Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему «Измерение различных предметов с помощью условных мер»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Мария Александровна Бикеева

Цель занятия: систематизировать и закрепить математические представления у детей подготовительной группы.

Задачи.

Образовательная. Познакомить с измерением величин при помощи условной меры.

Развивающая. Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, доказательную речь.

Воспитательная. Воспитывать интерес к познанию, умение выслушивать своих товарищей; приобщать к элементарным общепринятым нравственным правилам и нормам поведения.

Планируемые результаты.

Интегративные качества: эмоционально - отзывчивый; любознательный, активный; соблюдающий элементарные общепринятые правила; имеющий первичные представления об окружающем мире; может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач; овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления опытно - экспериментальной деятельности.

Предпосылки учебной деятельности (УУД): коммуникативные - умение слушать, участвовать в совместной деятельности, предлагать помощь и сотрудничество, обращаться за помощью; познавательные - умение выделять существенные признаки объектов, комментировать их, классифицировать, обобщать их свойства, выдвигать свои идеи и предложения; регулятивные - умение осуществлять действия по собственному замыслу, заданному образцу и правилу, участвовать в опытно-поисковой деятельности, слушать взрослого и выполнять его инструкции, пользоваться простейшими инструментами и средствами.

Виды детской деятельности.

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Методы и приёмы реализации содержания занятия.

Проблемно-поисковые: создание проблемных ситуаций, опыты, наблюдения; словесные: комментированный анализ, проблемная беседа; практические: измерение, рисование.

Материалы.

Демонстрационный материал. Письмо, банка с рисом, 6 кубиков, ложка, стакан, линейка, шнурок.

Раздаточный материал. Лист бумаги, картонная полоска (полоска должна укладываться полное количество раз в листе бумаги), карандаши. 

Предшествующая работа: дидактические игры математического содержания; чтение повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

Предварительная работа: обучение измерению с помощью плоской условной меры длины и ширины листа бумаги.

Словарная работа: мерили, измерили, мера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ № 231 «Детский сад комбинированного вида»

КОНСПЕКТ

занятия по математике в подготовительной группе

на тему «Измерение различных предметов с помощью условных мер»

Составитель:

М.А. Бикеева, воспитатель

2019-2020 учебный год

Цель занятия: систематизировать и закрепить математические представления у детей подготовительной группы.

Задачи.

Образовательная. Познакомить с измерением величин при помощи условной меры.

Развивающая. Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, доказательную речь.

Воспитательная. Воспитывать интерес к познанию, умение выслушивать своих товарищей; приобщать к элементарным общепринятым нравственным правилам и нормам поведения.

Планируемые результаты.

Интегративные качества: эмоционально - отзывчивый; любознательный, активный; соблюдающий элементарные общепринятые правила; имеющий первичные представления об окружающем мире; может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач; овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления опытно - экспериментальной деятельности.

Предпосылки учебной деятельности (УУД): коммуникативные - умение слушать, участвовать в совместной деятельности, предлагать помощь и сотрудничество, обращаться за помощью; познавательные - умение выделять существенные признаки объектов, комментировать их, классифицировать, обобщать их свойства, выдвигать свои идеи и предложения; регулятивные - умение осуществлять действия по собственному замыслу, заданному образцу и правилу, участвовать в опытно-поисковой деятельности, слушать взрослого и выполнять его инструкции, пользоваться простейшими инструментами и средствами.

Виды детской деятельности.

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Методы и приёмы реализации содержания занятия.

Проблемно-поисковые: создание проблемных ситуаций, опыты, наблюдения; словесные: комментированный анализ, проблемная беседа; практические: измерение, рисование.

Материалы.

Демонстрационный материал. Письмо, банка с рисом, 6 кубиков, ложка, стакан, линейка, шнурок.

Раздаточный материал. Лист бумаги, картонная полоска (полоска должна укладываться полное количество раз в листе бумаги), карандаши.  

Предшествующая работа: дидактические игры математического содержания; чтение повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

Предварительная работа: обучение измерению с помощью плоской условной меры длины и ширины листа бумаги.

Словарная работа: мерили, измерили, мера.

Ход занятия.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I этап – постановка проблемы

Педагог обращает внимание детей на адресованное им письмо и предлагает его прочитать.

