Главные вкладки

    Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы
    картотека по математике (подготовительная группа)

     Урбанова Инна Германовна

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР  ПО  ФОРМИРОВАНИЮ

    ЭЛЕМЕНТАРНЫХ  МАТЕМАТИЧЕСКИХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

    ДЛЯ  ДЕТЕЙ  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЫ

    Количество и счет
     

    1. Дидактическая игра: «Незнайка в гостях»
    Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.
    Оборудование: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками.
    Содержание:В. обращается к детям: Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

     

    2. Дидактическая игра:«Угадай, какое число пропущено»
    Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
    Оборудование. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.
    Содержание. В. расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а В. убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

     

    3. Дидактическая игра:«Поездка»
    Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше.
    Оборудование. Наборное полотно, 8 больших треугольников, 8 - маленьких.
    Содержание. В. рассказывает: «Ребята, в детский сад я ехала на трамвае. В вагон вошли школьники: девочки и мальчики. Были свободные места и мальчики уступили их девочкам. Все девочки сели рядом, а мальчики стали вдоль всего вагона. Девочек я обозначу маленькими треугольниками, а мальчиков большими. Кого в трамвае было больше: мальчиков или девочек? Как догадались? Какое число больше (меньше)? Почему некоторые дети подумали, что мальчиков больше? Как доказать, что число 8 больше 7, а 7 больше 8.» 0дин ребенок раскладывает маленькие треугольники под большими, точно один под один. В.заключает: « Мы с вами увидели, что число предметов не зависит от места, которое они занимают. Чтобы узнать, каких предметов больше, а каких меньше, надо считать предметы и сравнивать их число».

     

    4. Дидактическая игра:«Сколько?»
    Цель: развитие мышления.
    Содержание. В. предлагает детям ответить на вопросы:
    -Сколько хвостов у семи ослов?
    -Сколько носов у двух псов?
    -Сколько пальчиков у одного мальчика?
    -Сколько ушей у пяти малышей?
    -Сколько ушек и трех старушек? и т. д.

     

    5. Дидактическая игра:«Клумба»
    Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними.
    Оборудование. Наборное полотно с 2 полосками, предметные картинки с изображением цветов (по 7 штук), карточки с 2 свободными полосками.
    Содержание. На наборном полотне в 2 ряда точно один под другим расположены по 6 рисунков маков и астр. В. говорит: «Представьте себе, что это клумба и на ней в два ряда растут цветы. Сколько маков? Давайте все вместе сосчитаем! Можно сказать, сколько астр, не пересчитывая их? Почему это можно сказать? Давайте проверим. Коля, громко сосчитай астры! Сейчас я пересажу маки и астры. В. размещает маки вплотную друг к другу и увеличивает расстояние между астрами. Что изменилось? Как теперь растут маки? Астры? Поровну ли теперь цветов? Как можно доказать, что цветов поровну? (Добавляет 1 мак). Сколько стало маков? Как мы получили 7 маков? Каких цветов теперь больше (меньше)? Как доказать, что маков больше? Какое число больше? (меньше:6 или 7? ) Как сделать, чтобы было видно, что маков больше, - чем астр?

     

    6. Дидактическая игра: «Сосчитай, не ошибись»
    Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров
    Оборудование: Наборное полотно с 2 полосками, 10 больших 10 маленьких кубов,
    Содержание. В. обращается к детям «Сейчас я буду ставить кубы в ряд, а вы их считайте! Сколько кубов я поставила? (8 ). Закройте глаза! (На каждый большой куб помешает маленький). Откройте глаза! Можно ли сказать, не считая, сколько маленьких кубов я разместила? Почему это можно сделать? Докажите, что маленьких кубов и больших кубов поровну! Как сделать, чтобы маленьких кубов стало на 1 больше чем больших. Сколько их тогда будет? (Добавляет маленький куб). Каких кубов стало больше? Сколько их? каких меньше? Сколько их? Какое число больше? (меньше?). Что нам надо сделать, чтобы больших и маленьких кубов стало опять поровну?

     

    7. Дидактическая игра: «Угадайте, какое число пропущено?»
    Цель: закрепить знания и последовательности чисел.
    Содержание. В. предлагает детям поиграть в игру «Угадайте, какое число я пропустила?», объясняет ее содержание: «Я буду называть 2 числа, пропуская между ними одно, а вы угадывать, какое число я пропустила. Посмотрим, какой ряд детей выиграет». Называет числа: 2 и 4, 3 и 5, 4 и 6, 5 и 7, 8 и 10 и т. п

    Геометрическая форма.
     

    1. Дидактическая игра: «Учимся рисовать круги»
    Цель: учить рисовать круги в квадратах.
    Содержание В. напоминает, какие фигуры они рисовали по клеткам и сообщает: «Сегодня мы будем учиться рисовать круги. Для того чтобы круг получился ровным, его удобнее рисовать в квадрате. Посмотрите, я наложу круг на квадрат. Видите, круг касается всех сторон квадрата, а углы остаются свободными». Затем дети рисуют квадраты, воспитатель показывает на доске, как надо рисовать круги (рисуют красным карандашом круги в квадратах.).

