Статья "Игровые формы организации детской познавательной деятельности"
статья по математике (подготовительная группа)

Соловьева Мария Евгеньевна

В  статье  можно  познакомиться с  игровыми  формами организации детской познавательной деятельности, видами  игровых технологий, характеристикой  игровых технологий, этапами реализации  игровых технологий в математическом развитии детей, требованиями к организации игровых форм обучения и развития. Вопросы для анализа  выбранной игровой  технологии. Приемами педагогической поддержки, помощи, активизации практической  умственной деятельности ребенка  и  выдвиженимя   детьми  игровых познавательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskoe_razvitie.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровые формы организации детской познавательной деятельности»

1. Игровые ситуации (творческие). Игровые развивающие ситуации. Игровые образовательные ситуации. Образовательные развивающие ситуации.

2. Образовательные ситуации (основной вид  совместной  деятельности воспитателя и ребенка).

3. Проблемно-игровые ситуации (сочетание проблемности и игры).

4. Проблемно- практические (проблемность и практические действия).

5. Обыгрывание: рассказа, сказки, истории, пословицы, стихотворения (вариант - в сочетании), с использованием ковролина, полифункциональных пособий, магнитной доски и т.д.

6. Совместная деятельность взрослого и ребенка на сюжетной основе (сюжет заготовлен заранее или составляется по ходу).

7. Математические игры (с игровым началом, наличием сюжета и подведением итога).

8. Логические игры в старшем дошкольном возрасте с частичным обыгрыванием, действиями игровой направленности (развивающие, дидактические).

9. Игровой тренинг по сюжету, с игровым замыслом, игровым сопровождением практической деятельности детей).

10. Экспериментирование (развитие деятельности по ходу сюжета). Исследовательская деятельность (поисковая с использованием исследовательских умений).

11. Сюжетные логико-математические игры  (вид социально-организованной деятельности). Игровые формы взаимодействия с детьми.  

12. Импровизации на темы, предложенные детьми (обогащение содержания, игровая позиция взрослого и детей, решение образовательных задач).

13. КВН, Умники и умницы, АБГДЕЙ-ка и другие по мотивам детских телепередач.

14. Развлечения и детские проекты: «Как много интересного вокруг», «Рисуем математику», «Маленькие дизайнеры».

Основные понятия

Образовательные технологии – система деятельности педагога и детей в образовательном процессе, построенная на конкретной идее, в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей – содержания – методов.

Игровые технологии (игровые формы организации детей)

- Как содержательное общение взрослого и ребенка, опосредованное реальной игровой ситуацией или воображаемой.

- Игровые технологии – игровая форма взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В образовательном процессе используются занимательные театрализованные, ролевые и другие игры.

Диалоговые – связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне : ребенок – ребенок, ребенок – взрослый.

Тренинговые – система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач (тесты, практические действия). (Из книги Реан и Бордовской «Педагогика»,стр.98).

- Проблемно-игровая технология (Михайлова З.А., Полякова М.Н.).

Цель: развитие познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей, самостоятельности, элементов исследовательской деятельности в поведении ребенка.

Сущность: последовательное и целенаправленное выдвижение познавательных задач в проблемно-игровых ситуациях, обеспечение активности в поиске решения, способах детской самодеятельности.

Механизм: поисковые (исследовательские) методы и приемы, постановка познавательных задач, игровые методы вовлечения обучаемых в познавательно-творческую деятельность.

Игровая технология как способ проектирования педагогического процесса по формированию творчества у детей дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр. (О.В.Дыбина).

Игровая технология (общепедагогическое понимание)

- Целостное образование, применение которого дает возможность реализовать полностью образовательный процесс или частично. Характерно: целостность сюжета, методов (игровых) и приемов персонажей.

Включает в себя:

  • Игровые этюды;
  • Игровые ситуации, мини-ситуации;
  • Игры - занятия (развивающие ситуации, образовательные);
  • Игры – экспериментирование;
  • Проблемную ситуацию;
  • Разные виды досуговой деятельности;
  • Проблемно-игровую ситуацию;
  • Сюжетно-дидактические игры (логико-математические игры на сюжетной основе);
  • Игры-проекты (детскую проектную деятельность);
  • Детский самиздат;
  • Разнообразные игры (развивающие, дидактические);
  • Комплексные игры (смешение видов игр).

Игровая технология может быть составлена как из однородных, так и разнородных средств, их сочетания и смешения.

Характеристика игровых технологий (качественные показатели)

- Деятельность каждого участника – добровольная, нестандартная, отсутствует насилие над личностью.

- Увлеченность деятельностью обеспечивается за счет целевых практических, умственных действий, возможности общаться, общей динамики, установки на результат.

- Игровой мотив обеспечивает успешность: представить, вообразить, предложить, догадаться и т.д.

- Развитию действий в условиях реализации игровых технологий свойственен порядок, отсутствие хаотичности, что привлекает детей.

- Имеют место элементы неопределенности, недосказанности, что настраивает детей на поиск.

- В ходе игровых технологий стремление участников к длительной игре по правилам обеспечивает естественное самоограничение своих негативных проявлений.

- Игровая атмосфера и обстановка являются стимулом активности.

- В условиях реализации игровых технологий осуществляется постепенное сплочение детей по интересам, возможностям, создание игровых коллективов.

                                        

Этапы реализация игровых технологий

  1. Подготовительный (среда, другие условия, диагностика).
  2. Практический (основной): экспериментальное или обычное обучение и развитие.
  3. Аналитический (итоговый): диагностика, общая оценка.

Обязательные требования к организации игровых форм обучения и развития детей

- Все этапы базируются на индивидуально-дифференцированном подходе к ребенку.

- Игровая технология – повторима в других условиях, обстановке.

