НОД "Юные археологи"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Развитие элементарных математических представлений посредством игры – путешествия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Юные археологи"64.03 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – путешествие для детей 6-7 летC:\Users\Виктория\Desktop\65756845.jpg

в ОО «Познавательное развитие»

«Юные археологи»

Составила и провела:

Никитина В.А.,

воспитатель МДОУ «Детский сад № 95»

Ярославль

2016

Цель: Развитие элементарных математических представлений посредством игры – путешествия.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. Создание условий для  интеллектуального развития детей.
  2. Познакомить с международной интеллектуальной игрой – ГО.
  3. Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  4. Упражнять в решении математических задач, выполнении вычислительных операций.
  5. Продолжать развивать умение сравнивать числа, находить большее.
  6. Упражнять в умении ориентироваться по плану, на плоскости.
  1. Воспитательные:
  1. Побудить желание детей играть в интеллектуальные игры, создать мотивацию на предстоящую деятельность.
  2. Создать положительный эмоциональный фон, способствовать возникновению у каждого ребенка уверенности в себе, своих силах, своей значимости в социуме.
  3. Способствовать укреплению взаимоотношений в группе детей; воспитывать взаимопомощь, отзывчивость.
  4. Формировать умение работать в команде.
  1. Развивающие:
  1. Развивать операции мышления.
  2. Развивать внимание, память, воображение, сообразительность, смекалку.

           3.3 Развитие у детей  интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.

Методы и приемы:

Наглядные:

  1. демонстрация видеозаписи;
  2. рассматривание;

Словесные:

  1. вопросы: прямые, поискового характера;
  2. объяснение;
  3. инструкция;

Практически – игровые:

  1. игровые ситуации;
  2. упражнение;
  3. решение математических, логических задач;

Материалы и оборудования:

1.Мультимедия;

2. Сундук;

3. Декорации: ширма – сфинкс, пирамиды;

4. Лабиринт;

5. Конверт с заданием;

6. Кирпичи с примерами;

7. Разноцветные бруски;

8. Игра «Геоконт»;

9. Папирус с древним посланием;

10. Карточки с изображением букв, цифр;

11. Фартуки, кисточки, лопатки;

12. Емкость с песком.

Предварительная работа

  1. Игра Воскобовича «Геоконт»;
  2. Игра «ЖИПТО»;
  3. Конструирование из счетных палочек;
  4. Знакомство с профессией – археолог;
  5. Решение математических и логических задач;
  6. Игра «Расшифруй слово»

Формирование предпосылок УУД:

1 Личностные:

  1. Смыслообразование:
  1. Проявляет осознанные познавательные интересы.
  1. Нравственно – этическая ориентация:
  1. Проявляет эмпатию, сопереживание, внимательное и доброжелательное отношение к людям, их чувствам.

  1. Регулятивные:
  1. Целеполагание:
  1. Ставит перед собой учебную задачу;
  2. Сохраняет заданную цель.
  1. Планирование:
  1. Составляет план и последовательность своих действий для достижения поставленной цели, результата.
  1. Контроль:
  1. Осуществляет действие по образцу и заданному правилу;
  2. Сравнивает свой результат с образцом;
  3. Способен увидеть ошибку, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
  1. Коррекция:
  1. Вносит необходимые изменения в свой план и способ действия, как по указанию взрослого, так и самостоятельно.
  1. Оценка:
  1. Оценивает свои возможности, интересы, трудности.
  1. Саморегуляция:
  1. Способен к мобилизации своих сил и энергии;
  2. Способен к преодолению препятствий;
  3. Способен доводить начатое до конца.

  1. Коммуникативные:
  1. Продуктивное взаимодействие:
  1. Интегрируется в группу сверстников;
  2. Позитивно относится к процессу учебного сотрудничества;
  3. Планирует учебное сотрудничество со взрослым и сверстниками;
  4. Определяет и выбирает способы взаимодействия.
  1. Владение монологической и диалогической речью:
  1. Слушает собеседника и вступает в диалог;
  2. Участвует в коллективном обсуждении проблемы;
  3. Полно и точно выражает свои мысли;
  4. Строит высказывание и соответствие с нормами родного языка.

  1. Познавательные:
  1. Общеучебные УУД:
  1. Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель;
  2. Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  3. Контролирует и оценивает результаты своей деятельности;
  4. Создает, использует, преобразовывает наглядные модели: схемы, чертежи, планы;
  5. Выстраивает осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;
  6. Понимает смысл прочитанного.
  1. Логические УУД:
  1. Анализ – выделяет существенные признаки объекта;
  2. Способен к выбору оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации  объектов.
  1. УУД по постановке и решению проблемы:

4.3.1 Самостоятельно создает способы и алгоритмы решения проблем творческого и поискового характера.

