

5.Больше, меньше, равно.

Цель: дать представления о знаках «больше», «меньше», «равно»;

Учить детей пользоваться ими.

Материал: большие карточки с предметами, маленькие со знаками «>», «<», «=».

Ход игры:

Раздать детям по одной большой карточке, и попросить поставить между предметами знак, соответствующий количеству предметов слевой и правой стороны.

6. Найди соседей числа.

Цель: развивать умение считать в пределах 10;

Развивать умение находить предыдущее и последующее число (соседей).

Материалы: цветные карточки- домики, разделённые на 3 окошка, в среднем окошке цифра, карточки с цифрами.

Ход игры:

Предложить детям взять один из домиков, назвать «хозяйку» этого домика (цифра в среднем окошке), найти её «соседей» (число меньше на 1 и число больше на 1).

7.Собери часы.

Цель: привлечь внимание детей к самостоятельной игровой деятельности;

Умение составлять целое из частей.

Материалы: цветные части пазлы, с изображёнными на них числами.

Ход игры:

Предложить детям правильно собрать часы из кусочков пазла.

8.Арифметика на магнитах.

Цель: развиваем умение считать до 10;

Находить число, соответствующее количеству предметов.

Материал: карточки с цифрами на магнитах, карточки с изображёнными на них предметами на магнитах, магнитная доска.

Ход игры:

Предложить детям сосчитать количество предметов на одной из карточек и найти цифру равную этому количеству.

9.Набор цифр и знаков

Цель: развивать умение считать в пределах 10;

Закреплять умение решать арифметические задачки на сложение и вычитание.

Материалы: пластмассовые цифры и знаки на магнитах.

Ход игры:

Предложить детям составить пример на вычитание и сложение.

10.Падающая башня.

Цель: развивать умение считать в пределах 10;

Развивать ловкость, умение устанавливать бруски аккуратно, чтобы башня не падала.

Материалы: деревянные бруски с цифрами, 2 кубика с цифрами.

Ход игры:

Предложить детям построить башню так, чтобы в каждом ряду было по 3 бруска в направлении, поперечном предыдущему. На столе окажется высокая 18 этажная башня. Установив очерёдность, игроки по очереди бросают кубик, чтобы определить цвет бруска, который он должен переместить. При этом игрок самостоятельно выбирает для атаки любой уровень и вытаскивает одной рукой один из брусков. Этот брусок оказавшийся в руках игрока, укладывается на новый верхний этаж сооружения. Везение и ловкость помогут выстроить игрокам башню вдвое больше начальной высоты. Виновник разрушения, считается проигравшим.

11.Время.

Цель: закреплять знание цифр от 1 до 10;

Учить определять время по механическим и электронным часам, а также ориентироваться во времени суток.

Материалы: цветные круглые карточки с изображением циферблата часов и выставленным на них временем, к каждой круглой карточке прилагаются 4 карточки с режимными моментами.

Ход игры:

Предложить детям подобрать к данному времени по 4 карточки с изображённым на них временем и режимным моментом.

12.Деревянные математические счёты

 с числовой лесенкой и примерами на сложение и вычитание.

Цель: развивать умение считать в пределах 10;

Формировать умение решать математические примеры на сложение и вычитание.

13.Арифметика.

Цель: развивать умение считать в пределах 10;

Знакомим с цифрами; упражнять в составлении и решении примеров.

Материалы: 48 игровых карточек.

Ход игры:

Предложить детям подобрать нужную цифру к картинкам.

14.Мои первые цифры.

Цель: развивать умение считать в пределах 10;

развивать умение считать в пределах 10;

Знакомим с цифрами; упражнять в составлении и решении примеров.

Материалы: 48 игровых карточек.

Ход игры:

Предложить детям подобрать нужную цифру к картинкам.

15.Всё для счёта.

(раздаточный материал)

Цель: развивать умение считать до 10;

Решать примеры, и составлять небольшие задачки.

Материалы: 4 комплекта карточек с цифрами от 0 до 9, математическими знаками +, -, =,>, и карточек с рисунками по 10 шт. каждого вида.