- Конструируется игровая технология для ребенка, а не для педагога.

- Обучение пошаговое, без насилия. «Шагаем» в соответствии с внутренней логикой процесса освоения» - И.А. Колесникова.

- Наличие обратной связи, системы контроля.

- Возможны разные варианты построения игровой технологии:

  • от «нулевой точки»;
  • от начального обзорного представления;
  • движение от исходного (частичного знания, стихийного опыта).

Вопросы для анализа выбранной (реализованной) игровой  технологии (игровых форм взаимодействия):

  1. Игровая технология полностью решает поставленные задачи; игровая технология частично решает поставленные задачи; использованы только элементы.
  2. Поэтапность игровой технологии.
  3. Последовательность реализации этапов.
  4. Направленность игровых приемов на развитие проявлений творчества: игры, способствующие развитию творчества; преобразующая деятельность, комбинирование, воссоздание и др. Создание воображаемых ситуаций, наличие «одушевляемых» действующих лиц и др.
  5. Включение играющих в планирование, прогнозирование (проектирование) по ходу развития игровых ситуаций.
  6. Характеристика игр, игровых приемов, ситуаций, включенных в игровую деятельность (целесообразность, динамика и др.).
  7. Рациональность использования игровых форм организации детской деятельности с целью познания, развития творчества, общения и др.
  8. Имела ли место интеграция содержания. В чем выражена?
  9. Характеристика и динамика игровой обстановки, атмосферы.

Г.К. Селевко классифицирует игры по виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические; по использованию (назначению) в педагогическом процессе: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, психотехнические; педагогические игры: предметные (разное понимание относительно школы и д/сада), сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

Приемы педагогической поддержки, помощи, активизации практической и умственной деятельности ребенка

  • Упрощенный прием воссоздания: составление силуэта наложением элементов головоломки на образец (размер элементов и изображения 1:1). Показ предметов, игрушек, картинок.
  • При составлении по контурному образцу предложить варианты условного обозначения размещения элементов игры (геометрическими фигурами, точками и другими знаками).
  • Использование образцов с указанием места расположения нескольких элементов.  
  • Приобщение детей к последовательному анализу образцов, элементов игры, исходя из задуманного «образа». Учет порядка составления (сначала основные части – корпус корабля, туловище человека, животного).
  • Постепенный перевод детей к сокращению количества практических действий и увеличению мыслительных.
  • Составление тематических композиций (из одинаковых головоломок, разных, или полученных смешением элементов при условии использования двух полных комплектов): «Животные в зоопарке», «Животные пустыни», «Детская площадка» и др.
  • Дорисовка, раскрашивание, перенос силуэтов на листы бумаги, объединение по сюжету.
  • Объединение детей в малые группы (2-3 ребенка), выдвижение замысла и реализация его. Общение и сотрудничество в процессе выполнения.
  • Использование интеграции с другими видами деятельности: составление рассказов, сказок по мотивам воссозданного; выполнение в пластилине, карандаше, красках (или наоборот – сначала нарисовать, а потом – составить из головоломки, выбрав наиболее подходящую).
  • Приучить детей к определенному стилю умственной (интеллектуальной) деятельности: «Думай! (О чем?), Делай! (Как?), Получай результат! (Какой?Творческий или копия)».
  • Использование приемов, способствующих освоению исследовательских умений (увидеть проблему, осознать трудность, выдвинуть пути, гипотезы преодоления и др.).

Педагогическая поддержка, помощь ребенку в процессе выдвижения им игровых познавательных задач

  • Гипотезы, предложения, мнение, советы.
  • Ассоциации, аналогии.
  • Преобразование способов поиска, задач, результата.
  • Метод «проб и ошибок», метод «мозгового штурма».
  • Освоение игры по частям (фрагментном). Составление мини-ситуаций.
  • Догадка (инсайт, озарение): О чем надо догадаться? Что отгадать?
  • Поиск результата по алгоритмическому предписанию (тренинг).
  • Приемы мнемотехники.
  • Приемы творческой педагогики (на развитие воображения, творчества, актерских умений):
  • ТРИЗ (РТВ): инверсия (наоборот), хорошо-плохо, наоборот (противоположности).
  • Элементы режиссерской, ролевой игры.
  • Креативные приемы (существующее в жизни и нет, реклама, что для чего, продолжение игры, придумывание начала к фрагменту и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: "Организация детской познавательной деятельности в условиях лета"

Организация детской познавательной деятельности в условиях лета Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, эксперименто...

Консультация для педагогов: «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»

В материале отражены основные формы организации совместной познавательной деятельности воспитателя и детей (дидактические и сюжетно-дидактические игры) и самостоятельной познавательной деятельности де...

Виды и формы организации детской музыкальной деятельности дошкольников

Занятия музыкой содействуют воспитанию многих положитель­ных качеств личности ребенка. Объединяют детей общими, радо­стными, эстетическими переживаниями, совместными действия­ми, учат культуре поведен...

Методы и формы организации детских видах деятельности в соответствии с ориентирами дошкольного образования

Методы и формы организации детских видах деятельности в соответствии с ориентирами дошкольного образования...

О методах и формах организации детских видах деятельности в соответсвии с целевыми ориентирами дошкольного образования

О методах и формах организации детских видах деятельности в соответсвии с целевыми  ориентирами дошкольного образования...

«Современные формы организации детских видов деятельности»

В любом дошкольном учреждении есть ООП, которая реализуется в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. За счет каких форм она реализуется? Это не только занятия, они ведь в режиме дня ...

Конспект "Формы организации детских видов деятельности в течении дня"

В любом дошкольном учереждении есть ООП, которая реализуется в течении всего периода пребывания ребёнка в детском саду. За счёт каких форм она реализуется? Это не только занятия, они ведь в режиме дня...