Ход игровой ситуации

Этапы

Задачи

Содержание

Предпосылки УУД

Организационно-мотивационный

Испол-нительский

Рефлексивный

2.1

1.1

2.2

2.3

2.4

1.3

1.6

3.1

3.2

1.3

1.4

1.5

2.2

3.1

3.2

1.3

1.6

2.3

2.4

3.1

3.2

3.3

1.1

1.3

1.5

1.6

2.1

3.1

3.2

3.3

1.3

1.6

2.4

3.1

3.2

3.3

1.3

1.4

2.3

2.4

3.1

3.2

1.2

2.1

Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал, оформленный в стиле Древнего Египта.

П: Ребята, как вы думаете, где мы с вами оказались?

Ответы детей:

Возле экрана стоит старинный сундук.

П: Что это? (педагог обращает внимание детей на сундук)

- Может быть, посмотрим, что там?

Дотрагивается до крышки сундука, в это время раздается волшебный звук и на экране появляется видеосообщение.

Старец: Дорогие ребята!

Перед Вами сокровища древнего мира. Посмотрите в сундук. (Педагог достает содержимое сундука и вместе с детьми рассматривают.  Дети узнают одну из игр – ЖИПТО. Вторая игра им не известна). Это старинная игра, которую обнаружили археологи. Но фишки одной из этих игр до сих пор не найдены.

Под землей хранятся тайны

Всех эпох и всех веков,

Но, конечно, кто-то смелый

Их раскрыть всегда готов.

- Я знаю, что вы очень смелые, умные и находчивые и вы сможете помочь ученым найти фишки и стать обладателями старинной игры. Следите за подсказками. Счастливого пути! Удачи!

П: Ребята, на нас с вами большая ответственность! Вы хотите помочь археологам? Как вы думаете, мы сможем это сделать?

Ответы детей:

П: Тогда отправляемся в путь.

На экране одновременно со звуковым эффектом появляется первая подсказка цифра – 7.

П: Ребята, что это может означать?

Ответы детей:

П: Это наша первая подсказка.

Дети вместе с воспитателем отправляются к лабиринту, где изображена  цифра – 7, у которой находят первое задание.

П: А вот и первое испытание. Каждому из Вас нужно пройти свой участок лабиринта. Приступайте к работе!

Дети выполняют задание.

П: Что-то  не появляются новые подсказки. Как узнать, справились ли мы с заданием?

Ответы детей:

П: Предлагаю вам сложить детали лабиринта и проверить, правильно ли   выполнено задание.

Проверка правильности выполнения задания: все элементы лабиринта собираются воедино,  и на экране появляется следующая цифра – 3.

П: У нас с вами на пути второе испытание.

Искатели отправляются к следующему объекту – строительство Пирамиды. В конверте задание.

П: Ребята, вы оказались на стройке и нам очень нужна ваша помощь. Перед вами кирпичи. Возьмите по 2 кирпича и положите в центр тот кирпич, который тяжелее другого.

Педагог обращает внимание каждого ребенка на правильность выполнения задания, задает уточняющие, наводящие вопросы. После выполнения задания появляется следующая цифра – 9 и следующее задание – схематическое изображение пирамиды из разноцветных брусков.

П: Ребята – это следующая подсказка. Вы можете её объяснить?

Ответы детей:

П: Давайте проверим вашу гипотезу. Приступайте к постройке пирамиды из разноцветных брусков по образцу.

Дети строят пирамиду из разноцветных брусков с опорой на схематичное изображение, соблюдая цвет и форму. После постройки пирамиды появляется следующая цифра кода- 5.

П: Мы с вами подошли к пирамиде,  в которой археологи нашли древние предметы, чтобы узнать, что это за предметы, нужно расшифровать код. Приступайте к выполнению задания.

Игра «Геоконт» (с помощью резиночек по координатам выстраиваем рисунок предмета). На этом задания юных искателей заканчиваются.

Когда все задания выполнены и на экране составлен ряд чисел, слышится сигнал и голос: «Код найден, код найден. Разложите  цифры кода в порядке возрастания». Каждый из детей расставляет цифры в порядке возрастания.

 Появляется изображение Сфинкса. Дети подходят к ширме с изображением Сфинкса и видят сокровищницу, на которой лежит послание. Педагог читает древнее послание.

П: Каждый из вас должен раскопать и взять себе по ……ШЕСТЬ  ФИШЕК

П: Ребята нам нужно расшифровать слово. Каждому символу соответствует буква.  

