"Математические игры в кругу семьи"
методическая разработка по математике (старшая группа)

Федосеева Ксения Сергеевна

Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка.
Мы хотим показать Вам, как в домашних условиях можно помочь ребёнку развить математические способности, используя игровые методы и приёмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_femp_doma.docx19.07 КБ
Файл matematicheskie_igry.pptx1.15 МБ
Файл matematika_v_krugu_semi.docx1.01 МБ

Предварительный просмотр:

«Игры по математике дома» (5–6 лет)

Цифры. Счет

Игра «Мой веселый звонкий мяч» (с мячом)

Например, взрослый называет число 4 (бросает мяч) и говорит: 

  • «Считай дальше» (и так с любым числом до 10).
  • Назови соседей числа 4 (5, 6, 9 и т. д.)
  • Назови число, которое следует за числом 2(3, 4, 6 и т. д.)
  • Назови число на 1 больше (или на 1 меньше названного).

Счет цепочкой (поочередно).

  • Начинает взрослый – «один», ребенок продолжает – «два», взрослый – «три», ребенок – «четыре» и т. д. до 10. Затем счет первым начинает ребенок.

Игра «Отложи столько же предметов (счет на слух)

Взрослый ритмично хлопает в ладоши, ребенок закрывает глаза и считает хлопки на слух, затем откладывает столько же предметов.

  • Вопрос: Сколько предметов ты отложил? Почему?
  • Усложнение: Отсчитай предметов на 1 больше (или на 1 меньше, чем услышишь хлопков.
  • Вопрос: Сколько ты отложил предметов? Почему?

Игра «Отсчитай столько же»

Перед ребенком большое количество предметов (палочки, круги, пуговицы и т. д.)

  • Задание: Отсчитай 4 пуговицы (или любое другое количество до 10, или отсчитай столько палочек, сколько показывает цифра (при этом взрослый показывает ребенку любую другую цифру в пределах 10).

Игра «Чудесный стаканчик»

Необходимый инвентарь: десять стаканчиков из-под йогурта, небольшая игрушка, помещающаяся в стаканчик.

  • На каждый стаканчик наклейте цифру.
  • Выберите водящего. Он должен отвернуться. За это время спрячьте под один из стаканчиков игрушку.
  • Водящий поворачивается и угадывает, под каким стаканчиком спрятана игрушка. Он спрашивает: «Под первым стаканчиком? Под шестым?» и так далее, пока не угадает.
  • Можно отвечать подсказками: «Нет, больше», «Нет, меньше».

Игра: «Какой цифры не стало?»

  • Перед ребенком цифровой ряд. Ребенок закрывает глаза или отворачивается, взрослый убирает одну или две цифры. Открыв глаза, ребенок определяет какой цифры нет.

Игра: «Цифры разбежались»

Все цифры расположены беспорядочно. Дать задание ребенку разложить цифры по порядку.

Соедини стрелкой цифру с нужным количеством предметов.

Обведи в кружок цифру, которая соответствует количеству предметов.

Игра «Назови цифру»

Перед ребенком цифровой ряд. Взрослый предлагает ребенку показать любую из названных цифр, или указывая на любую цифру, спросить как она называется.

  • Назови, какие цифры пропущены 1 34 6 8 10?
  • Какая цифра должна стоять вместо? 1? ? 4 5? 7? 9 10? и др.

Игра «Отгадай число»

Игра способствует подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания, помогает закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка

  • Спросите, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы, и т. д.
  • Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Задумайте, например, число в пределах десяти и попросите ребенка отгадать его. Малыш называет разные числа, а вы говорите, больше названное число задуманного вами или меньше.
  • Затем поменяйтесь с ребенком ролями.

Геометрические фигуры

Различать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, овал.

Игра «Положи предмет на свое место»

На столе расположены предметы.

  • Задание: предметы круглой формы – на круглую полку, предметы овальной формы – на овальную полку и т. д. (обозначая, полку соответствующей геометрической фигурой)

Игра «Фигуры»

Необходимый инвентарь: счетные палочки (или спички).

  • Расскажите ребенку об основных геометрических фигурах. Объясните, что такое сторона, угол.
  • Вместе с ребенком начните составлять геометрические фигуры из палочек. Затем попросите его делать это самостоятельно.
  • Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки.
  • Попробуйте составлять фигуры разного размера, с разным количеством палочек.
  • Учите ребенка сравнивать фигуры.
  • Еще один вариант — комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими. Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника или из десяти палочек сделать два квадрата — большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого).
  • Комбинируя счетные палочки, ребенок закрепляет знания математических понятий: «число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура», «треугольник».

Ориентировка в пространстве

Игра: «Найди предмет»

В комнате расположены любые игрушки (около дивана, за стулом, впереди цветка, за полкой, на столе)

  • Задания: Найди около дивана зайчика. За стулом машинку. Впереди цветка куклу. За полкой книжку. На столе тетрадки.
  • Вопросы: Где был зайчик? Где была машинка? Кукла? Книжка? Тетрадка?
  • Усложнение: Положи зайчика впереди себя (сзади, слева, справа, под, около)  

Игра: «Самолеты на посадку»

Перед ребенком лист бумаги и маленькие самолетики (из картона или игрушки)

  • Задания: Самолет летит в правый (левый) верхний или нижний угол. Где самолет? Самолет полетел в середину листа. Где самолет? И т. д.
  • Аналогично можно играть с шайбой (черный круг из картона). Шайба летит в разных направлениях. Где шайба?

