Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе «Сравнение групп предметов. Знаки == И =/=»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе «Сравнение групп предметов. Знаки == И =/=»

                                    

ЦЕЛЬ:

 

1)сформировать представление о равных и неравных группах предметов, умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления идентичных пар и фиксировать результат сравнения с помощью знаков == и =/=;

 

2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;

 

3)тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по высоте, узнавать по описанию и называть геометрические фигуры, закрепить счет в пределах 10;

 

4)тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, самостоятельность, инициативность, мелкую моторику, рук, творческие способности.

 

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ

 

Демонстрационный:

 

1)географическая карта с изображением Африки

 

2)схемы

 

Раздаточный:

 

1)парные карточки с пирамидками

 

2)на каждую пару детей столбики разного цвета и высоты и два подноса

 

3)лист с заданием

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Воспитатель собирает детей около себя.

 

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

 

В круг широкий, вижу я,

 

Встали все мои друзья.

 

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

 

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

 

В центре круга соберемся, раз, два, три.

 

И на место все вернемся, раз, два, три.

 

Улыбнемся, подмигнем,

 

Заниматься мы начнем.

 

-Путешествуете ли вы с родителями?

 

-В каких местах вам удалось побывать?

 

- Ребята, нам прислали письмо. От кого же оно? (На конверте изображение негритят-папуасов). Послушайте, что там написано.

 

«Дорогие ребята! Мы живем очень далеко, в Африке. У нас всегда жарко, светит солнце, теплое море и много фруктов. Мы приглашаем вас в гости веселиться и играть. Ваши друзья».

 

-Ну, что, отправимся в путешествие?

 

Дети подходят к географической карте, и воспитатель показывает, где находится Африка

 

- На чем можно добраться до Африки? (на пароходе, на самолете).

 

Воспитатель предлагает детям отправиться на пароходе.

 

- Как называются комнаты на пароходе? (каюты)

 

- Чтобы попасть на пароход, надо купить билет.

 

Дети подходят к столу, на котором находятся «билеты» на пароход – карточки с изображенными на них пирамидками. Картинки на карточках парные.

 

-В каждой каюте будут плыть 2 человека, поэтому нужно внимательно рассмотреть свою карточку и найти человека, у которого пирамидка составлена из точно такого же набора деталей.

 

Воспитатель выставляет схему №1.

 

Задание проверяется индивидуально у каждой пары детей.

 

- Почему вы считаете, что ваши картинки одинаковые? (Потому что на одной картинке, например, большое желтое кольцо – и на другой картинке такое же большое желтое кольцо и так далее, то есть между всеми деталями картинок можно составить пары одинаковых деталей).

 

Дети парами подходят к столам, на которых находятся столбики разной высоты и цвета, стоящие вперемешку, - это стаканы с соком. Также на столах имеются два подноса.

 

-Ребята, на пароходе готовятся к завтраку.

 

- Кто готовит на пароходе? (кок).

 

- Кок на камбузе – так на пароходе называется кухня - налил в стаканы сок. Как вы думаете, какой сок налит в стаканы?. (красный – томатный, желтый – апельсиновый, зеленый – яблочный, синий – сливовый). Давайте поможем коку, расставим стаканы с соком на два подноса так, чтобы получились равные наборы стаканов с соком.

 

- Как вы будете это делать?

 

Дети с помощью воспитатель проговаривают алгоритм:

 

Находим пару одинаковых стаканов, один стакан ставим на один поднос, а другой такой же – на другой поднос.

 

- Чем отличаются стаканы? (цветом и высотой).

 

- Какие стаканы можно назвать одинаковыми? (стаканы, у которых одинаковый цвет и одинаковая высота).

 

- Как вы будете сравнивать по высоте? (мы поставим 2 стакана рядом на ровную поверхность и посмотрим на верхний край. Если верхние края стаканов совпадают, то они равны по высоте).

 

Дети выполняют задание самостоятельно.

 

- Сколько стаканов вы поставили на каждый поднос? (4 стакана)

 

- Сколько стаканов вы на подносы не поставили? (4 стакана)

 

- Почему эти стаканы вы не поставили на подносы? (потому что у этих стаканов не было пары – точно такого же стакана)

 

-Получились ли у вас одинаковые, равные наборы стаканов?

 

- Почему вы считаете, что наборы равны? (потому что у каждого стакана из одного набора есть пара из другого набора).

 

Каждому ребенку выдаётся лист к заданию

 

«СРАВНИ ГРУППЫ ПРЕДМЕТОВ В МЕШКАХ И ПОСТАВЬ МЕЖДУ НИМИ НУЖНЫЙ ЗНАК»

 

- Капитан корабля везет в Африку ценный груз, положенный в мешки. Он просит детей сравнить группы предметов и поставить между ними нужный знак.

 

- Как вы будете выполнять задание?

 

Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм, пользуясь схемой

 

-Какой знак вы поставили между первой парой мешков? (знак равенства)

 

- Какой знак вы поставили между второй парой мешков?

 

Со второй парой возникает затруднение, так как дети не знают обозначения неравных групп предметов.

 

- Почему вы не можете выполнить задание? (потому что известный нам знак не подходит, а другого знака мы не знаем).

 

- Что нужно сделать для того, чтобы выполнить данное задание? (нужно узнать новый знак).

 

-Как это можно сделать?

 

Дети высказывают свои предположения. Если они не догадываются перечеркнуть знак равенства, воспитатель задает вопрос:

 

- Как с помощью символа в мы записывали, например не красный (не большой, не круг? (нужный символ зачеркивали).

 

- Как же можно записать, что группы предметов не равны? (надо зачеркнуть знак равенства).

 

Воспитатель пишет знак =/= на доске, дети в тетради.

 

-О чем говорит этот знак? (о том, что группы предметов не равны)

 

- В каком случае можно сказать, что группы предметов не равны? (в том случае, если нельзя составить пары одинаковых предметов).

 

Воспитатель вывешивает на доску вторую схему, и дети еще раз проговаривают правило.

 

-Вот мы с вами и приплыли в Африку, и первые, кого здесь встретили, это братья-козлики. Надо накормить козликов так, чтобы каждый получил равный ужин.

 

Дети должны провести линии от каждого плода к обоим козликам так, чтобы разбить все плоды на две равные группы.

 

Дети работают в тетрадях самостоятельно. После выполнения задания воспитатель задает вопрос

 

- Что получил на ужин каждый козлик? (1 яблоко, 2 груши, и 1 банан).

 

- Почему вы считаете, что ужины равны? (потому что каждый козлик получил одно и то же).

 

-Жители Африки – веселые папуасы очень рады нашему приезду и приглашают нас потанцевать.

 

Физкультминутка танец «ЧУНГА ЧАНГА».

 

- А еще нам веселые папуасы приготовили сюрприз – загадки. Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно и отвечайте старательно.

 

1. Нет углов у меня

 

И похож на блюдце я,

 

На тарелку и на крышку,

 

На кольцо, на колесо

 

Кто же я такой, друзья? (круг)

 

2. Он давно знаком со мной

 

Каждый угол в нем - прямой

 

Все четыре стороны

 

Одинаковой длины.

 

Вам его представить рад,

 

А зовут его (квадрат)

 

3. Три угла, три стороны

 

Могут разной быть длины.

 

Если станешь по углам

 

То скорей подскочишь сам. (треугольник)

 

4. Я, как круг, почти как он,

 

Но приплюснут с двух сторон. (овал)

 

5. У меня углы прямые,

 

Как и у квадрата.

 

Но длина у двух сторон

 

Разная, ребята.

 

6. Знает меня каждый школьник.

 

А зовусь… (прямоугольник)

 

-Пора нам возвращаться домой. Из Африки мы везем много коробок с подарками и все их надо сравнить с помощью знаков равенства и неравенства.

 

Дети выполняют задание самостоятельно.

 

- Какой знак вы поставили между зелеными (синими, красными) коробками?

 

- Почему вы поставили именно этот знак?

 

-Где вы сегодня побывали?

 

- Кому смогли помочь?

 

- Какие новые знания дали вам возможность угостить пассажиров корабля соком так, чтобы никто не был обижен, накормить козликов, разобраться с грузом и подарками?