Вам надо взять символ, найти букву, которая соответствует символу  и расположить его напротив соответствующего символа и прочитать послание.

Дети выполняют задание.

П: Сколько фишек возьмёт каждый из вас?

Ответы детей: Шесть

П: Для того чтобы начать раскопки что нам нужно надеть?

Ответы детей: Фартуки.

Дети находят в сокровищнице с песком фишки.

П: А сейчас мы с вами посчитаем – сколько камней мы набрали. Но их очень много. Как легче это сделать?

Ответы детей.

П: Правильно, будем считать десятками.

Ребята раскладывают камни - фишки в ряд по 10. Затем считают количество рядов и называют общее число камней.

На экране появляется старец.

Старец: Спасибо вам, ребята! Вы внесли огромный  вклад в науку. Это большая находка для музея истории.

П: Ну что, археологи мои, пора нам возвращаться в детский сад.

На экране появляется изображение детского сада. В это время входит Марина Сергеевна (педагог):

- Ой! А что это у Вас? Да это же старинная игра ГО! У нас в группе есть такая игра, сделанная своими руками. Ребята умеют в нее играть. Приходите к нам в гости, мы вас обязательно научим.

Дети благодарят,  уходят.

1.1.1

1.2.1

3.2.1; 3.2.2; 3.2.3; 3.2.4; 4.1.5

3.2.1; 3.2.2; 3.2.3; 3.2.4; 4.1.5

2.1.1; 2.1.2; 2.2.1

2.3.3; 2.4.1; 2.5.1

2.6.1; 2.6.2; 2.6.3; 3.1.2; 3.1.3; 4.1.1; 4.1.2; 4.1.3; 4.3.1

3.2.1; 3.2.2; 3.2.3; 3.2.4; 4.1.5

2.1.1; 2.1.2; 2.2.1; 2.3.3;2.4.1; 2.5.1; 2.6.1; 2.6.2; 2.6.3;  3.1.2; 3.1.3; 4.1.1; 4.1.2; 4.1.3; 4.2.2; 4.3.1

3.2.1; 3.2.2; 3.2.3; 3.2.4; 4.1.5

2.1.1; 2.1.2; 2.2.1; 2.3.1; 2.3.2; 2.3.3; 2.4.1; 2.5.1; 2.6.1; 2.6.2; 2.6.3; 3.1.1; 3.1.2; 3.1.3; 3.1.4; 4.1.1; 4.1.2; 4.1.3; 4.1.4;4.2.1; 4.2.2; 4.3.1

2.1.1; 2.1.2; 2.2.1; 2.3.3; 2.4.1; 2.5.1; 2.6.1; 2.6.2; 2.6.3; 3.1.2; 3.1.3; 4.1.1; 4.1.2; 4.1.3; 4.1.4; 4.3.1

2.1.1; 2.1.2; 2.2.1; 2.3.1; 2.3.2; 2.3.3; 2.4.1; 2.5.1; 2.6.1; 2.6.2; 2.6.3; 3.1.2; 3.1.3; 4.1.1; 4.1.2; 4.1.3; 4.1.4; 4.1.3; 4.1.6

3.2.1; 3.2.2; 3.2.3; 3.2.4; 4.1.5

3.2.1; 3.2.2; 3.2.3; 3.2.4; 4.1.5

2.1.1; 2.1.2; 2.2.1; 2.3.3; 2.4.1; 2.5.1; 2.6.1; 2.6.2; 2.6.3; 3.1.2; 3.1.3; 4.1.1; 4.1.2; 4.1.3; 4.2.2; 4.3.1

3.1.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Кто такие археологи?"

Презентация к занятию "Археологические раскопки старинной вазы"...

Презентация "Кто такие археологи?"

Презентация к занятию "Археологические раскопки старинной вазы"...

Физическая культура (на воздухе) «Юные археологи»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физкультуре в старшей группе Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Худо...

Развлечение « Слет маленьких археологов»

Цель развлечения:  развивать внимательность, усидчивость, настойчивость и целеустремленность в достижении поставленной цели. Развивать физические качества и волю к победе....

ПРОФЕССИЯ — АРХЕОЛОГ

Познавательное занятие - профессия археолог...

Проект "Профессия археолог"

Проект поможет детям поближе познакомиться с редкой профессией археолога, узнать, какими предметами пользуется археолог, как и где производятся раскопки. Для педагогов представлены виды деятельности, ...

Игровая ситуация в интерактивной песочнице "Археологи".

Игровая ситуация "Археологи". С целью формирования умения взаимодействовать,развития позвательных способностей, исследовательской активности....