Ход игры:

Предложить детям сосчитать (ежей, ёлок, грибов, яблок);

Установить равенство, или найти большее или меньшее количество.

16.Пластмассовые кубики с цифрами и предметами.

Цель: развивать умение считать в пределах 10;

Упражнять детей в счёте;

Знание цифр, математических знаков.

Материалы: пластмассовые кубики, на сторонах которых нарисованы предметы и цифры, соответствующие этим предметам.

Ход игры:

17.Поставь правильно время.

Цель: развивать умение считать в пределах 10;

Закреплять умение подбирать геометрическую форму;

Формировать знания дней недели, времени года.

Материалы: деревянный планшет с изображённым циферблатом часов и стрелками, 12 вкладышами с цифрами от1 до 12 разной геометрической формы, циферблат со стрелкой «дни недели», циферблат со стрелкой «времена года».

Ход игры:

Устанавливаем время, подбирая вкладыши по форме, устанавливаем время года, день недели.

18.Домино «Весёлая зарядка»

Цель: Учить детей прямому, обратному, смешанному (вразнобой) счёту в пределах десяти. Развивать внимание, логическое мышление.

Материал: карточки – фишки

Ход игры:

Ход игры, так же, как и в игре «Домино». Только вместо картинок- цифры. Дети находят соответствующую картинку и таким образом игра продолжается.

19. «Помоги цыплятам»

Цель: учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.

Материал: игрушки (зайчики, морковки, утка с утятами, курица с циплятами)

Ход игры:

Зайчики ели вкусные морковки и увидели на озере утят. Воспитатель выясняет с детьми: «Кто плавает по озеру? (Утка с утятами). Сколько уточек? Кто стоит на берегу? (Курочка с цыплятами). Курочка с цыплятами хочет перейти на другой берег, но не умеют плавать. Как им помочь? (Просят утят перевести цыплят)». Выясняют, смогут ли утята выполнить просьбу цыплят. Считают количество тех и других,читая стихотворение Д. Хармса:

Речку переплыли

Ровно в полминутки:

Цыпленок на утенке,

Цыпленок на утенке,

Цыпленок на утенке,

А курица - на утке.

20.Подбери игрушку.

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его; учить находить равное количество игрушек.

Материал: игрушки. 

Ход игры:

Объяснить детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызвать детей и дать им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручить проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например, «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.

21. «Назови и сосчитай»

Цель: учить детей считать звуки, называя итоговое число.

Материал: музыкальные инструменты.

Ход игры:

 Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, вещи, а сегодня они научатся считать звуки. Предложить детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.

22. «Собери фигуру»

Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

Материал: счётные палочки.

Ход игры:

В. предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? Какое количество палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну - по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.

23. «Посчитай птичек»

Цель: показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет в пределах 7.

Материал: наборное полотно, плоскостное изображение птиц (7 синичек и 7 снегирей).

Ход игры:

Педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок (снегирей и синичек, на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что птиц поровну, по 5. Воспитатель добавляет синичку и спрашивает: «Сколько стало синичек? Как получилось 6 синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше:6 или 6? Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну по 6. (Подчеркивает, если одну птицу убрать, то тоже станет поровну по 5). Убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 5». Снова добавляет по 1 птичке в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать птиц. Аналогичным образом знакомит с числом 7.

24. «Прогулка в сад»

Цель: познакомить детей с образованием числа 8 и считать до 8.

Материал: Наборное полотно, цветные изображения 8 больших, 8 маленьких яблок картинки, на которых нарисовано 6 и 5, 4 и 4 предмета.

Ход игры:

 На наборном полотне в один ряд на некотором расстоянии друг от друга размещаются цветные изображения 6 больших яблок, 7 маленьких яблок. Воспитатель задает вопросы: «Что можно сказать о величине яблок? Каких яблок больше (меньше)? Как проверить?» Один ребенок считает большие. Другой маленькие яблоки. Что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, каких яблок больше, каких меньше? 3атем вызывает ребенка и предлагает ему найти и поместить маленькие яблоки под большими, точно одно под другим, и объяснить, какое число больше, какое меньше. Воспитатель уточняет ответы детей: «Правильно, теперь хорошо видно, что 7 больше чем 6. Где 7 яблок, 1 лишнее. Маленьких яблок больше (показывает 1 лишнее яблоко), а там, где 6, 1 яблока не хватает. Значит 6 меньше 7, а 7 больше 6.