     

    2. Дидактическая игра: «Сломанная машина»
    Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.
    Оборудование: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.
    Содержание. На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.

     

    3. Дидактическая игра:«Подбери фигуру»
    Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.
    Оборудование:Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.
    Содержание. В. объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».

     

    4. Дидактическая игра:«Сложи из палочек»
    Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.
    Оборудование:счетные палочки на каждого ребенка.
    Содержание. Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое - либо изображение или фигуру.

     

    5. Дидактическая игра:«Сложи фигуру»
    Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.
    Оборудование:Фланелеграф. Модели геометрических фигур.
    Содержание. В. помешает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают, из какого количества они составили фигуру.

     

    6. Дидактическая игра: «Кто больше увидит»
    Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.
    Оборудование: Фланелеграф, геометрические фигуры.
    Содержание. На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

     

    7. Дидактическая игра: «Найди свою фигуру»
    Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.
    Оборудование: Ящик из картона с прорезанными отверстиями треугольной, круглой, квадратной и т. д. формы, геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике, конверты с изображением геометрических фигур.
    Содержание. Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрическиефигуры (каждую в соответствующую прорезь), а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь на изображения в своих конвертах. В этой игре обязательно возникает познавательное общение детей, благодаря чему возникает речевая активность детей, дети хорошо видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя же треугольник!» Группы детей в этой игре рекомендуется менять местами.

    И ещё несколько игр:

    ИГРА «Времена года»

    Цель: закрепить знания о времени года.

    Оборудование: Конверты с пазлами с изображением времени года.

    Содержание. Раскладываются конверты. Играющие выбирают любой конверт и собирают картинку. Они превратились в 4 «времени года». Каждый вспоминает, что он может рассказать о себе.

    ИГРА «Угадайка»

    Цель: упражнять детей в счёте.

    Оборудование: коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.

    Содержание. В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки.Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5.Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше".

    ИГРА «Найди фигуру»

    Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

    Оборудование: модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей, загадки о геометрических фигурах

    Содержание.Задание: «Я буду загадывать загадки о фигурах, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».

    ИГРА «Сложи из палочек»

    Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

    Оборудование: счетные палочки на каждого ребенка.

    Содержание. Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое - либо изображение или фигуру.

    ИГРА «Кто быстрее подберет коробки»

    Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

    Оборудование: 6-8 коробок разного размера.

    Содержание. Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга,педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие0Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке.Потом дает команду«Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой).

    ИГРА «Встань на свое место»

    Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

    Оборудование: два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

    Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число.По сигналу«Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке.

    ИГРА «Расскажи, что видишь»

    Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

    Содержание. У каждого ребенка картинка. Играющие должны рассказать,как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу облако, в левом верхнем углу - солнышко, в левом нижнем углу - домик, в правом нижнем углу - дерево, в середине – птицы, и так далее.

    ИГРА «Звездочки»

    Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

    Оборудование: карточки с нарисованными на них звездачками от 1 до 10.

    Содержание. Дети выбирают карточки. Выбирается водящий. Дети бегают по комнате.По сигналу водящего«Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

    ИГРА «Где какие фигуры лежат»

    Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.

    Оборудование: набор фигур.

    Содержание. Играют по двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы.

    ИГРА «Как расположены фигуры»

    Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

    Оборудование: 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг нее (вверху, внизу, справа, слева, по одной фигуре, лист бумаги, конверт с моделями геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).

    Содержание.Воспитатель вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить,надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и внизу, справа и слева. Кто хочет рассказать, как те положены фигуры? После этого В. поворачивает таблицу обратной стороной к детям. Выполнив задание, дети рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки. Могут быть даны аналогичные задания.

    ИГРА «Когда это бывает»

    Цель: закрепить знания о частях суток.

    Оборудование: модель суток, картинки.

    Содержание. В. выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток.Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку?Как называется эта часть суток?

    ИГРА «Кто первый»

    Цель: развитие внимания.

    Содержание. Воспитатель вывешивает картинку, на которой в ряд слева направо или сверху вниз изображены предметы. Обязательно договариваемся договаривается,откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, сверху, снизу. Хлопает в ладоши несколько раз. Дети должны посчитать количество хлопков и найти предмет, которая стоит на указанном месте. Кто первым назовет предмет, становится водящим.

     ИСТОЧНИКИ:

    https://ped-kopilka.ru/blogs/blog51689/didakticheskie-igry-po-fyemp-kartoteka.html

    https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-po-fyemp-dlja-podgotovitelnoi-grypy.html

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы

    Дидактические игры для детей подготовительной группы. которые помогут воспитателю формироватьэлементарные математические навыки....

    Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы «Незнайка в гостях»

    Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы«Незнайка в гостях»Цель: учить видеть равное количество разных пре...

    Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20140477","attributes":{"...

    Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20141273","attributes":{"alt":"","class":...

    Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы

    КАРТОТЕКА  ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР  ПО  ФОРМИРОВАНИЮЭЛЕМЕНТАРНЫХ  МАТЕМАТИЧЕСКИХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ  ДЕТЕЙ  СТАРШЕЙ  ГРУППЫ[[{"type":"media","view_mode":"media_...