В письме дядя Фёдор (герой повести Э.Успенского) рассказывает, что собирался сварить рисовую кашу для своих домочадцев, но не знает, как отмерить необходимое количество риса.

Педагог спрашивает у детей, могут ли они помочь дяде Фёдору.

-Ребята, вы хотели бы научиться измерять сыпучие предметы?

Дети заинтересованы создавшейся ситуацией.

Дети осознают проблему.

Дети выражают желание помочь герою.

Дети ставят перед собой цель.

II этап – актуализация знаний

На столе у воспитателя 6 кубиков и банка с рисом. Воспитатель спрашивает у детей: «Как узнать, сколько здесь кубиков?».

-Как узнать, сколько риса в банке?

Воспитатель считает по одному зернышку, подводя детей к понимаю длительности этого процесса. И предлагает найти более рациональный вариант (с помощью предметов, имеющихся на столе).

Воспитатель предлагает нескольким детям использовать для измерения риса различные предметы: ложку, стакан, линейку, шнурок.

-Посчитать.

Дети снова предлагают посчитать.

Дети называют знакомые способы измерения (линейкой, условной мерой и пр.).

Дети пытаются измерить количество риса разными предметами.

III этап – выдвижение гипотез-предположений

-Чем удобнее измерить крупу?

-То, чем мы что-то измеряем, называется мерой.

Воспитатель предлагает измерить крупу с помощью стакана и показывает способы измерения. Для проведения упражнения приглашается один ребенок. Воспитатель насыпает полный стакан крупы, обращая внимание на то, что крупа насыпана до краев стакана, и пересыпает его в миску.

Воспитатель уточняет: «Количество кубиков показывает сколько стаканов риса в банке?»

Затем педагог предлагает детям измерить длину листа бумаги с помощью картонной полоски.

-Стаканом, ложкой.

Дети повторяют определение.

Ребенок ставит на стол кубик.

Ребенок повторяет действие 6 раз.

По окончании измерения дети считают количество кубиков.

Дети дают утвердительный ответ. Называют количество кубиков и стаканов крупы.

Дети рассказывают правила измерения бумаги: «Начинаем от начала листа бумаги, конец меры зажимаем пальцем и ставим метку карандашом».

IV этап – проверка решения

Воспитатель предлагает детям приступить к измерениям.

Воспитатель выясняет, сколько мер получилась, на что указывает число, чему равна длина листа бумаги.

Дети самостоятельно измеряют длину листа бумаги, соблюдая правила.

Дети дают уточняющие ответы.

V этап – введение в систему знаний

Воспитатель предлагает детям найти различия между используемыми на занятии условными мерами: стаканом и картонной полоской.

-Давайте зарисуем эти способы измерения и отправим в письме дяде Фёдору.

Дети отвечают, что различия между ними в способе измерения и в том, что данными мерами можно измерить разные предметы (плоские и объемные, сыпучие).

Дети делятся на подгруппы создают коллективные рисунки: измерение с помощью стакана и измерение с помощью картонной меры. Рисунки вкладываю в конверты для того, чтобы отправить герою.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему: "Занимательное путешествие в страну Математики"

Занятие итоговое. Было проведено в мае в рамках районного месячника педагогического мастерства.Занятие интересно тем, что использовано много методов и приемов.Так как занятие проводилось в конце года,...

Конспект занятия по математике в средней группе по теме: «Измерение длины».

Программное содержание:    Формировать практические навыки измерения длины с помощью условной мерки. Формировать представления о зависимости результата измерения от величины мерки. Закр...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему: «На острове математики».

Конспект по математике  в подготовительной группе " "На острове математики"Развивать умение классифицировать  по 2-м,3-м, 4-м признакам  геометрические фигуры. Развивать логическое мышл...

конспект занятия по математике в подготовительной группе НА ТЕМУ: «Занимательное путешествие по островам математики»

Я проводила открытое занятие по математике НА ТЕМУ: «Занимательное путешествие по островам математики» Целью моего занятия было  Формирование развития и закрепления элементарных ...

конспект занятия по ФЭМП для подготовительной группы на тему: "Измерение жидкости"

конспект занятия по ФЭМП на тему: "Измерение жидкости"...

Конспект занятия по математике в младшей группе на тему: «Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, на две группы».

учить детей фиксировать внимание на форме предметов; формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия однородных объектов, сопоставлять форму по наличному образцу, ориентируясь на...