Демонстрируют оба способа установления равенства, количество яблок доводят до 7. Воспитатель подчеркивает, что яблоки разного размера, но стало их поровну. - По 7. Далее педагог показывает детям способ образования числа 8, используя те же приемы, что и при образовании числа 6 и 7.

25. «Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

Материал. Цветные косынки от 5 до 10.

Ход игры:

Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд — это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: первая, вторая, третья и т. д. Водящий запоминает, на котором месте стоят все матрешки и выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой» Иногда матрешки остаются на местах.

26. «Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материал. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.

Ход игры:

 Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а Воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

27. «Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Материал: Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Ход игры:

Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке.

28. «Аэродром»

Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10. Материал: Игрушки (самолеты, 5ракеты).

Ход игры:

Воспитатель просит обратить внимание на самолёты, которые стоят на столе. Это аэродром. Сколько у меня самолетов? Как проверить правильно ли вы ответили? Кто хочет сосчитать самолеты? Каждым самолетом управляет летчик. Сколько летчиков управляют (…) самолетами? Сейчас мы поиграем. Вы будете летчики. Сколько детей должно выйти, чтобы управлять самолетами? (выходят дети, берут в руки самолеты, делают круг, возвращаются на аэродром). Аналогично: «На космодроме».

29. «Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал: Карточки с нашитыми в ряд пуговицами от 2 до 10.

Ход игры:

Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли» - дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее.

Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

30.Две корзинки.

Цель: развивать сенсорные эталоны, умение различать предметы по форме, размеру, цвету; упражнять в счёте в пределах 10; закреплять умение образовывать существительные уменьшительно- ласкательной формы при помощи суффиксов; упражнять в согласовании числительных с существительными и прилагательными.

Материал: 2 плоскостных изображения корзинки, 2 набора овощей и фруктов (1 набор маленькие, др. большого размера)

Ход игры:

Предложить детям собрать в одну корзину большие овощи, а в другую маленькие (могут быть другие варианты). Попросить сосчитать количество в одной и другой корзине, определить где больше, где меньше.

31.Исправь ошибку.

Цель: упражнять детей в умении пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

Материал: набор цифр, несколько групп предметов.

Ход игры:

Несколько групп предметов размещают на столе, рядом размещают цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет цифры местами, или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, то есть нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют её разными способами (восстановлением цифры или добавлением или убиранием предмета).

32.Составь число.

Цель: закрепляем знание о составе числа, в пределах 10; умение решать примеры на сложение в пределах 10.

Материал: плоскостное изображение ракет с цифрами.

Ход игры:

Предложить детям отправить ракеты в космос, но для этого нужно поставить недостающую цифру на корпусе ракеты, сумма должна составлять цифре нарисованной на вершине ракеты.

33.Посади бабочку на цветок.

Цель: развивать умение считать до 10;

Закрепить умение решать задачи на сложение и вычитание, в пределах 10.

Материал: плоскостное изображение цветов от 1 до 10, разноцветные бабочки с примерами на сложение и вычитание.

Ход игры:

Посадить бабочку на цветок. Для этого нужно решить пример, написанный на бабочке и выбрать цветок с цифрой равной ответу на бабочке.

34.Весёлые клеточки.

Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук, ориентироваться на листе бумаги в клетку. 

Материал: 32 карты, с нарисованными узорами, нарисованными по клеточкам.

Ход игры:

Предложить перенести узор с карточки на листок бумаги в клетку.

35.Что к чему и почему.

Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, а также закрепить знание о цвете, размере предмета, умение разделять на группы; закрепляем количественный счёт.

Материал: предметные картинки.

