Статья "Игровые формы организации детской познавательной деятельности"
статья по математике (подготовительная группа)
В статье можно познакомиться с игровыми формами организации детской познавательной деятельности, видами игровых технологий, характеристикой игровых технологий, этапами реализации игровых технологий в математическом развитии детей, требованиями к организации игровых форм обучения и развития. Вопросы для анализа выбранной игровой технологии. Приемами педагогической поддержки, помощи, активизации практической умственной деятельности ребенка и выдвиженимя детьми игровых познавательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskoe_razvitie.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровые формы организации детской познавательной деятельности»
1. Игровые ситуации (творческие). Игровые развивающие ситуации. Игровые образовательные ситуации. Образовательные развивающие ситуации.
2. Образовательные ситуации (основной вид совместной деятельности воспитателя и ребенка).
3. Проблемно-игровые ситуации (сочетание проблемности и игры).
4. Проблемно- практические (проблемность и практические действия).
5. Обыгрывание: рассказа, сказки, истории, пословицы, стихотворения (вариант - в сочетании), с использованием ковролина, полифункциональных пособий, магнитной доски и т.д.
6. Совместная деятельность взрослого и ребенка на сюжетной основе (сюжет заготовлен заранее или составляется по ходу).
7. Математические игры (с игровым началом, наличием сюжета и подведением итога).
8. Логические игры в старшем дошкольном возрасте с частичным обыгрыванием, действиями игровой направленности (развивающие, дидактические).
9. Игровой тренинг по сюжету, с игровым замыслом, игровым сопровождением практической деятельности детей).
10. Экспериментирование (развитие деятельности по ходу сюжета). Исследовательская деятельность (поисковая с использованием исследовательских умений).
11. Сюжетные логико-математические игры (вид социально-организованной деятельности). Игровые формы взаимодействия с детьми.
12. Импровизации на темы, предложенные детьми (обогащение содержания, игровая позиция взрослого и детей, решение образовательных задач).
13. КВН, Умники и умницы, АБГДЕЙ-ка и другие по мотивам детских телепередач.
14. Развлечения и детские проекты: «Как много интересного вокруг», «Рисуем математику», «Маленькие дизайнеры».
Основные понятия
Образовательные технологии – система деятельности педагога и детей в образовательном процессе, построенная на конкретной идее, в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей – содержания – методов.
Игровые технологии (игровые формы организации детей)
- Как содержательное общение взрослого и ребенка, опосредованное реальной игровой ситуацией или воображаемой.
- Игровые технологии – игровая форма взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В образовательном процессе используются занимательные театрализованные, ролевые и другие игры.
Диалоговые – связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне : ребенок – ребенок, ребенок – взрослый.
Тренинговые – система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач (тесты, практические действия). (Из книги Реан и Бордовской «Педагогика»,стр.98).
- Проблемно-игровая технология (Михайлова З.А., Полякова М.Н.).
Цель: развитие познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей, самостоятельности, элементов исследовательской деятельности в поведении ребенка.
Сущность: последовательное и целенаправленное выдвижение познавательных задач в проблемно-игровых ситуациях, обеспечение активности в поиске решения, способах детской самодеятельности.
Механизм: поисковые (исследовательские) методы и приемы, постановка познавательных задач, игровые методы вовлечения обучаемых в познавательно-творческую деятельность.
Игровая технология как способ проектирования педагогического процесса по формированию творчества у детей дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр. (О.В.Дыбина).
Игровая технология (общепедагогическое понимание)
- Целостное образование, применение которого дает возможность реализовать полностью образовательный процесс или частично. Характерно: целостность сюжета, методов (игровых) и приемов персонажей.
Включает в себя:
- Игровые этюды;
- Игровые ситуации, мини-ситуации;
- Игры - занятия (развивающие ситуации, образовательные);
- Игры – экспериментирование;
- Проблемную ситуацию;
- Разные виды досуговой деятельности;
- Проблемно-игровую ситуацию;
- Сюжетно-дидактические игры (логико-математические игры на сюжетной основе);
- Игры-проекты (детскую проектную деятельность);
- Детский самиздат;
- Разнообразные игры (развивающие, дидактические);
- Комплексные игры (смешение видов игр).
Игровая технология может быть составлена как из однородных, так и разнородных средств, их сочетания и смешения.
Характеристика игровых технологий (качественные показатели)
- Деятельность каждого участника – добровольная, нестандартная, отсутствует насилие над личностью.
- Увлеченность деятельностью обеспечивается за счет целевых практических, умственных действий, возможности общаться, общей динамики, установки на результат.
- Игровой мотив обеспечивает успешность: представить, вообразить, предложить, догадаться и т.д.
- Развитию действий в условиях реализации игровых технологий свойственен порядок, отсутствие хаотичности, что привлекает детей.
- Имеют место элементы неопределенности, недосказанности, что настраивает детей на поиск.
- В ходе игровых технологий стремление участников к длительной игре по правилам обеспечивает естественное самоограничение своих негативных проявлений.
- Игровая атмосфера и обстановка являются стимулом активности.
- В условиях реализации игровых технологий осуществляется постепенное сплочение детей по интересам, возможностям, создание игровых коллективов.
Этапы реализация игровых технологий
- Подготовительный (среда, другие условия, диагностика).
- Практический (основной): экспериментальное или обычное обучение и развитие.
- Аналитический (итоговый): диагностика, общая оценка.
Обязательные требования к организации игровых форм обучения и развития детей
- Все этапы базируются на индивидуально-дифференцированном подходе к ребенку.