Игровые задания детям

  • Топни правой ногой три раза.
  • Дотронься левой рукой до левого уха.
  • Подними вверх правую (левую) руку.
  • Поставь на носок правую (левую) ногу.
  • Дотронься левой рукой до правого колена.
  • Повернись на право (на лево).
  • Сделай три шага вперед, повернись влево сделай пять шагов и т. д.

Ориентировка во времени

Время года

  • Знать название текущего времени года.
  • Сколько всего времен года? Назови их по порядку.
  • Какое время года идет после весны? и т. д.
  • Назови зимние месяца.

Части суток (что мы делаем утром; когда мы гуляем, спим, обедаем, просыпаемся, делаем зарядку и т. д.)

Дни недели

  • Какой день недели 2-й (3-й, 5-й, 6-й) по счету?
  • Сегодня вторник. Какой день будет завтра?
  • Воскресенье – какой день по счету?
  • Какой день недели будет после среды?
  • Какой день между понедельником и средой?
  • Сколько всего дней в неделе?

Успехов вам и вашим детям!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Играем в математику дома» Презентация для родителей воспитатель Федосеева К. С. МБДОУ «д/сад № 13 « Колосок » старшая группа

Слайд 2

Цель: привлечь интерес родителей к занимательному материалу, помочь осознать значимость его применения в условиях семьи. Как сделать математические игры интересными для ребенка: обязательно учитывайте возраст, на который рассчитано задание . не хочет – не настаивайте, поменяйте тактику, предложите другой вид игры; особенно с малышами используйте предметы из жизни. Например , возьмите овощи и фрукты для сравнения, на улице соберите палочки разной длины и разложите их по длине, от самой длинной до самой короткой ; не акцентируйте внимание на неудачах и не делайте все за него . ребенок сам должен прийти к логическому выводу ; если что-то не получается, мягко сверните игру и продолжите в нее поиграть спустя какое-то время; не ограничивайтесь словом “Молодец”, хвалите ребенка за его попытки и усердие, за его действия. Но не перестарайтесь , все должно быть в меру, чтобы он хотел играть не ради похвалы, а ради познавательного интереса.

Слайд 3

Существует огромное количество видов математических игр, поэтому даже ребенку, который не проявляет интереса к цифрам и счету, можно найти такое занятие, которое ему обязательно понравится. Прогулка – отличное время, чтобы познакомить ребенка с математикой в веселой и увлекательной форме: «Давай сделаем 10 больших шагов и 2 маленьких?» «Как насчет того, чтобы сделать один прыжок и пять шагов?» «Как ты думаешь, сколько нужно сделать шагов, чтобы добраться до того пожарного крана? Мне нужно сделать больше или меньше шагов, чем тебе? На сколько?». «Как ты думаешь, сколько твоих друзей мы встретим сегодня?» «Давай посчитаем голубей!» Игры с конструкторами и головоломками. Конструкторы открывают возможности для умственного развития наших детей, а именно – их пространственного мышления. Это: Деревянные кубики. ЛЕГО. Магнитные конструкторы. Танграм . Кубики Никитина.

Слайд 4

Кухня – прекрасное место для изучения математики! Когда ваши дети хотят повозиться на кухне, не гоните их оттуда, а лучше попробуйте направить их энергию в нужное русло. «Мне нужна средняя миска для этого салата. Какая из них, по-твоему, нужного размера?» «В рецепте указано, что нужно использовать три яйца. Я положила одно. Сколько еще нам нужно?» «Можешь ли ты отмерить одну чашку овсянки для меня?» «Нам нужно 1,5 стакана муки. У меня есть 1 стакан, как мне отмерить 1,5 стакана при помощи этого стакана?»

Слайд 5

Прогулка – отличное время, чтобы познакомить ребенка с математикой в веселой и увлекательной форме: - «Давай сделаем 10 больших шагов и 2 маленьких?» - «Как насчет того, чтобы сделать один прыжок и пять шагов?» - «Как ты думаешь, сколько нужно сделать шагов, чтобы добраться до того пожарного крана? Мне нужно сделать больше или меньше шагов, чем тебе? На сколько?». -«Как ты думаешь, сколько твоих друзей мы встретим сегодня?» « - «Давай посчитаем голубей!»

Слайд 6

Включайте математику в вашу ежедневную жизнь. «Я перестирала все носки! Поможешь мне собрать их по парам?» «Перед тем, как мы будем читать книгу, каждый из вас должен убрать по 10 вещей на место. Раз-два-три, поехали!» «О, посмотри! Какой беспорядок в этом ящике! Мне нужна твоя помощь. Давай положим эти вещи в корзину и отсортируем их по цвету!»

Слайд 7

Играйте всей семьей в математические настольные игры.

Слайд 10

Игры на ориентировку в пространстве (право и лево)

Слайд 11

Игра – это радость и удовольствие для детей. С ее помощью можно приобрести новые знания для дальнейшей жизни.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Математические игры в кругу семьи»

Консультация для родителей «Математические игры в кругу семьи»...

Консультация для родителей на тему: "Математические игры в кругу семьи"

Консультация для родителей на тему: "Математические игры в кругу семьи"...

Буклет для родителей "Математические игры в кругу семьи"

Формирование математических представлений – это не столько подготовка детей к успешному овладению математикой в школе, сколько их всестороннее развитие.   Черпать свои знания по матема...

Математические игры в кругу семьи

Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании элементарных математических представлений у дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить ег...

Математические игры в кругу семьи.

Предлагается краткое описание математических игр, в которые родители смогут поиграть с детьми дома. на улице, в путешествии....

Консультация для родителей «Математические игры в кругу семьи»

Консультация для родителей «Математические игры в кругу семьи»...