Ход игры:

Каждому играющему раздать по одной или несколько карточек с картинками разного размера, цвета или группы. Дети забирают их себе, ориентируясь на определённый признак. Или можно предложить разделить карточки на группы самостоятельно и объяснить свой ыбор.

36. Поиграем, посчитаем.

Цель: закреплять навык счёта в пределах 10; умение соотносить количество предметов к данному числу; развиваем логическое мышление, внимание, память.

Материал: 4 больших карточки с изображением яблони, ёлки, пальмы, поляны; 25 карточек с изображением корзин на которых нарисованы цифры от 1 до 10; 4 набора предметных картинок по30 шт. в каждом (яблоко, шишка, банан, клубника) на каждой нарисована цифра от1 до 10.

Ход игры:

Для детей помладше можно предложить установить предметы туда, где они растут (шишки на ёлку, яблоки на яблоню, и т.д.), для детей старшего возраста предложить взять корзину (на корзине цифра 8) и положить в неё шишки (такое же количество). То же и с другими карточками.

37.Собери радугу.

Цель: познакомить детей с цветами радуги, закрепляем счёт до 7, умение собирать по порядку.

Материал: на планшете изображено половина радуги, 7 разноцветных полосок.

Ход игры:

Предложить детям собрать радугу в правильной последовательности.

 

38. Собери грибок.

Цель: формировать умение соотносить количество горошин на шляпке гриба к соответствующей цифре на ножке, считать в пределах 10.

Материал: шляпки гриба с горошинами, ножки гриба с цифрами.

Ход игры:

Предложить детям подобрать шляпку к ножке гриба. Для этого нужно сосчитать горошины на шляпке и найти ножку с соответствующей цифрой.

39.Скоро в школу.

Цель: развивать умение выполнять логические задания, развивать умение отыскивать закономерности на основе сравнений и обобщений, совершенствовать внимание и память.

Материал: карты 10 шт.

Ход игры:

Задания:

1.Сравнить изображённые предметы и найти 2 одинаковых.

2.Назвать пары предметов с несколькими отличиями и перечислить эти отличия.

3. Сосчитать предметы и найти соответствующее число.

40. Посчитай-ка.

Цель: формировать знания порядкового и количественного счёта, величины предметов, составе числа.

Материал: карты-20 шт.

Ход игры:

Задания:

1.Посчитать предметы и кружочки на каждой карте.

2.Сравнить предметы по длине, высоте, ширине, величине.

3.Выложить по порядку карточки с цифрами, рядом разложить необходимое количество карточек с предметами.

4.При помощи предметных картинок закрепляем умение составлять число.

41.Внимание.

Цель: развивать внимание, логическое мышление.

Материал: карты 12 шт.

Ход игры:

1.Сделать ряды с картинками одинаковыми.

2.Найти животных и сосчитать их.

3.Найти пары одинаковых клоунов.

4.Найти пару.

5.Кто на каком этаже живёт?

6.каких предметов в каждом ряду по 1? По2? По3?

7.Найти 10 отличий.

8.Зашифровать с помощью цифр.

42.Скоро в школу.

Цель: развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое и образное мышление, навыки счёта, связную речь. 

Материал: карты 12 шт.

Ход игры:

1.Сосчитать сколько и каких предметов нарисовано на картинке.

2.Назвать в правильной последовательности времена года.

3.Найти 10 различий.

4.Логические цепочки.

 

 






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ФЭМП

Для каждой игры указаны цель, материалы и ход ее проведения.  Файл содержит картотеку дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей дошк...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в ДОУ

В данной картотеке представлены дидактические игры по ФЭМП на все возрастные группы детского сада...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы

картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для подготовительной группы ДОУ...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений с описанием дидактических задач, оборудования, хода игры...

Картотека дидактических игр по ФЭМП

Дидактические игры, направленные на формированиеэлементарных математических представлений у детейстаршей группы...

Картотека подвижно-дидактических игр, ФЭМП, вторая младшая группа

Представлена картотека подвижно-дидактических игр, предлагаемых при использовании на занятиях по ФЭМП во второй младшей группе....

Картотека дидактических игр по ФЭМП

Методическая разработка предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста...