Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе «Сравнение групп предметов. Знаки == И =/=»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе «Сравнение групп предметов. Знаки == И =/=»
ЦЕЛЬ:
1)сформировать представление о равных и неравных группах предметов, умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления идентичных пар и фиксировать результат сравнения с помощью знаков == и =/=;
2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
3)тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по высоте, узнавать по описанию и называть геометрические фигуры, закрепить счет в пределах 10;
4)тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, самостоятельность, инициативность, мелкую моторику, рук, творческие способности.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ
Демонстрационный:
1)географическая карта с изображением Африки
2)схемы
Раздаточный:
1)парные карточки с пирамидками
2)на каждую пару детей столбики разного цвета и высоты и два подноса
3)лист с заданием
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель собирает детей около себя.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на место все вернемся, раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнем.
-Путешествуете ли вы с родителями?
-В каких местах вам удалось побывать?
- Ребята, нам прислали письмо. От кого же оно? (На конверте изображение негритят-папуасов). Послушайте, что там написано.
«Дорогие ребята! Мы живем очень далеко, в Африке. У нас всегда жарко, светит солнце, теплое море и много фруктов. Мы приглашаем вас в гости веселиться и играть. Ваши друзья».
-Ну, что, отправимся в путешествие?
Дети подходят к географической карте, и воспитатель показывает, где находится Африка
- На чем можно добраться до Африки? (на пароходе, на самолете).
Воспитатель предлагает детям отправиться на пароходе.
- Как называются комнаты на пароходе? (каюты)
- Чтобы попасть на пароход, надо купить билет.
Дети подходят к столу, на котором находятся «билеты» на пароход – карточки с изображенными на них пирамидками. Картинки на карточках парные.
-В каждой каюте будут плыть 2 человека, поэтому нужно внимательно рассмотреть свою карточку и найти человека, у которого пирамидка составлена из точно такого же набора деталей.
Воспитатель выставляет схему №1.
Задание проверяется индивидуально у каждой пары детей.
- Почему вы считаете, что ваши картинки одинаковые? (Потому что на одной картинке, например, большое желтое кольцо – и на другой картинке такое же большое желтое кольцо и так далее, то есть между всеми деталями картинок можно составить пары одинаковых деталей).
Дети парами подходят к столам, на которых находятся столбики разной высоты и цвета, стоящие вперемешку, - это стаканы с соком. Также на столах имеются два подноса.
-Ребята, на пароходе готовятся к завтраку.
- Кто готовит на пароходе? (кок).
- Кок на камбузе – так на пароходе называется кухня - налил в стаканы сок. Как вы думаете, какой сок налит в стаканы?. (красный – томатный, желтый – апельсиновый, зеленый – яблочный, синий – сливовый). Давайте поможем коку, расставим стаканы с соком на два подноса так, чтобы получились равные наборы стаканов с соком.
- Как вы будете это делать?
Дети с помощью воспитатель проговаривают алгоритм:
Находим пару одинаковых стаканов, один стакан ставим на один поднос, а другой такой же – на другой поднос.
- Чем отличаются стаканы? (цветом и высотой).
- Какие стаканы можно назвать одинаковыми? (стаканы, у которых одинаковый цвет и одинаковая высота).
- Как вы будете сравнивать по высоте? (мы поставим 2 стакана рядом на ровную поверхность и посмотрим на верхний край. Если верхние края стаканов совпадают, то они равны по высоте).
Дети выполняют задание самостоятельно.
- Сколько стаканов вы поставили на каждый поднос? (4 стакана)
- Сколько стаканов вы на подносы не поставили? (4 стакана)
- Почему эти стаканы вы не поставили на подносы? (потому что у этих стаканов не было пары – точно такого же стакана)
-Получились ли у вас одинаковые, равные наборы стаканов?
- Почему вы считаете, что наборы равны? (потому что у каждого стакана из одного набора есть пара из другого набора).
Каждому ребенку выдаётся лист к заданию
«СРАВНИ ГРУППЫ ПРЕДМЕТОВ В МЕШКАХ И ПОСТАВЬ МЕЖДУ НИМИ НУЖНЫЙ ЗНАК»
- Капитан корабля везет в Африку ценный груз, положенный в мешки. Он просит детей сравнить группы предметов и поставить между ними нужный знак.
- Как вы будете выполнять задание?
Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм, пользуясь схемой
-Какой знак вы поставили между первой парой мешков? (знак равенства)
- Какой знак вы поставили между второй парой мешков?
Со второй парой возникает затруднение, так как дети не знают обозначения неравных групп предметов.
- Почему вы не можете выполнить задание? (потому что известный нам знак не подходит, а другого знака мы не знаем).
- Что нужно сделать для того, чтобы выполнить данное задание? (нужно узнать новый знак).
-Как это можно сделать?
Дети высказывают свои предположения. Если они не догадываются перечеркнуть знак равенства, воспитатель задает вопрос:
- Как с помощью символа в мы записывали, например не красный (не большой, не круг? (нужный символ зачеркивали).
- Как же можно записать, что группы предметов не равны? (надо зачеркнуть знак равенства).
Воспитатель пишет знак =/= на доске, дети в тетради.
-О чем говорит этот знак? (о том, что группы предметов не равны)
- В каком случае можно сказать, что группы предметов не равны? (в том случае, если нельзя составить пары одинаковых предметов).
Воспитатель вывешивает на доску вторую схему, и дети еще раз проговаривают правило.
-Вот мы с вами и приплыли в Африку, и первые, кого здесь встретили, это братья-козлики. Надо накормить козликов так, чтобы каждый получил равный ужин.
Дети должны провести линии от каждого плода к обоим козликам так, чтобы разбить все плоды на две равные группы.
Дети работают в тетрадях самостоятельно. После выполнения задания воспитатель задает вопрос
- Что получил на ужин каждый козлик? (1 яблоко, 2 груши, и 1 банан).
- Почему вы считаете, что ужины равны? (потому что каждый козлик получил одно и то же).
-Жители Африки – веселые папуасы очень рады нашему приезду и приглашают нас потанцевать.
Физкультминутка танец «ЧУНГА ЧАНГА».
- А еще нам веселые папуасы приготовили сюрприз – загадки. Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно и отвечайте старательно.
1. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья? (круг)
2. Он давно знаком со мной
Каждый угол в нем - прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его (квадрат)
3. Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если станешь по углам
То скорей подскочишь сам. (треугольник)
4. Я, как круг, почти как он,
Но приплюснут с двух сторон. (овал)
5. У меня углы прямые,
Как и у квадрата.
Но длина у двух сторон
Разная, ребята.
6. Знает меня каждый школьник.
А зовусь… (прямоугольник)
-Пора нам возвращаться домой. Из Африки мы везем много коробок с подарками и все их надо сравнить с помощью знаков равенства и неравенства.
Дети выполняют задание самостоятельно.
- Какой знак вы поставили между зелеными (синими, красными) коробками?
- Почему вы поставили именно этот знак?
-Где вы сегодня побывали?
- Кому смогли помочь?
- Какие новые знания дали вам возможность угостить пассажиров корабля соком так, чтобы никто не был обижен, накормить козликов, разобраться с грузом и подарками?