- Игровая технология – повторима в других условиях, обстановке.
- Конструируется игровая технология для ребенка, а не для педагога.
- Обучение пошаговое, без насилия. «Шагаем» в соответствии с внутренней логикой процесса освоения» - И.А. Колесникова.
- Наличие обратной связи, системы контроля.
- Возможны разные варианты построения игровой технологии:
- от «нулевой точки»;
- от начального обзорного представления;
- движение от исходного (частичного знания, стихийного опыта).
Вопросы для анализа выбранной (реализованной) игровой технологии (игровых форм взаимодействия):
- Игровая технология полностью решает поставленные задачи; игровая технология частично решает поставленные задачи; использованы только элементы.
- Поэтапность игровой технологии.
- Последовательность реализации этапов.
- Направленность игровых приемов на развитие проявлений творчества: игры, способствующие развитию творчества; преобразующая деятельность, комбинирование, воссоздание и др. Создание воображаемых ситуаций, наличие «одушевляемых» действующих лиц и др.
- Включение играющих в планирование, прогнозирование (проектирование) по ходу развития игровых ситуаций.
- Характеристика игр, игровых приемов, ситуаций, включенных в игровую деятельность (целесообразность, динамика и др.).
- Рациональность использования игровых форм организации детской деятельности с целью познания, развития творчества, общения и др.
- Имела ли место интеграция содержания. В чем выражена?
- Характеристика и динамика игровой обстановки, атмосферы.
Г.К. Селевко классифицирует игры по виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические; по использованию (назначению) в педагогическом процессе: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, психотехнические; педагогические игры: предметные (разное понимание относительно школы и д/сада), сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
Приемы педагогической поддержки, помощи, активизации практической и умственной деятельности ребенка
- Упрощенный прием воссоздания: составление силуэта наложением элементов головоломки на образец (размер элементов и изображения 1:1). Показ предметов, игрушек, картинок.
- При составлении по контурному образцу предложить варианты условного обозначения размещения элементов игры (геометрическими фигурами, точками и другими знаками).
- Использование образцов с указанием места расположения нескольких элементов.
- Приобщение детей к последовательному анализу образцов, элементов игры, исходя из задуманного «образа». Учет порядка составления (сначала основные части – корпус корабля, туловище человека, животного).
- Постепенный перевод детей к сокращению количества практических действий и увеличению мыслительных.
- Составление тематических композиций (из одинаковых головоломок, разных, или полученных смешением элементов при условии использования двух полных комплектов): «Животные в зоопарке», «Животные пустыни», «Детская площадка» и др.
- Дорисовка, раскрашивание, перенос силуэтов на листы бумаги, объединение по сюжету.
- Объединение детей в малые группы (2-3 ребенка), выдвижение замысла и реализация его. Общение и сотрудничество в процессе выполнения.
- Использование интеграции с другими видами деятельности: составление рассказов, сказок по мотивам воссозданного; выполнение в пластилине, карандаше, красках (или наоборот – сначала нарисовать, а потом – составить из головоломки, выбрав наиболее подходящую).
- Приучить детей к определенному стилю умственной (интеллектуальной) деятельности: «Думай! (О чем?), Делай! (Как?), Получай результат! (Какой?Творческий или копия)».
- Использование приемов, способствующих освоению исследовательских умений (увидеть проблему, осознать трудность, выдвинуть пути, гипотезы преодоления и др.).
Педагогическая поддержка, помощь ребенку в процессе выдвижения им игровых познавательных задач
- Гипотезы, предложения, мнение, советы.
- Ассоциации, аналогии.
- Преобразование способов поиска, задач, результата.
- Метод «проб и ошибок», метод «мозгового штурма».
- Освоение игры по частям (фрагментном). Составление мини-ситуаций.
- Догадка (инсайт, озарение): О чем надо догадаться? Что отгадать?
- Поиск результата по алгоритмическому предписанию (тренинг).
- Приемы мнемотехники.
- Приемы творческой педагогики (на развитие воображения, творчества, актерских умений):
- ТРИЗ (РТВ): инверсия (наоборот), хорошо-плохо, наоборот (противоположности).
- Элементы режиссерской, ролевой игры.
- Креативные приемы (существующее в жизни и нет, реклама, что для чего, продолжение игры, придумывание начала к фрагменту и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: "Организация детской познавательной деятельности в условиях лета"
Организация детской познавательной деятельности в условиях лета Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, эксперименто...
Консультация для педагогов: «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»
В материале отражены основные формы организации совместной познавательной деятельности воспитателя и детей (дидактические и сюжетно-дидактические игры) и самостоятельной познавательной деятельности де...
Виды и формы организации детской музыкальной деятельности дошкольников
Занятия музыкой содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Объединяют детей общими, радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведен...
Методы и формы организации детских видах деятельности в соответствии с ориентирами дошкольного образования
Методы и формы организации детских видах деятельности в соответствии с ориентирами дошкольного образования...
О методах и формах организации детских видах деятельности в соответсвии с целевыми ориентирами дошкольного образования
О методах и формах организации детских видах деятельности в соответсвии с целевыми ориентирами дошкольного образования...
«Современные формы организации детских видов деятельности»
В любом дошкольном учреждении есть ООП, которая реализуется в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. За счет каких форм она реализуется? Это не только занятия, они ведь в режиме дня ...
Конспект "Формы организации детских видов деятельности в течении дня"
В любом дошкольном учереждении есть ООП, которая реализуется в течении всего периода пребывания ребёнка в детском саду. За счёт каких форм она реализуется? Это не только занятия, они ведь в режиме дня...